КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управленческое понимание организации как функции
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА Термин «организация» (от лат. organize) означает «придаю стройный вид, устраиваю». Организация (организовывание) — обеспечивающая функция управления, направленная на создание необходимых условий для достижения целей. Особенность функции организации состоит в том, что она обеспечивает взаимосвязь и эффективность взаимодействия всех остальных функций. Это процесс соединения всех ресурсов для достижения поставленных целей. Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования, то есть в формировании управленческих отношений. Цели функции организации: - во-первых, обеспечение перехода из имеющегося состояния объекта в желаемое; - во-вторых, определение способов, с помощью которых можно перевести с наименьшими затратами и в минимальные сроки имеющиеся в действительности показатели в планируемое состояние. Задачи функции организации: 1. Упорядочение всех сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях. 2. Разделение на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочии, а также установления взаимосвязей между различными видами работ. 3. Обеспечение финансами, сырьем, помещением, информацией, материалами, трудовыми ресурсами, то есть создание реальных условий для достижения целей. 4. Быстрая реакция на изменения факторов внешней среды. Критерием эффективности функции организации является достижение цели. Принципы осуществления функции организации: Вне зависимости от типа и масштабов деятельности каждая фирма должна быть некоторым образом организована. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функции организации. Это следующие принципы: 1) неразрывная связь с целями предприятия, определяемыми в ходе планирования; 2) делегирование полномочий, т. е. поручение различных задач работникам и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения; 3) координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство (у одного подчиненного не может быть двух начальников), т. е. каждый член группы должен знать, что он должен делать, сроки выполнения работ и кто им руководит; 4) использование эффективных норм управляемости (так называемого диапазона контроля); можно выделить факторы, определяющие норму управляемости (количество сотрудников, которыми может эффективно управлять один менеджер, и время и частота, необходимые менеджеру для общения с ними). Это во многом зависит от умения менеджера общаться с подчиненными, сложности решаемых задач, интереса и вовлеченности в трудовой процесс. Если норма управляемости не будет соответствующим образом ограничена, возникнут путаница и перегрузка руководителя. В практике сложилась оптимальная норма управляемости в соотношении 1: (7 плюс или минус 2). Для выполнения функций организации в ней следует выделить управленческие процедуры: 1. Построение организационной структуры: выделение подразделений, определение их состава, задач, функций. 2. Осуществление процедуры отбора кадров. 3. Установление соподчиненности и взаимосвязей. Здесь должны быть четко определены права, обязанности и ответственность структурных подразделений и отдельных лиц. Это достигается путем разработки регламентов о структурных подразделениях, определяющих внутренний порядок, границы деятельности каждого подразделения и работника организации. 4. Осуществление оперативного управления текущей деятельностью. 5. Определение отношения к работе: с помощью организационно-распорядительных методов создание условий для осуществления процессов, не зависящих от индивидуальных качеств людей, а вытекающих из требований системы управления. 6. Обеспечение всех работников необходимой информацией посредством создания эффективных коммуникаций. 7. Формирование процесса подготовки, принятия, реализации и контроля управленческих решений. 3.2. ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ И СВЯЗИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ Сущность и содержание управления проявляются в его функциях, а форма — в организационной структуре. Выполнение функций управления возможно в рамках различных организационных структур. Под структурой организации понимается состав и соотношение входящих в него подсистем, выделяемых по критериям производственных и управленческих процессов. Важно, чтобы они наилучшим образом соответствовали содержанию и методам выполнения работ и способствовали повышению их эффективности. Каждая организация, независимо от ее размера, базируется на формально и точно определенных взаимоотношениях между ее членами, что представляет собой организационную структуру управления (ОСУ). ОСУ рассматривают при помощи многочисленных критериев и характеристик: ОСУ — это конструкционная основа управления. ОСУ отражает стабильные формы разделения управленческого труда. ОСУ — это совокупность устойчивых связей элементов, обеспечивающих ее целостность и упорядоченность. ОСУ — это определенная упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создает условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения целей. ОСУ — это состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Структура управления должна обеспечить надежное функционирование системы в целом. Структуру управления обычно характеризуют с помощью таких понятий, как сложность, уровни формализации и централизации, механизмы координации. Сложность организационной структуры определяется числом отделов, групп, высококвалифицированных специалистов и уровней иерархии. Формализация характеризует масштабы использования правил и распоряжений для регулирования поведением людей. Централизация характеризует распределение прав, обязанностей и ответственности по вертикали управления, а ее уровень показывает, в какой мере члены организации привлекаются к принятию управленческих решений. Координация базируется на использовании механизмов интеграции разделенных ресурсов и действий, например, это может быть: - создание специальных комиссий, комитетов, рабочих групп; - правила, графики, нормы; - разделение задач по иерархии управления. Когда говорят о структуре управления, обычно имеют в виду схему взаимосвязей между звеньями и отдельными работниками, занятыми решением управленческих задач организации. Поэтому в ней выделяют такие понятия, как звенья, связи, уровни. Звено управления — это обособленное подразделение со строго очерченными функциями. В качестве звена управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функций управления, всю функцию или совокупность функций управления. К понятию «звено» относят также и руководителей. Ступень управления — это совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии управления. Отношения между звеньями управления поддерживаются благодаря связям (взаимоотношениям, коммуникациям), которые подразделяются на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи (связи кооперации и координации равноправных звеньев управления) носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Их основное предназначение — способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений компании. Вертикальные связи — разноуровневое расположение звеньев управления по общности их функций — представляет собой соподчиненность звеньев управления снизу доверху. Средством для достижения нормальных взаимоотношений между уровнями управления является делегирование полномочий. Делегирование полномочий представляет собой важную управленческую процедуру, реализующую функцию организации. Делегирование означает передачу задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Делегирование — акт, превращающий человека в руководителя. Цели делегирования: 1. Разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текущей рутинной работы и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления. 2. Повысить дееспособность нижестоящих звеньев. 3. Активизировать «человеческий фактор», как можно больше вовлечь и заинтересовать работников. При этом необходимы такие объем и масштаб делегируемых полномочий, которые способствуют профессиональному росту сотрудников, мотивируют их, обеспечивают удовлетворенность содержанием труда. Оптимальный объем делегирования зависит от различных факторов и, прежде всего от возможностей реалиации делегируемых полномочий данным работником; соответствия передаваемых работнику полномочий характеру принимаемых им задач. Существуют две основные концепции делегирования полномочий: 1) классическая — передача полномочий сверху вниз. Полномочия считаются делегированными, когда они переданы руководителем подчиненному; 2) современная — принятие полномочий. Полномочия считаются делегированными, когда они приняты подчиненным, исходя из этой концепции, подчиненный имеет право отклонить требования начальника. Делегирование полномочий предполагает следующие методы: - поручение работникам индивидуальных конкретных заданий; - предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным; - формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания. К числу основных принципов рационального делегирование в менеджменте относятся: 1) единоначалие - сотрудник получает задания и отвечает за их выполнение перед одним начальником; 2) соответствие - состав задач должен соответствовать характеру полномочий сотрудника, и объем полномочий должен соответствовать делегированной ответственности; 3) координация - состав полномочий должен динамично корректироваться в соответствии с новыми заданиями сотрудника; 4) достаточность - масштабы ответственности не должны превышать индивидуальные возможности сотрудника; 5) мотивированность - расширение ответственности должны мотивироваться повышением оплаты, влияния или лидерства. Делегирование базируется на полномочиях и ответственности. Ответственность — это обязательство выполнить поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. При делегировании полномочий ответственность не делегируется, не снимается с самого руководителя, хотя и распространяется на подчиненного. Полномочие — это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение определенных задач. Полномочия являются именно ограниченным правом, так как имеют пределы, определяемые правилами, должностными инструкциями. Работник, выходящий за рамки этих правил, превышает свои полномочия. Пределы полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления. Но даже полномочия высшего руководства ограничены законами, культурными ценностями общества. Полномочия бывают следующих типов: - линейные полномочия — это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному. Делегирование линейных полномочий (скалярный процесс) создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения. Это отношения, в которых руководитель реализует свои властные воздействия по принципу единоначалия; - штабные полномочия — это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу. Штабные полномочия бывают четырех видов: 1) рекомендательные; 2) обязательного согласования; 3) параллельные; 4) функциональные; - рекомендательные полномочия штабного аппарата являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства. Введение процедуры обязательного согласования обеспечивает расширение рекомендательных полномочий и обязывает линейное руководство согласовывать определенный круг решений со штабным аппаратом; - параллельные полномочия представляют собой дальнейшее расширение штабных полномочий и включают право отклонять определенные решения линейного руководства; - функциональные полномочия означают предоставление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции. Функциональные полномочия — это право, предоставляемое тому или иному работнику управленческого аппарата в рамках определенной функции принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейным менеджером. В данном случае действует принцип полного распорядительства, означающий, что выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для подразделений; - дивизиональные полномочия предполагают предоставление руководителям структурных подразделений оперативно-производственной или сбытовой самостоятельности с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли. Все другие связи и отношения установлены по привычной линейно-функциональной схеме; - проектные (матричные) полномочия отличаются тем, что их принимают руководители временных целевых структур, в которых происходит их наложение на постоянную ОСУ, в результате чего возникают проблемы двойного подчинения, что порождает борьбу за власть. Как правило, руководитель проекта наделяется полной властью и правами контроля в рамках проекта. Ему полностью подчинены все члены команды. Однако эти полномочия могут сводиться только к консультациям. Все зависит от того, какими полномочиями наделяет их высшее руководство; - сетевые полномочия формируются при перенесении рыночных отношений внутрь организации. Все отношения строятся на эквивалентно-возмездной основе, то есть полномочия руководителя сводятся к полномочиям предпринимателя, отвечающего за прибыль в своем бизнесе; - виртуальные связи и отношения являются феноменом информационного общества; в данном случае возникают партнерские отношения, предполагающие единый базовый уровень компетенции и учет взаимных интересов. Они организационно никак не закрепляются, поэтому могут быть весьма прочными и в то же время непостоянными и мимолетными. Таким образом, организация - это, вторая функция управления. Из всего множества значений термина «организация» в смысле управленческой функции чаще всего используются два: 1) организация - это структура системы в виде взаимоотношений, прав, ролей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место, когда люди объединены совместным трудом; 2) организация - это процесс, посредством которого создается и сохраняется структура организации. Раскрытию этого процесса посвящаются следующие вопросы. 3.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ Структура (от лат. structure) — взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство. Когда организация достигает некоторой величины и уровня сложности или когда в ней чрезмерное количество работающих, прямой контроль и взаимное согласование становятся уже неэффективными. Становится необходимой некоторая формальная структура - разделение на отдельные единицы, делающие возможными координацию всех усилий. В литературе можно встретить огромное количество названий видов организационных структур управления. Многие авторы, занимающиеся проблемами формирования организационных структур управления, стремились оставить свой след в экономической науке, найдя более точное или более образное название тому или иному виду структур. Не претендуя на истину в последней инстанции, попытаемся классифицировать виды структур управления компаниями (рис. 1). Учитывая множественность существующих названий одних и тех же видов организационных структур управления, отразим наиболее часто употребляемые из них. Если можно спорить об отдельных видах структур, их отнесении к той иной или группе, их преимуществах, недостатках и условиях применения, то совершенно однозначно можно сказать, что из всего многообразия организационных структур управления четко выделяются две большие группы. Это иерархические и адаптивные организационные структуры. Рассмотрим, в чем состоит различие. Иерархические организационные структуры (называемые порой формальными, механическими, бюрократическими, классическими, традиционными) характеризуются жесткой иерархией власти в компании, формализацией используемых правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в деятельности. Адаптивные организационные структуры (называемые порой органическими, гибкими) характеризуются размытостью иерархии управления, небольшим количеством уровней управления, гибкостью структуры власти, слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией принятия решений, широко определяемой ответственностью в деятельности. Более полно сравнение иерархического и адаптивного типов структур управления можно произвести по ряду критериев, наиболее значимые из которых представлены на рис. 1. Исторически первым сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил нормативную модель рациональной бюрократии, кардинальным образом менявшую ранее действовавшие системы коммуникации, отчетности, оплаты труда и структуры работ, отношений на производстве. В основе этой модели — представление о предприятиях как об «организованных организациях», предъявля- ющих жесткие требования как к руководителям, так и структурам, в рамках которых они действуют.
Рис. 1. Классификация видов структур управления компаниями
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |