КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Возрастные периодизации
Вопрос 1. Категория возраста Лекция 3 Тема лекции «Возрастное развитие человека»
Вопросы: 1. Категория возраста; 2. Возрастные периодизации.
Возраст — одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения — это абсолютный и условный возраст. Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это — чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Хронологический возраст — это возраст отдельного человека, начиная с момента-зачатия (фактически, с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни. Хронологический возраст каждого человека есть личный факт его жизни. Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста — элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения. Выделяют следующие виды условных возрастов: Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников. Все эти виды возрастов могут как опережать, так и отставать по своему развитию от среднестатистических данных или хронологического возраста человека!
Вопрос о делении онтогенеза на отдельные, в возрастном отношении ограниченные стадии, ступени или фазы по-прежнему остается открытым. Критерии, на основании которых производится такое деление, а также содержание, число и временная протяженность, установленных различными периодизациями, возрастных периодов чрезвычайно различны. Традиционно принято разделять начало жизненного цикла на следующие периоды: внутриутробный период, детство, отрочество. Внутриутробный период делят на 3 стадии: 1) предзародышевую стадию– составляет две недели; 2) зародышевую стадию– до двух месяцев развития. На этой стадии происходит формирование и развитие различных органов; 3) стадию плода– длится до появления младенца на свет. Детство также делится на несколько периодов: 1) младенчество (от 0 до 12–14 месяцев); 2) ранний возраст (от 1 до 3 лет); 3) дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет); 4) младший школьный возраст (от 6–7 до 10–11 лет). Отрочество включает две стадии: подростковую, или пубертатного развития (длится до 15 лет), и юношескую, или ювенильную (длится до 22–23 лет). Аристотель предлагал в качестве критерия возрастной периодизации степень развития души. Он предложил классификацию по «седмицам»(по 7 лет). Возрастную периодизацию предлагал также Ян Амос Коменский (возрастные периоды по 6 лет): 1) от 6 до 12 лет – период отрочества– ребенок посещает школу родного языка; 2) от 12 до 18 лет – юность – подростки обучаются в школе латинского языка; 3) от 18 до 24 лет – период возмужалости– юноша может поступать в академию. Периодизация З. Фрейда: в основе классификации видел развитие сексуальности. 1 период оральный. От рождения до раннего детства; 2 период анальное детство. Возникают проблемы: расточительство, накопительство; 3 период пассивно-сексуальная стадия (5–6 лет). Дети впервые влюбляются; 4 период латентный возрастной этап. В этот период дети утрачивают интерес к сексуальной теме; 5 период активный генитальный. Период активной сексуальности (от 11–12 до 15–16 лет).
В отечественной психологии принята периодизация Д. Б. Эльконина. Периоды и стадии детского развития он классифицировал следующим образом: 1) этап раннего детства состоит из двух стадий. Первая стадия – младенчество, открывается кризисом новорожденности. Именно на кризисе новорожденности развивается мотивационно-потребностная сфера личности. Вторая стадия – ранний возраст. Начало этой стадии – кризис первого года жизни; 2) этап детства. Начало данного этапа – кризис 3 лет, который открывает начало дошкольного возраста. Вторая стадия начинается с кризиса 6–7 лет. Этот кризис – начальный этап младшего школьного возраста; 3) этап отрочества делится на две стадии. Первая – стадия подросткового возраста. Начало – кризис 11–12 лет. Вторая – стадия ранней юности, начинается кризисом 15 лет. Д. Б. Эльконин считал, что кризисы 3 и 11 лет – это кризисы отношений, после которых формируются новые ориентации в человеческих отношениях. Кризисы 1-го года, 7 и 15 лет – это кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.
В данной периодизации большое внимание уделяется понятию «кризисы развития». Данный термин был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. Кризис – переломный этап онтогенетического развития. Кризис возникает на стыке двух возрастов. У детей появляются неудовлетворенные потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным новообразованием возраста. Особенности кризиса (по Л.С. Выготскому): 1. временные границы кризиса неотчетливы. В середине кризиса есть резкое обострение – кульминационная точка. 2. во время кризисов – трудновоспитуемость (не желание учиться, конфликты с окружающими, острые переживания. Но у некоторых детей этого не наблюдается.) 3. негативный характер развития – ребенок теряет интересы, направляющие всю его деятельность, прежние формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают.
Кризисы начала жизни: 1. Кризис новорожденности 2. Кризис 1 года 3. Кризис 3-х лет 4. Кризис 7-ми лет 5. Кризис 13 лет 6. Кризис 17 лет
В дальнейшем рассматривая каждый из периодов развития более подробно мы будем с Вами останавливаться не только на понятии «кризис развития», но и на категориях «социальная ситуация развития», «ведущая деятельность». Социальная ситуация развития - специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Понятие «социальная ситуация развития» было введено Л.С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования. Ведущая деятельность - деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Термин выдвинут отечественным психологом А. Н. Леонтьевым. Считается, что ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления, а возникновение новой ведущей деятельности не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Основные психологические новообразования – способности, складывающиеся у ребенка в ходе осуществления ведущего вида деятельности.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 4367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |