КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятия
Разнообразие природно-географических условий Северо-Западного Кавказа оказало влияние на специфику хозяйственной деятельности населения в отдельных районах. В низменной при-кубанской полосе, а также в предгорных долинах развивалось земледелие, удовлетворявшее не только внутренние потребности, но отчасти и запросы внешнего рынка. По свидетельствам русских и иностранных источников, в первой половине XIX в. благодаря развитию хлебопашества среди местного населения "царило материальное довольство", В первые годы своего жительства на Правобережной Кубани черноморские казаки покупали хлеб у закубанских адыгов или обменивали его на соль. Они также разрешали производить своим новым соседям запашки хлебов на войсковой территории. С.М.Броневский в своей книге "Новейшие гео!рафические и исторические известия о Кавказе", вышедшей в 1823 г., так определяет хозяйственные приоритеты горцев Закубанья: "Сельское хозяйство разделяется у них на три главнейшие отрасли: земледелие, конные заводы и скотоводство, заключающее рогатый скот и овец. Черкесы пашут землю плугами наподобие украинских, в которые впрягают несколько пар быков. Больше всего сеют просо, потом турецкую пшеничку (кукурузу), яровую пшеницу, полбу и ячмень. Жнут хлеб обыкновенными серпами; молотят хлеб балбами, то есть топчут и перетирают колосья посредством лошадей или быков, припряженных к доске, на которую наваливают тягость... Перетертую солому вместе с мякиной и частью зерен дают в корм лошадям, а чистый хлеб прячут в ямы. В огородах сеют овощи: морковь, свеклу, капусту, лук, тыквы, арбузы, и сверх того у всякого в огороде есть табачная гряда". Скотоводство было развито во всех районах, но особенно у горных племен, где земледелие в силу географических условий не могло полностью обеспечить население необходимыми продуктами питания. На первом месте стояло коневодство, в развитии которого жители гор достигли высокого искусства. Широкой известностью пользовались лошади кабардинской и темир-гоевской породы, имевшие сбыт не только на Северном Кавказе, но и в России. Благодаря специальным тренировкам на таких лошадях горцы могли в течение одного светового дня преодолеть расстояние в 150 верст. Заметное место в животноводстве отводилось выращиванию крупного рогатого скота. Несмотря на свою "мелкость", горский скот, по мнению Хан-Гирея, был сложен хорошо, сносен для работы, тучен; коровы весьма обильны молоком. Согласно "Запискам" Лапинского, в 50-х годах XIX в. у адыгов имелось свыше 2600 тыс. голов разного рода скота, "в том числе: лошадей - 100-120 тыс., крупного рогатого окота - около 200 тыс., овец - 500 тыс., коз - 1,7 млн. голов. Не менее успешно занимались адыги и пчеловодством. С.М.Броневский, побывавший на Левобережье Кубани в начале XIX в., отмечал, что многие горцы имеют "знатные" пчельники: пчел держат в ульях плетневых на подставках и, пока продолжаются сельские работы, перевозят их с одного места на другое. За столетие (с 60-х годов XVIII в. по 60-е годы XIX в.) количество пчельников резко увеличилось: с 26 тыс. ульев до 150 тыс. Получаемый в значительных количествах мед не только потреблялся на месте, но и служил одним из предметов вывозной торговли. У коренных жителей Закубанья были развиты также кустарные промыслы. По подсчетам О.В.Маркграфа, у северокавказ-цев имелось 32 кустарных промысла: сапожный, колесный, ар-бяной, скорняжный, шорный, токарный, производство бурок, сукон, красок, плетений из прутьев и др. "Какие ремесленники потребны черкесам для ограниченного круга их надобностей, -отмечал тот же Броневский, - те у них есть, а именно: кузнецы, оружейники, седельники, скорняки, ременщики и серебряного дела мастера". При этом выделялись оружейники, золотых дел мастера и ткачихи. "Двухствольные ружья и пистолеты, в Чер-кесии делаемые, - писал адыгский просветитель Хан-Гирей, -превосходны... Серебряные изделия достойны удивления... Чернь и позолота, с величайшим искусством на них наводимые, превосходны... и, что важнее всего, эта чернь и эта позолота почти, натухаевцы и убыхи; у них не было князей, но дворяне и рабы существовали как у одних, так и у других. "Аристократические племена" - это субъэтносы с явно выраженными чертами складывающегося феодального строя, с оформленной сословной структурой общества, господствующей ролью владетельных князей и дворян и феодально-зависимым положением значительной части крестьянства. При этом, поскольку общество находилось на ранних этапах феодализации, у них сохранялись общинно-родовые отношения. У "демократических племен" рост феодально-крепостнических тенденций натолкнулся на упорное сопротивление свободных членов общины (тфокоглей), возглавляемое старшинами. В результате этой борьбы старшины не допустили установления монополии на власть со стороны княжеско-дворянскои верхушки; права и привилегии дворянства были ограничены, а верховенство в политической области захватили старшины, составившие ядро новой прослойки феодалов. Рядовые же общинники, поддержавшие политические устремления старшин, временно сохранили свою свободу и экономическую самостоятельность, вскоре неизбежно стали объектом феодальной эксплуатации со стороны старшин. На самом верху феодальной иерархической лестницы находились князья (по-адыгейски - пши). В 4-0-60-х годах XIX в. их насчитывалось в Закубанье - 61 и в Кабарде - 50 человек. Среди них наиболее известные и авторитетные фамилии Боло-токовых у темиргоевцев и Хаджемуковых - у бжедухов. Князья пользовались большими правами и привилегиями, играли важную политическую роль на подвластной им территории. Согласно обычному адыгейскому праву (адату), личность князей была неприкосновенной. Покушение на их жизнь и даже малейшее оскорбление сурово наказывалось. Княжеский титул являлся наследственным и присваивался только по праву рождения. В связи с этим князья стремились сохранять "чистоту крови" и жениться или выходить замуж только за равных себе по происхождению. Основу экономического и связанного с ним политического могущества закубанских князей составляла земля, узурпированная ими из общественных угодий, а также наличие большого количества крупного и мелкого рогатого скота и лошадей.Под непосредственным влиянием князей находились дворяне (уорки) разных степеней. У адыгов имелось три разряда таких дворян. Дворяне первого разряда - тлекотлеши (могущественные роды) - в 40-60-х годах среди кубанских адыгов их было более 280 человек, как и князья, владели землями на вотчинном праве, имели свои аулы. Во время походов эти дворяне были обязаны участвовать в них вместе со своими джигитами; оказывали князю личные услуги, сопровождая его также в поездках по стране. Первостепенные дворяне имели право раздачи земель второстепенным дворянам и свободным членам общины, ставя их тем самым в вассальное положение от себя. Уорки второй степени назывались деженуго, что в переводе означало позолоченный род. Они занимали промежуточное положение между высшим и низшим дворянством и были довольно многочисленны: в 40-60-х годах в горах Левобережной Кубани их насчитывалось 1270 человек. Они находились в непосредственной зависимости от князей, о чем говорит само их название "пши-орки" ("княжеский дворянин"). Возникновение этой феодальной прослойки было продиктовано желанием князей в какой-то степени оградить себя от зависимости дворян первостепенных. Второстепенные дворяне обладали несколько меньшей властью, чем первостепенные уорки, но владели также на правах собственности землей и, в свою очередь, имели вассалов из числа третьестепенных дворян, а также обладали зависимыми крестьянами и рабами. Низший разряд адыгского дворянства ~ беслан-уорки третьей степени и уорк-шаутлугусы четвертой степени - в отличие от первых двух групп феодалов не обладал земельной собственностью, а имел только право владения на участки, полученные от своих сюзеренов. Феодальные сословия у адыгов, абазин и ногайцев были замкнутыми. Права дворянства передавались только по наследству, а для женщин, кроме того, - путем брака. К верхушке феодального общества относились также служители мусульманского культа: эфенди, муллы, кадии и муэдзины. Источником их существования являлись налоги с крестьян и плата за исполнение различных религиозных треб (свадьба, похороны, рождение и т.п.)- В целом адыгское духовенство находилось на службе у верхушки раннефеодального общества, доставляя ему "владычество над умами народа".Вся эта феодальная пирамида возвышалась над свободными и зависимыми сословиями, которые представляли основную массу производительного населения Закубанья. К числу свободных общинников относились тфокотли, состаш£явшие около 75% всего адыгского населения. Однако их свобода не была полной. Известный адыгский просветитель Хан-Гирей так характеризовал положение этой группы населения; "Вольные земледельцы составляют народ, подчиненный дворянству на определенных не ясно, но тем не менее тягостных условиях, которые возникали от местных обстоятельств и утвердились временем". Согласно адатам (обычному праву горцев), тфокотли имели право обладать крепостными людьми. Однако такой возможностью пользовались только состоятельные тфокотли. Основная же их масса находилась в зависимости от феодалов, неся в их пользу натуральные и отработочные повинности. В категорию крепостных крестьян входили: пшитли и оги у адыгов, джоллукулы - у ногайцев, альполю кулы - у карачаевцев. Они находились в полной личной и поземельной зависимости от князей и дворян. "Крепостные люди, - писалось в адатах, - хотя пользуются приобретенным им скотом и другим имуществом, но владелец их вправе оное от них отобрать и употребить в свою пользу". На самом низу феодальной иерархической лестницы находились уцауты - домашние рабы. Главным источником пополнения контингента рабов были войны и набеги феодалов на соседние области, а также покупка рабов у других народов, реже - наказание за преступление. До присоединения Северо-Западного Кавказа к России главным центром работорговли являлась Анапа. Унауты не имели своей собственности, получая пропитание от хозяина, имевшего неограниченную власть над рабами.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |