КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политическое устройство
В конце XVIII в. и вплоть до окончательного покорения адыгов их страна была разделена на отдельные самостоятельные политические образования. У "аристократических племен" фактическая власть находилась в руках князей, являвшихся верховными владетелями земель. Они определяли решения народных собраний.Что касается "демократических племен" шапсугов, натухай-цев, абадзехов и убыхов, то у них большое значение имели народные собрания, на которых решались важнейшие вопросы общественно-политической жизни сограждан. К работе таких собраний привлекались только свободные члены общин мужского пола. Крепостные, рабы, женщины, а также гоноши, не достигшие зрелого возраста, к обсуждению вопросов на этих сборах не допускались. В начале XIX в., как, впрочем, и ранее, предпринимались попытки объединения адыгов в единое политическое образование. Но безуспешно. В 1822 г. на одном из таких межплеменных собраний было принято решение ввести суд шариата, однако практического значения это решение не получило. В своих корыстных целях предпринимали попытки объединения адыгов представители иностранной агентуры на Северо-Западном Кавказе, рассчитывая таким путем создать антирусский фронт борьбы на Кавказе. Так, в 1827 г. посланник османского султана Га-сан-паша требовал на съезде адыгских князей, дворян и старшин объединиться для борьбы с "неверными". Английские агенты Давид Уркварт, Белл, Лонгворт и Найт также пытались создать "правительство" под непосредственным покровительством Британской империи. При этом непрошеные радетели горских интересов и строительства адыгской государственности стремились прежде всего к осуществлению своих имперских вожделений: ослабить позиции России на Северо-Западном Кавказе и в перспективе установления своего владычества или, в крайнем случае, - влияния. С 1848 по 1859 г. под флагом мюридизма пытался создать военно-теократическую диктатуру посланец Шамиля наиб Му-хамед Амин. Он реорганизовал внутреннее устройство ряда адыгских племен, разделив их на общины по 100 дворов в каждой во главе со старшинами. Он учредил четыре округа, ставшие центрами управления на местах. В каждом таком управлении, именовавшемся "мехкеме", имелись мечеть, судилище, духовное училище, яма для содержания заключенных, магазин и конюшня. В качестве руководителя мехкеме выступал муфтий (муфтий - высшее духовное лицо у мусульман, облеченное правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам), стоявший одновременно во главе Совета из трех кадиев (судей, ведших судопроизводство на основе шариата). Они осуществляли исполни-тельную власть в округе, используя в случае необходимости вооруженную стражу из муртазеков. Для обсуждения наиболее важных дел наиб учредил "Тайный Совет", в котором заседали 12 старшин из некоторых адыгских племен. Генерал Н.И.Евдокимов, командовавший русскими войсками на Северо-Западном Кавказе па завершающем этапе Кавказской войны, считал Мухамеда-Амина не создателем некоего подобия государственного образования у горцев Закубанья, а всего лишь посредником между враждующими племенами. "Постоянные споры и несогласия, возникающие между первенствующими фамилиями в крае, - писал он, - а также не только что между отдельными обществами, но даже аулами, держат все горское население в тревожном положении от самоуправства некоторых лиц и необузданного произвола сильного. При таком состоянии горских обществ весьма понятно, что необходимость указывала им неоднократно иметь посредника в своих распрях, и не находя такого лица в среде своей или, лучше сказать, не доверяя своим соотечественникам, как заинтересованным в деле, они рады были остановить свой выбор на каком-нибудь пришельце, который почему-либо мог обратить на себя внимание народа". В 1861 г. в долине р.Сочи абадзехами, убыхами и шапсугами был создан совет "Меджлис вольности черкесской", главной целью которого являлась организация успешного сопротивления русским войскам под командованием генерала Н.И.Евдокимова. Как считают некоторые историки, этот орган представлял собой государственное образование адыгов. Но данное мнение оспаривается другими исследователями, считающими его "бутафорским" (М.В.Покровский). Судя по фактам конкретной истории адыгейского общества, оно уже было разделено на классы с ясно видимыми противоречиями. Однако верхушка адыгейских племен осуществляла свое господство в обществе без создания соответствующих государственных механизмов. Попытка формирования на завершающей стадии Кавказской войны социально-политических институтов в виде "Меджлиса", общих вооруженных отрядов, налогов, примитивных тюрем и пр. являлась не чем иным, как военно-политическим союзом, призванным оказать более или менее организованное сопротивление колониальным войскам императорской России. При этом надо иметь в виду, что для прочного функци-онирования государственных институтов мало одних пожеланий и заявлений, необходимо было на практике осуществлять объявленные цели. Однако до их практической реализации в обществе, раздираемом внутренними противоречиями, была огромная дистанция, часто непреодолимая, особенно в части, касающейся объединения и сбора налогов. О возникновении "Меджлиса вольности черкесской" были извещены Турция, Россия, Англия и Франция. В его состав входило 15 человек во главе с Хаджи Керендук Берзеком. В числе лидеров были Карабатыр Заноко (сын известного адыгского деятеля Сефер-бея), Измаил-Баракай-ипа Дзиаш, Биш-Хасан-эфеп-ди, Ибрагим-ага и др. "Великое и свободное заседание" - второе название совета - разделило подвластную ему территорию на 12 округов, создало аппарат управления, ввело налоги, обязало каждые 100 дворов выставлять по пять всадников для создания постоянного войска. Для "Меджлиса" были выстроены здания суда, молельни и кунацкие. В отличие от имамата Шамиля, "Меджлис" не носил теократического характера, его главная цель - организация обороны и борьбы с русскими войсками. Тем не менее, "Меджлис вольности черкесской" обнародовал призыв к "священной войне" и отправил к абадзехам, на территории которых уже находились российские войска, вспомогательные силы в составе пяти тысяч отборных убыхских воинов. Совет предпринял ряд дипломатических мер с целью облегчить свое положение в неравной борьбе с Россией: в 1862 г. отправил в Стамбул, Париж и Лондон посольство с просьбой о помощи. Во главе него находился Измаил-Баракай-ипа Дзиаш, В сентябре 1861 г. Александр II встретился с представителями адыгов и убыхов во время своего пребывания в Закубанье. Последние изъявили намерение перейти в русское подданство, но с условием оставления их в старых местах жительства (в горах). Но император, осведомленный о том, что до сих пор объявлявшиеся разными адыгскими племенами заявления о покорности ими не выполнялись, занял жесткую позицию и настаивал на переселении адыгов на равнины Кубани или, в случае несогласия, в Турцию. Деятельность "Меджлиса" в 1862-1863 гг. исследована недостаточно.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |