КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретическая часть. Занятие 21. Виды индуктивных умозаключений
Занятие 21. Виды индуктивных умозаключений Самостоятельная работа Задание. Преобразуйте силлогизм в энтимему. 1. Все студенты изучают логику. Петров – студент. Следовательно Петров изучает логику. 2. В ряде исследований просматривалось влияние интеллекта родителей на интеллект приемных детей. В нашем исследовательском случае дети Н. и Т. – приемные. Значит, возможно просмотреть влияние интеллекта родителей на интеллект этих детей. 3. Чтобы хорошо успевать по гуманитарным дисциплинам, нужен высокий уровень развития вербального интеллекта. У студентов Н. и К. высокий уровень развития вербального интеллекта. Студенты Н. и. К хорошо успевают по гуманитарным дисциплинам. Индукция – «наведение» (лат.) – форма мышления, посредством которой мысль наводится на какое-либо общее правило, общее положение, присущее всем единичным предметам какого-либо класса. Индуктивное доказательство – тезис обосновывается с помощью единичных или менее общих суждений. Индуктивным называют умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности к классу в целом. Различают два вида индуктивных умозаключений. 1) Полная индукция – заключение о принадлежности некоторого признака всему классу явлений получают на основании повторяемости этого признака у каждого из явлений класса. Общая схема: А есть q, В есть q, С есть q. А, В, С – все известные объекты одного класса. Следовательно, все элементы класса есть q. Пример. Белый гриб – съедобный, груздь – съедобный, лисичка – съедобный гриб, сыроежка – съедобный гриб, опята – съедобные грибы. Это все грибы, лежащие в корзине. Следовательно, все грибы, лежащие в корзине, – съедобные. 2) Неполная индукция – заключение получают на основе повторяемости признака у некоторых явлений класса. Разновидностью неполной индукции является популярная индукция – индукция через простое перечисление, в котором не встречается противоречащих случаев. Это неполная индукция, когда из знания того, что некоторым отдельным предметам, которые нам удалось наблюдать, присущ один и тот же признак, мы делаем вывод о том, что всем предметам данного класса присущ этот признак. Пример. На первом курсе института восемь студенческих групп. Анализ итогов сессии показал, что студенты 1-й, 2-й, 3-й, и 8-й групп успешно сдали все экзамены. На этом основании был сделан вывод о том, что все студенты первого курса сдали экзамены. Неполная индукция. Проблематичное заключение. Степень вероятности обобщения – маловероятность. Вывод делается на том основании, что во время изучения не встретилось ни одного предмета данного класса, у которого бы этого признака не было бы. Это самый ненадежный вид неполной индукции. Вероятность вывода слабо обоснована, так как единственное основание для его вывода состоит в незнании противоречащих случаев. Такой вывод находится под постоянной угрозой опровержения, стоит только найти хоть один противоречащий случай. Схемы индуктивных умозаключений представлены в приложении 8. Пример. Суждение «Все лебеди белые» опроверглось открытием австралийских черных лебедей. Однако на практике индукция через простое перечисление часто применяется на первом этапе исследования, когда идет накопление фактического материала (пилотажное исследование).
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |