Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научная индукция

Самостоятельная работа

Практическая часть

Задание. Определить вид и степень достоверности умозаключений:

1. «Гениальные люди всегда болезненно чувствительны. Так, список гениев, больных душевными заболеваниями, бесконечен. Эпилепсией болели Петрарка, Мольер, Флобер, Достоевский, не говоря уже об Александре Македонском, Наполеоне и Юлии Цезаре. Меланхолией болели Руссо, Шатобриан. Психопатами были (по Кречмеру) Жорж Санд, Микеланджело, Байрон, Гете и др. Галлюцинации были у Байрона, Гончарова и многих других. Количество пьяниц, наркоманов и самоубийц среди творческой элиты не поддается подсчету».

2. «М. Зощенко приводит обширный список представителей выдающихся людей, закончивших жизнь в цветущем возрасте: Моцарт (36), Шуберт (31), Шопен (39), Мендельсон (37), Бизе (37), Рафаэль (37), Ватто (37), Ван Гог (37), Корреджио (39), Эдгар По (40), Пушкин (37), Гоголь (42), Белинский (37), Добролюбов (27), Байрон (37), Рембо (37), Лермонтов (26), Надсон (24), Маяковский (37), Грибоедов (34), Есенин (30), Гаршин (34), Джек Лондон (40), Блок (40), Мопассан (43), Чехов (43), Мусоргский (42), Скрябин (43), Ван Дейк (42) и т. д. Следовательно, пик творческой активности человека приходится на период с 30 до 45 лет».

Научная индукция –такое умозаключение, в котором общий вывод обо всех предметах какого-либо класса делается на основании знания необходимых признаков или необходимой связи части предметов этого класса.

Для научной индукции не имеет решающего значения количество частных случаев, знание которых позволяет сделать вывод обо всем классе при обычной индукции. В этом преимущество научной индукции.

Различают пять методов установления причинных связей:

1. Метод сходствасравнивают несколько случаев, в каждом из которых исследуемее явление наступает; при этом все случаи сходны лишь в одном и различны во всех других обстоятельствах.

Схема: А, В, С – вызывает d

М, В, F – вызывает d

М, В, С – вызывает d

По-видимому, В вызывает d

Логический механизм индуктивного вывода предполагает ряд познавательных посылок: А, М, В, С, F. Заключение: В – причина возникновения d.

Пример. Присутствие на психо-коррекционном занятии отца, матери, врача вызвало диффузную тревогу и страх ребенка. Присутствие на психо-диагностическом этапе отца, педагога, воспитателя также вызвало диффузную тревогу и страх ребенка. В присутствии отца, педагога, врача ребенок также проявлял диффузную тревогу и страх. Вероятно, диффузную тревогу и страх у ребенка вызывало присутствие отца.

2. Метод различия – сравнивают два случая, в одном из которых исследуемое явление наступает, а в другом не наступает; при этом второй случай отличается от первого лишь одним обстоятельством, а все другие являются сходными.

Схема: А, В, С, М – вызывает d

А, В, С – не вызывает d

По-видимому, М является причиной d

Требуются общие знания о предшествующих обстоятельствах, каждое из которых может быть причиной исследуемого явления. Каждый из них проверяется.

Пример. В период коррекционной работы с аутичным ребенком, которая состояла из диагностико-консультативного, ориентировочного, основного и закрепляющего этапов, наблюдалось усиление агрессивных проявлений ребенка. На диагностико-консультативном, основном и закрепляющем этапах агрессивность не повышалась. Вероятно, на ориентировочном этапе произошла активизация агрессивных тенденций в поведении.

3. Соединенный метод сходства и различия (комбинированный) – комбинация первых двух методов.

Схема: А В С – вызывает d

М В F – вызывает d

М В С – вызывает d

А С – не вызывает d

М F – не вызывает d

С М – не вызывает d

По-видимому, В является причиной d

Пример. Группа подростков Н., В. и К., собравшись вместе, стали конфликтовать между собой. В следующий раз вместе собрались Р., В. и Ф., они также конфликтовали. В ситуации, когда взаимодействовали Р., В. и К., также возник конфликт. К., Н. и Ф. взаимодействовали между собой бесконфликтно. По-видимому, конфликтные отношения провоцирует В.

4. Метод сопутствующих измененийприменяется при анализе случаев, в которых имеет место видоизменение одного из предшествующих обстоятельств, сопровождаемое видоизменением исследуемого действия.

Схема: А В С1 – вызывает d1

А В С2 – вызывает d2

………

А В Сп – вызывает dп

По-видимому, С является причиной d

Например. Методом сопутствующих изменений получен вывод о влиянии солнечных пятен на появление магнитных бурь на земле.

Сопутствующие изменения могут быть прямыми и обратными. Прямые изменения: чем интенсивнее проявление предшествующего фактора – С, тем активнее проявляет себя и исследуемое явление d.

Обратные: чем интенсивнее проявляются предшествующие обстоятельства, тем уменьшается степень изменения исследуемого явления.

Во внимание принимаются не любые, а лишь пропорционально нарастающие либо убывающие изменения. Те явления, которые не отличаются взаимнооднозначной регулярностью, нередко возникают под воздействием неконтролируемых, случайных факторов и могут вводить в заблуждение.

Исследование функциональных связей происходит, когда устанавливается зависимость между количественными характеристиками двух явлений. В этом случае приобретает важное значение учет шкалы интенсивности изменений, в рамках которой количественные изменения не меняют качества явления. Количественные изменения имеют нижнюю и верхнюю границы, которые называются пределами интенсивности. Крайниепоказатели пределов – критические точки. В этих пограничных зонах меняется качественная характеристика явлений, и тем самым могут обнаруживаться отклонения при применении метода сопутствующих изменений.

Пример 1. В медицине известны лечебные свойства некоторых препаратов в определенных малых дозах, полезность их растет только в определенных пределах. За пределами они становятся опасными для здоровья.

Пример 2. Исследование феномена «фантомной конечности» (после ампутации руки или ноги человек продолжает чувствовать конечность, считать, что в состоянии двигать ею, пользоваться и т. п.) М. Л. Симмел выдвинула гипотезу, что фантом представляет собой продолжающееся действие сформированной ранее «схемы тела». Могут возникать фантомы только у тех частей тела, которые человек имел время освоить.

Связь между возрастом и проявлением «фантомной конечности» отражена в таблице.

Таблица 21.1

 

Возраст до ампутации (С) Количество случаев Процент фантомов (d)
Менее чем 2 года 2-4 года 4-6 лет 6-8 лет 8-10 лет 10-20 лет    

 

Есть и другая группа факторов, подтверждающая связь формирования «схемы тела» и фантомов. Так, например, фантом не обнаруживается, если части тела постепенно, медленно разрушаются, – «схема тела» соответствует постепенным изменениям. Обобщая данные, был сделан вывод: «Всякий раз, когда мы не можем адаптироваться к новой ситуации, мы вынуждены обходиться старыми способами восприятия и реагирования».

5. Метод остатковустановление причины, вызывающей определенную часть сложного действия при условии, что причины, вызывающие другие части этого действия, уже выявлены.

Схема: А В С – вызывает x y s

А – вызывает x

В – вызывает y

По-видимому, С вызывает s

В практике научных и житейских рассуждений часто встречаются модифицированные выводы по методу остатков, когда по известному действию заключают о существовании новой причины. Метод остатков дает, как правило, проблематичное знание.

Примеры:

1. Импульсивность, находчивость и самомнение учащегося Н. объясняется ситуацией воспитания, темпераментом и интеллектуальными показателями. Известно, что темперамент определяет импульсивность поведения Н., интеллектуальные показатели – его находчивость, скорее всего самомнение есть результат особенностей воспитания.

2. Частота, амплитуда и форма колебаний звуковой волны определяют высоту, громкость и тембр звука. Известно, что частота колебаний звуковой волны определяет высоту звука. Амплитуда колебаний звуковой волны определяет громкость звука. По-видимому, форма колебаний звуковой волны определяет тембр звука.

Задание 1. Укажите, по какому из индуктивных методов сделано заключение:

Пример. При увеличении температуры и неизменных других условиях длина металлических стержней увеличивается. Из этого можно сделать вывод, что между температурой и длиной таких стержней имеется причинная связь.

Это метод научной индукции, поскольку обобщение строится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теоретическая часть. Занятие 21. Виды индуктивных умозаключений | Самостоятельная работа. Задание 1. Укажите по какому из индуктивных методов сделано заключение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.