Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Современное состояние и развитие экономико-математического моделирования

ЛЕКЦИЯ № 1.

Конспект лекций

 

Направление подготовки: 010400 «Прикладная математика и информатика»

Профиль подготовки: «Прикладная математика и информатика»

Квалификация выпускника: бакалавр прикладной математики и информатики

 

Форма обучения: очная

Тула 2012


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

     
1. ЛЕКЦИЯ № 1. Введение. Современное состояние и развитие экономико-математического моделирования  
2. ЛЕКЦИЯ № 2. Классификация экономико-математических моделей  
3. ЛЕКЦИЯ № 3. Методология математического моделирования экономических систем. Особенности моделирования экономических процессов  
4. ЛЕКЦИЯ № 4. Основные принципы описания производственно - технологического процесса экономических систем. Этапы исследования экономических процессов  
5. ЛЕКЦИЯ № 5. Балансовые модели. Статические балансовые модели  
6. ЛЕКЦИЯ № 6. Анализ статистических балансовых моделей  
7. ЛЕКЦИЯ № 7. Динамические балансовые модели  
  ЛЕКЦИЯ № 8. Модели экономической динамики. Описание моделей экономической динамики  
9. ЛЕКЦИЯ № 9. Исследование моделей экономической динамики  
10. ЛЕКЦИЯ № 10. Оптимальные траектории. Характеристика оптимальных траекторий  
11. ЛЕКЦИЯ № 11. Вероятностно-статистические модели в экономике  
12. ЛЕКЦИЯ № 12. Модели массового обслуживания  
13. ЛЕКЦИЯ № 13. Модели изучения и прогнозирования спроса  
14. ЛЕКЦИЯ № 14. Модели управления товарными запасами  
15. ЛЕКЦИЯ № 15. Модели равновесия рынка  
  ЛЕКЦИЯ № 16. Модели потребительского выбора  
  ЛЕКЦИЯ № 17. Маржинальный анализ. Заключение  

 

В настоящее время нельзя назвать область человеческой деятельности, в которой в той или иной степени не использовались бы методы моделирования. Сами понятия “модель”, “моделирование” имеют различные трактовки и оттенки в различных областях.

Термин “модель”(франц. - modele, итал. - modello, от лат.- modulus - мера, образец, норма) означает:

1) физическая система (устройство, схема, установка, система машин) или математическое описание компонентов и функций, отображающее существенные свойства какого-либо объекта, процесса или явления;

2) образец, служащий эталоном для серийного или массового воспроизведения (модель автомобиля, одежды и т.п.), а также тип, марка какого-либо изделия, конструкции;

3) изделие, с которого снимается форма для воспроизведения в другом материале (лекало, шаблон, литейная модель и т.д.);

4) в математике и логике моделью какой-либо системы аксиом называют некоторую совокупность объектов, свойство которых и отношения между которыми удовлетворяют данной системе аксиом.

Существует много определений понятия “модель” и несколько классификаций их применительно к нуждам разных областей деятельности. Смысл всех определений сводится к тому, что модель - это образ некоторого объекта, отображающий определенную совокупность его характеристик. Как правило, исследователь строит модель, чтобы она наиболее полно отражала те характеристики, которые соответствуют целям данного исследования.

Термин “моделирование”означает:

1) метод исследования сложных объектов, явлений или процессов на их моделях (например, математических) или на реальных установках с применением методов теории подобия при постановке и обработке эксперимента;

2) изготовление моделей вновь создаваемых промышленных изделий для обработки их оптимальной конструкции и формы;

3) изготовление моделей самолетов, судов и т.п. в исследовательских, спортивных или познавательных целях.

Использование моделирования как метода исследования и познания имеет смысл постольку, поскольку модели оказываются проще и доступнее для проведения экспериментов, анализа и поиска закономерностей, чем изучаемые объекты непосредственно.

Замещение одного объекта другим с целью получения информации о важнейших свойствах объекта-оригинала с помощью объекта-модели и называется моделированием.

Процесс моделирования предполагает наличие:

1) объекта исследования;

2) исследователя, перед которым поставлена конкретная задача;

3) модели, создаваемой для получения информации об объекте и необходимой для решения поставленной задачи.

Основные понятия систем и системного анализа

 

Система - (от греч. sýstëma - целое, составленное из частей; соединение) множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др.

Поскольку понятие системы имеет чрезвычайно широкую область применения (практически каждый объект может быть рассмотрен как система), постольку его достаточно полное понимание предполагает построение семейства соответствующих определений - как содержательных, так и формальных. Лишь в рамках такого семейства определений понятие “система” удается выразить основные системные принципы:

1) целостности - принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов и невыводимость из последних свойств целого, зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функции и т.д. внутри целого;

2) структурности - возможность описания системы через установленные её структуры, т.е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы поведением её отдельных элементов и свойствами её структуры;

3) взаимозависимость системы и среды - система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия;

4) иерархичность - каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой системы;

5) множественности описания каждой системы - в силу принципиальной сложности каждой системы её адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы и др.

С понятием "система" тесно связаны понятия "системный анализ" и "системный подход".

Системный анализ - совокупность методов и средств решения сложных задач. Основой системного анализа считают общую теорию систем и системный подход.

Важнейшие принципы системного анализа сводятся к следующему:

1) процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечных целей;

2) необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

3) необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

4) цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы.

Системный анализ опирается на ряд прикладных дисциплин и методов, широко используемых в современной деятельности управления: исследование операций, метод экспертных оценок, метод критического пути, теорию очередей, математическое программирование, теорию полезности, теорию игр и т.п.

Системный подход - направление методологии научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентируетисследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразия типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Любой экономический объект следует рассматривать с системных позиций.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
С.А. Воробьев | ЛЕКЦИЯ № 2
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.