Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приемы описания

Приемы повествования и описания тесно связаны друг с другом, но имеют ряд различий. Приемы описания необходимы для раскрытия существенных деталей, признаков. То есть по сравнению с повествованием, описания имеют подчиненную роль. Они не имеют самостоятельной ценности. Описание не используется при закреплении каких-то фактов, скорее для более тх полноценного раскрытия, чтобы предать им больше образности. Для этого используется описание. Вспомогательная роль по отношению к повествованию играет описание.

Приемы описания.

1) Картинное описание. Это прием устного изложения материала, когда происходит образное эмоциональное воспроизведение фактов в виде целостных картин. Его применяют для воссоздания картин природы, быта, географической среды, хозяйственной жизни.

Приведу пример из своего учебника. Я помню, когда я был студентом, у нас читал Эдуард Давыдович Ленцер лекции по истории древней Греции. У него первые лекции были, где он описывал природу, население, которое там жило, острова, которые там находились. И его описания можно считать картиной, он описывал достаточно подробно.

Вот пример из романа «Фараон» Болелава Пруса, тоже картинного описания. Описание Египта. «В северо-восточном углу Африки лежит Египет, родина древнейшей в мире цивилизации. За 3-4, даже 5 тысячелетий до нашего времени, когда обитавшие в средней Европе варварские времена еще носили шкуры и жили в пещерах, Египет уже был страной с высокоразвитым общественным устройством. Страной, где процветали сельское хозяйство, ремесла и литература. Но больше всего Египет прославился грандиозными инженерными работами и колоссальными сооружениями. Египет плодородная долина между двумя пустынями» и т.д., вот описание Египта.

Далее описано где он расположен. «По мере удаления к северу стены коридора постепенно сужаются, а в 35 милях от Средиземного моря внезапно раздвигаются. И Нил, разбившись на несколько рукавов, выходит на широкую равнину.»

Вот пример описания страны, говорится о географическом положении, о природе, и о людях, которые там живут.

2) Аналитическое описание. Когда описываются составные части, детали явления и их функциональное назначение. Когда передаются внешние признаки целостных образов. Как правило аналитическое описание используется при описании орудий труда, оружия, памятников архитектуры.

Помимо устного рассказа учитель может чертить схемы, чертежи, демонстрировать макеты и модели.

Пример: описание компаса. Учитель говорит: «Ни время, ни автор изобретения компаса в точности неизвестны. Уже в начале 13 века моряки стали пользоваться для ориентировки в море намагниченной иглой, которую вставляли в соломинку и опускали в чашку с водой. Во 2й половине 13 века моряк из южной Италии Флавио Джолли вставил намагниченную стрелку в особый прибор, годный для употребления во всякое время. Это и был прибор – компас». Можно начертить составные части этого компаса, потом как их расставляли сначала, а затем как усложняли.

3) Образная характеристика. Это характеристика типичных представителей общества изучаемого периода. Можно дать потрет купца, помещика, дворянина, феодала, короля.

Пример описания крестьянина России 2й половины 19 века. Можно взять фотографию, либо она есть в учебнике, и описывать своими словами: «В большинстве своем роста среднего, с открытым взглядом, борода большая, окладистая. Волосы на голове длинные, стриженые в кружок. Мужчина сильный и крепкий. Женщины красивые, имеют здоровый вид. Во время сенокоса две женщины могли унести копну сена не менее 15 пудов. Мужчины во время работы на судах могли таскать грузы по 10-12 пудов. Хорошо переносили жару и холод. В тулупе нараспашку ходили мужчины в 30-градусный мороз. Крестьяне стремились к зажиточной жизни, к достатку, хотели иметь добротный дом, породистую скотину. Гордились хорошей лошадью и упряжью, нарядной одеждой. Нормой поведения считали взаимопомощь в труде. Презирали скупость, распутство, пьянство. На своем поле трудились с охотой, а о своей сохе любовно говорили: полюби Андреевну, будешь с хлебом».

4) Характеристика исторической личности. Если урок посвящен какому-то событию важному, и ключевую роль в этом событии сыграл какой-то человек, можно подробнее на нем остановиться и дать характеристику этого человека.

Рекомендуется давать характеристику человека по определенному плану, чтобы дать более развернутую Катину и внутреннего мира этого человека и результатов его деятельности.

План изложения характеристики исторической личности

1) Обрисуйте внешний облик исторического деятеля: черты лица, манеру держаться, говорить, одеваться.

2) Постарайтесь охарактеризовать признаки личности (ум, воля, отношение к окружающим)

3) Приведите наиболее яркие важные факты из жизни.

4) Сделайте вывод о вкладе личности в историю.

Рассказ об историческом деятеле хорошо дополнять документальным материалом: портретами, фотографиями.

Пример. Биография Алексея Григорьевича Орлова:

Исполинская, пышущая здоровьем фигура графа Алихана, как его звали в Москве, его красивые греческие глаза, веселый беспечный нрав и огромное богатство привлекали в его гостеприимные хоромы все знатное и незнатное Москвы. Русак в душе, граф любил угощать гостей кулачными боями, борцами. Причем он сам мерялся силой, гнул подковы, завивал узлами кочергу, ловил за рога быка и потешал Москву особыми шутками. На смотры и свои парадные по придворному приему Алексей Григорьевич являлся с пышностью в золоте, алмазах и орденах. Между тем на гулянья в Париже выезжал среди чопорной, гонявшейся за ним знати, не только без пудры и в круглой мещанской шляпе, но даже в простом кафтане из серого и нарочито грубого сукна. 38-летний красавец-богатырь граф Алексей Григорьевич не только дома, но и на чужбине любил проводить время с голубями, до которых был страстный охотник. Граф за эти годы пополнел. Шея была чисто воловья, плечи как у Юпитера или бога Бахуса. А лицо так и веяло здоровьем.

О вкладе личности в историю тут ничего не сказано. Он изображен как прожигатель жизни. И нет наиболее ярких фактов из жизни. Т.е. этот рассказ можно дополнить.

Можно дать ученикам задание на дом: по этой памятке описать исторического деятеля. А потом заслушать на уроке. Интересно потом слушать. Даже описание внешности каждый расскажет по-своему.

Могут быть задания-игры по историческим личностям. Например, игра: узнай исторического лидера.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Марта 2008 года | Приемы изучения теоретического учебного материала
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 7625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.