Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приемы изучения теоретического учебного материала

Изучение учебного исторического материала.

1) Объяснение. Используется при изложении главных факторов и теоретического материала. Объяснение подразумевает, что ученикам сообщается сущность изучаемых явлений, и их значение уже в готовом виде. Учитель излагает причинно-следственные связи, раскрывает понятия во время урока.

2) Рассуждение. Применяется при выявлении причинно-следственных связей и существенных черт. Это последовательное развитие положений и доказательств, подводящих учащихся к выводам и заключению. Учитель задает какой-то вопрос себе и классу либо по ходу своего изложения, либо по ходу объяснения, и в дальнейшем пытаются каким-то логическим путем дать ответ на данный вопрос. Либо он сам это делает, а ученики отслеживают ход мыслей, либо учитель предлагает это сделать ученикам. Например к концу урока дать ответ на вопрос, поставленный в начале урока. Т.е. есть разные способы: либо ученики рассуждают, либо учитель рассуждает.

Большую роль в обучении истории играет проблемность. Т.е не когда просто материал излагается в повествовательной форме от урока к уроку, а когда учитель ставит проблему перед учениками. Проблема важна не только в науке, но и в изложении исторического материала. Проблема в виде вопроса, либо в виде противоречия. Проблемность необходимо включать в каждый урок, даже если эта тема казалось бы не носит проблемного характера. Нужно показать дискуссионность вопроса, различные точки зрения на него. Можно показать альтернативные ситуации развития какого-то события: что бы было, если бы по-другому что-то произошло?

Можно включать поисковый момент в изложение материала. Когда ученикам дается не только проблема, но и предоставляется учебный материал, ориентиры для самостоятельного поиска решения данной проблемы.

Проблемная ситуация создается при предложении ученикам самим найти ответ на поставленный вопрос, либо изложение различных мнений, либо ученикам предлагается оценить какое-либо явление.

Надо всегда иметь в виду, что познание теоретических знаний, фактов, событий – это не самоцель, это не самое главное при изложении истории. Главное – это развитие способности ученика саму находить ответы на вопросы. В принципе все исторические факты имеют вспомогательную роль.

ТИПЫ УРОКОВ и ФОРМА ОБУЧЕНИЯ в СРЕДНИХ и СТАРШИХ КЛАССАХ

Форма обучения в школе: уроки, консультации, зачеты, семинары, конференции, экскурсии. Основная форма – классно-урочная.

Класс – это группа учащихся примерно одинакового возраста и постоянного состава, получающая единые базовые знания. Продолжительность урока в школе 40 минут. Количество уроков по данной дисциплине определяет учебно-методический план.

Типы урока зависят от цели, которую ставит перед учениками учитель, и зависит от самого материала.

Типы уроков:

Вводный урок.

Урок изучения нового материала.

Урок комбинированный или смешанный.

Контрольный урок.

Повторительно-обобщающий урок.

1) Для чего нужен вводный урок? Для того, чтобы помочь учащимся восстановить в памяти знания предыдущего курса или года. Урок вводный проводится учителем в начале каждого учебного года. Проводится обычно 1 раз. Попытаться реконструировать в памяти учеников события прошлого года обучения. Это процесс трудный и болезненный. Некоторые вообще ничего не вспоминают. Также говорится о том, что будет изучаться в течение данного учебного года. Какая тема, хронологические рамки курса. Знакомство с новым учебником.

2) Урок изучения нового материала. Изучается отдельная тема. Урок может проходить в различных формах.

а) урок изложения нового материала учителем.

б) школьная лекция

в) экскурсия в музей

г) киноурок с элементами документальных сюжетов

д) урок с сообщениями, докладами учащихся, когда они новую тему самостоятельно преподносят.

По ходу урока может быть закрепление пройденного, повторение. Может быть и проверка знаний учащихся.

Если тема кардинальная, то хорошо на нее целый урок отвести. Наиболее часто встречается комбинированный или смешанный урок, когда есть и проверка знаний предыдущего урока, и новая тема, и ее закрепление и проверочная работа.

Итак, комбинированный урок состоит из:

проверки и учета знаний предыдущего урока. Рекомендуют на проверку дом. задания отвести 10-15 минут, не больше.

перехода к изучению нового материала, изложение нового материала. Лучше всего новый материал прочно связывать со старым материалом, от известного к неизвестному.

закрепление новой темы. Обязательно сделать вывод, подвести итог рассмотрения темы. Какое значение, какое последствие, на что повлияло, с чем оказалось связано.

домашнее задание – его не обязательно задавать в конце урока. Вначале урока написать на доске дом. задание и проконтролировать, чтобы они записали. Задание дом. урока в самом начале имеет отрицательную сторону. Обычно ученики выражают недовольство тем, что им много задали. На эти пререкания уходит много времени. Поэтому чаще всего записывают дом. задание в конце урока. При этом дом. задание можно скорректировать во время урока. Если класс плохо работал, то дом. задание можно удвоить. Если не задавать дом. задание, то в классе начинает процветать халява. Не задашь один раз, будут просить, чтобы и в следующий раз не задавали.

Каким образом можно проверять дом. задание в рамках комбинированного урока? Проверка может быть письменной, устной, письменно-графической. Проверка знаний должна отвечать определенным требованиям. Она должна быть связана с темой урока, должна учитывать особенности учеников, их возрастной уровень. Задания не должны быть очень сложными. По возможности, включать всех учащихся в работу, а не одного-двух. Может быть работа по карточкам. Опрос 10-15 минут, не больше.

Рекомендуют начинать урок с вопроса ко всему классу: какую тему изучали на прошлом уроке? какие вопросы были? И затем проводить письменный или устный опрос. Наиболее распространенной формой опроса является устный опрос, потому что у нас гуманитарный предмет.

Виды устного опроса: фронтальный опрос и индивидуальный опрос. Надо четко понимать, какой опрос вы используете?

Фронтальный опрос – учитель задает с небольшими интервалами времени вопросы в целом ко всему классу. Но отвечают не все хором, а только те, кто поднимает руку и начинает отвечать после того, как учитель непосредственно обратиться к нему и поднимет с места. Т.е. отвечают поочередно, а не все хором. Это делается для того, чтобы учитель мог учесть знания ученика, и поставить ему оценку. Если ученик дает ответы на серию вопросов, то в конце урока ему можно поставить положительную оценку. Надо, что бы не на один вопрос ответил, а именно на несколько. А за ответ на один вопрос поставить 5 слишком жирно.

Можно за правильный ответ поставить «+», а потом накапливать эти плюсы на разных уроках. Например, за три плюса – пятерка, за два плюса – четверка. Учитывается и сложность ответа. Можно и за один ответ поставить пятерку, если вопрос был очень сложный. Но за маленькие ответы нельзя ставить сразу пятерки, это расхолаживает.

При индивидуальном опросе оценка ставится всегда. Поднимается 2-3 ученика, каждому дается отдельный вопрос. Каждый отвечает по очереди. За это ставится оценка. Ответ должен быть развернутым.

Можно делать смешанный опрос. Сначала дать фронтальный опрос, задать отдельные маленькие вопросики, послушать всех учеников. А потом поднять двух учеников по очереди, задать им вопросы.

Можно совмещать письменный опрос с устным. 2-3 ученика отвечают на устные вопросы, третий чертит на доске таблицу либо график. Несколько учеников делают письменное задание по карточкам.

Можно разбить класс по группам. Главное, все продумать заранее, и делать организованно, чтобы все было четко. Нельзя, чтобы один отвечал, задумался, а в это время кто-то с места начинает кричать правильный ответ. За это двойку надо ставить. Он может ответить, если его учитель попросит. И после индивидуального ответа другого ученика. Например, ученик отвечает, не может ответить и подтверждает, что он не может ответить. Тогда только вопрос задается классу: кто дополнит? кто подправит? Нельзя, чтобы один отвечал, а остальные хором за него говорили или подсказывали.

Умников надо успокаивать оценками, чтобы они не мешали другим.

Варианты письменных или письменно-графических заданий могут быть различными. Это может быть календарь важнейших событий. Можно дать годы-даты и спросить: что произошло в это время? Можно написать несколько событий, и спросить год.

Может быть диктант, связанный с проверкой терминов. Что обозначает данный термин? К каждой теме прилагается словарь терминов.

Можно предложить заполнить таблицу. Предложить написать эссе, дать характеристику исторической личности.

Как перейти к изложению нового материала? Советуют создать необходимый психологический настрой. После проверки, когда крики улеглись важно создать необходимый настрой. Связать новый материал с предшествующей темой. Сказать об актуальности новой темы. В вопросной форме проверить уровень знаний по этой теме. Может быть кто-то уже что-то слышал.

Центральное место при изучении нового материала отводиться к рассказу учителя. Нельзя злоупотреблять учебником, чтобы ученики самостоятельно изучали новую тему. Помимо рассказа учителя, необходимо активизировать учащихся. Рассказ должен чередоваться с анализом иллюстраций и картин в учебнике. Постоянно концентрировать внимание, задавать вопросы. Читать фрагменты учебника. Может быть и работа с картой.

На изложение нового материала отводиться всего 25-30 минут. За это время невозможно раскрыть тему полностью. Учитель излагает наиболее важные части темы.

Закрепление материала необходимо проводить в конце урока. Итог объяснения учителя. Закрепление может проходить в виде общего вывода, который делает учитель или сами ученики в конце изложения нового материала.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приемы описания | Марта 2008 года
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.