КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Предмет философии и его изменение в процессе общественного развития
1. Философия и ее проблематика 2. Понятие мировоззрения и его структура. 3. Исторические типы мировоззрения. 4. Проблема определения предмета философии.
1.1. Начать знакомство с философией с определения ее предмета затруднительно по той причине, что общепринятого понимания предмета философии просто нет. Философия возникла примерно 3-2,5 тысячи лет назад в цивилизациях Древнего Востока и Античности. Термин философия был введен в обиход древнегреческим мыслителем Пифагором и переводится на русский язык как любовь к мудрости. В древнегреческой философии под философией понимали любое знание в противоположность религии. В современном представлении философией называется область теоретических знаний о мире в целом, о месте человека в нем и о принципах взаимоотношения человека с миром. В структуру философии входят следующие разделы: · онтология (учение о бытии); · гносеология (учение о познании); · логика (учение о законах и правилах мышления); · социальная философия (наука об обществе); · этика (наука о нравственности); · эстетика (наука о прекрасном); · аксиология (наука о ценностях) и др. Философия является важнейшей частью духовной культуры, выражает сущность (квинтессенция) культуры. Ее специфика наиболее отчетливо проявляется в сравнении с другими формами мировоззрения, исторически предшествовавшими ей. Таковыми являются миф и религия. 1.2. Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место в нем человека. В его структуру входят: · знания о мире; · ценности, с позиций которых человек осмысливает мир; · убеждения и идеалы, которые определяют поступки человека. Основными типами мировоззрения являются: миф, религия, философия (наука). «Миф» в переводе с греческого означает «рассказ», «предание», «слово». Мифологией называют собрание мифов, а также науку о мифах. Мифология как собрание мифов – это специфическое миросозерцание и способ понимания мира, характерный для первобытного родового общества. Отличительными особенностями мифического мышления (мировоззрения) являются: · эмоционально-образная форма очеловечивания природы; · отсутствие различий между природным и социальным миром (синкретизм); · преобладание коллективных представлений над индивидуальными; · утилитарная направленность; · убежденность древнего человека в правильности мифических представлений. В духовной жизни первобытного общества миф выступал как единая, синкретичная, универсальная форма общественного сознания. В мифе всегда сочетаются вымысел, вера и знание, но сущность мифа не сводится ни к одному из них. Сущность мифов заключается в объективировании субъективных представлений, переживаний и впечатлений, при которых порождения фантазии принимаются за подлинную реальность. В ходе общественного развития миф постепенно изживал себя, уступая место религии и философии. Однако некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и до сих пор. В первобытном сознании миф и религия тесно связаны. Связующим звеном между ними является, во-первых, деятельность воображения; во-вторых, вера в созданные фантастические образы. Однако вместе с тем, миф и религия отличаются друг от друга. Различие религии и мифологии особенно ярко, когда мы сравниваем мифологию с монотеистическими религиями. Для развитой религии характерно противопоставление естественного и сверхъестественного. В мифологии это противопоставление отсутствует. Связи между природными явлениями кажутся сверхъестественными для нас, но не для мифологического сознания, для которого эти отношения – отношения кровного родства, дружбы, ревности и т.д. Что в них сверхъестественного? Источник религии – бессилие человека перед природными и социальными силами. Источником мифов, в отличие от религии, является не только бессилие человека, но и мечта об овладении силами Для развитой религии характерно нравственное отношение человека к божеству, т.е. представление, что бог выступает в роли законодателя человеческой жизни, обязывает человека соблюдать некоторые нормы поведения, нарушение которых осознается как грех. Бог в развитой религии – это некий гарант и охранитель справедливости в мире, который, охраняя эту справедливость, в конечном счете, воздает всем по заслугам. Для мифологического сознания чуждо представление, что в мире есть надчеловеческий, гарантированный богом, этический миропорядок. В этом мире побеждает самый сильный или самый умный. Силы природы, они же боги, отнюдь не превосходят человека добродетельностью и не показывают примера добродетельной жизни. Для религии характерно различение веры и знания. Содержание развитой религии – это не предмет некоторого доказуемого знания, а что-то такое, во что приходится верить, преодолевая сомнения, вызываемые отсутствием фактических данных. Для мифологического сознания противопоставление знания и веры не характерно. Люди просто мифологически воспринимали мир, видя его как бы сквозь призму мифологических представлений. Мифологическое сознание продолжает существовать и в наше время на основе подмены объективного отражения действительности различными стереотипами за счет апелляции к эмоциональной сфере личности. Большинство современных мифов приобрело форму утопии. Утопия, будучи видом сознания, удовлетворяющего определенные общественные потребности, как и миф, является конструированием фантастической реальности, восполняющей действительность. Разница между мифом и утопией: 1) миф отнесен к прошлому, а утопия к будущему; 2) миф – продукт коллективного творчества народа, а утопия – произведение отдельной личности. Утопия, как и миф, направлена не на познание действительности, а на воспроизведение иной реальности. Таким образом, мифология не кончилась, она продолжает функционировать как антитеза научному познанию и в наши дни. В силу этого мифология – как наука о мифах, является весьма актуальной не только в плане изучения культурного прошлого человечества, но и в плане исследования событий сегодняшнего времени. Изучение мифологии теоретически значимо и для философской науки, поскольку из мифологии возникли и первые философские учения. Раннюю философию с мифологией связывает единство тематики. 1.3. Философское мировоззрение – это теоретическая форма осмысления мира и человека. Философия, таким образом, сама является мировоззрением в его наиболее общей, теоретической форме. Вместе с тем философия является средством формирования осознанного взгляда на мир и место человека в нем. Философия подходит к осмыслению мира с позиций рационального (логического) понимания, она берет вещи таковыми, какими они являются на самом деле, не привнося в их содержание никакой фантастической информации. Философия стремится определить явления как таковые, выявить их отношения с другими явлениями в пространстве и во времени. При помощи этого она выявляет закономерные связи между явлениями и с их помощью стремится проникнуть в суть вещей. Это научный образ действий. На ранних стадиях своего существования философия представляет собой ни что иное, как научное познание действительности. Философия и наука в подлинном смысле возникли в Древней Греции. С момента своего возникновения философия существует в виде множества школ и течений, для которых характерно свое специфическое понимание предмета и задач философии. Понимание предмета и задач философии исторически менялось и в ходе развития самой философии. В древности под философией понимали любое знание. В современном представлении философией называется область теоретических знаний о мире в целом, о месте человека в этом мире и о принципах взаимоотношения человека с этим миром. Важнейшими чертами философии являются научность, критичность и фундаментальность. В зависимости от изменения представлений о предмете философии в ходе общественно-исторического развития выделяют два основных периода. Первый период в развитии западно-европейской философии называют классической философией. К эпохе классической философии относится временной отрезок с момента зарождения западно-европейской философии в VI в. до н.э. и до середины ХIХ в. Для всех многочисленных философских учений, созданных в период классической философии, характерен общий подход к пониманию предмета философии. Эта общность обусловлена решением основного вопроса философии: вопроса об отношении сознания к материи. Второй период в развитии философии именуется постклассической философией или современной философией, начало которой заложено в философских учениях середины ХIХ в. Единого понимания предмета философии в современных философских концепциях нет. Каждая философская школа по-своему определяет предмет своего исследования. Многообразие подходов к пониманию предмета философии в современности обусловливает сложность их изучения. Европоцентристски настроенные ученые иногда отрицают факт существования философии на Востоке. Они говорят, что применительно к этому региону можно говорить лишь о религиозной философской мысли. Несомненно, восточная философия отличается от западной. Поэтому о восточной философии принято говорить отдельно.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |