Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №8. Регулирование и координация

 

Регулирование и координация

 

Выявленные в результате контроля отклонения устраняются с помощью регулирования. Регулирование осуществляется на основе принятия решения.

Регулирование – воздействие на объект управления и/или на другие объекты с целью устранения расхождения (существенного) между фактическим и ожидаемым его состоянием.

Регулирование позволяет поддерживать необходимое состояние упорядоченности и устойчивости каждого управляемого объекта, а также обеспечивать непрерывное и равномерное функционирование всех присущих объекту управления процессов, путем введения в действие дополнительных ресурсов или обеспечение более полного их использования.

Обратную связь, уменьшающую влияние входного воздействия на выходную величину, называют отрицательной, а увеличивающую это влияние – положительной. Отрицательная обратная связь способствует восстановлению равновесия в системе нарушенного внешнего воздействия, а положительная усиливает отклонение от равновесного состояния по сравнению с его величиной в системе.

Система регулирования, обеспечивающая реализацию заданной программы управления, как правило, имеет отрицательную обратную связь.

 

Различают 3 задачи регулирования:

­ стабилизация;

­ программное регулирование;

­ слежение.

 

Цель стабилизации – поддержание заданного постоянного значения выходной величины объекта регулирования. Учет результатов производства может осуществляться по отклонениям фактического выпуска от планового.

Программное регулирование обеспечивает изменение выходной переменной объекта регулирования в соответствии с заданной программой. Изменение выходной переменной может быть задано в виде функции времени или другого аргумента.

Слежение отличается тем, что здесь программа не рассчитывается заранее, а определяется поведением наблюдаемого объекта.

Наличие обратной связи не всегда достаточно для обеспечения устойчивости управления. Во всех случаях, для которых характерна недостаточность информации, самым эффективным остается регулирование, при котором регулятору придаются свойства приспособления к изменяющимся характеристикам среды и самого объекта управления.

Адаптация, достигаемая путем обучения и системы, располагаемой и программным блоком и регулятором, называется саморегулированием. Кроме того, выделяют системы:

­ самообучающиеся (саморегулирующиеся, способные адаптироваться к среде);

­ самоорганизующиеся (способны изменять не только программы регулирования, но и свою внутреннюю структуру).

Координация – сфера деятельности или задача вышестоящей управляющей системы, в ходе которой она пытается добиться, чтобы нижестоящая система управления функционировала согласовано.

Виды координации:

­ путем прогнозирования взаимодействия (вышестоящий элемент посылает нижестоящему значения будущих связующих сигналов, тогда нижестоящий начинает вырабатывать свои локальные решения. Сигналы, которые действительно в дальнейшем к ним поступят, окажутся именно такими, какими их предсказал вышестоящий элемент);

­ путем оценки взаимодействия (вышестоящий элемент задает диапазон значений связующих параметров, нижестоящие органы рассматривают эти сигналы как возможности, которые могут принимать любое значение в заданном диапазоне);

­ путем «развязывания» взаимодействия (элементы нижестоящего уровня трактуют связующий параметр как дополнительную переменную решения. Они решают свои задачи так, как если бы связующие параметры можно выбрать произвольно);

­ типа «наделение ответственностью»;

­ путем создания коалиции. Является самым сложным, но ближе всего соответствует действительному положению дел в организации людей.

 

2 основных аспекта координации:

­ аспект самоорганизации (изменение структуры);

­ аспект управления (выбор координирующего вмешательства при фиксированной структуре).

 

Мотивация и стимулирование

 

Мотивация – то, что заставляет человека действовать и вести себя определенным образом. Это сочетание психологических, интеллектуальных, физиологических процессов, которые в конкретных условиях будут осуществлять действия для достижения цели.

При планировании и организации работы руководитель определяет:

­ что конкретно должна выполнить данная организация;

­ когда, кто и как должен это сделать;

Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

 

Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Теорию мотивации разделяют на 2 категории:

  1. содержательная;
  2. процессуальная.

 

Потребности – осознание отсутствия чего-либо, побуждающее к действию. Первичные – заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения опыта.

Потребности невозможно непосредственно наблюдать и измерять. Об их существовании можно судить только по поведению людей. Потребности служат мотивом к действию.

Потребности можно удовлетворить вознаграждением. Вознаграждение – то, что человек считает для себя ценным. На практике используют:

­ внешнее вознаграждение (деньги, повышение по службе);

­ внутреннее вознаграждение (чувство успеха при достижении цели).

 

Самая первая теория мотивации – политика «кнута и пряника». Сторонники теории придерживались мнения, что человек по своей природе хитер, эгоистичен, хочет побольше взять и поменьше дать. Его нужно заставлять работать и, чтобы ему было не в тягость, его нужно периодически поощрять.

 

Содержательная теория мотивации.

По этой теории, потребности заставляют человека действовать и работать.

Наибольшее значение имеют работы А.Маслоу, Ф.Герцберта, Д.Маклелан.

По Маслоу есть 5 типов потребностей.

В теории потребностей Маклелана 3 основные потребности:

­ во власти;

­ в успехе;

­ в причастии к какому-либо делу.

Закон результата – «степень удовлетворения, полученного при достижении цели, влияет на поведение человека в сходных ситуациях в будущем».

Двухфакторная модель Герцберта:

­ числинический фактор (политика фирмы, условия работы, заработок, степень контроля, межличностные отношения);

­ мотивационный фактор (успех, признание, продвижение по службе, возможность самостоятельно принимать решения).

Полагая, что теория Маслоу неполная, Маклелан дополнил ее, введя потребности во власти, успеха и принадлежности.

Потребность во власти – желание воздействовать на других людей. В соответствии со структурой Маклелана она попадает между потребностями в уважении и самовыражении.

Потребность успеха также находится между потребностью в уважении и самовыражении. Она удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.

Работы Герцберта (70-е гг.) привели к заключению, что факторы действующие во время работы влияют на удовлетворение потребностей. Гигиенические факторы (размер заработной платы, условия труда, характер контроля) всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие таких мотивирующих факторов как продвижение по службе, рост возможностей, ответственность и т.д.

 

Процессуальная теория мотивации.

­ Врум (теория ожидания):

Мотивация = Ожидаемые результаты × Ожидаемые вознаграждения × Ценность вознаграждения;

­ Теория справедливости: люди субъективно ощущают справедливое вознаграждение за труд и важно так оплачивать труд, чтобы сгладить возникающие ощущения между людьми;

­ Модель Портера-Лоулера:

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №7. Стратегическое планирование – процесс формулирования стратегии по этапам с разъяснением роли каждого члена организации | Лекция №9. Процессуальная теория мотивации пытается объяснить как возникает целенаправленный процесс
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.