Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №12




 

Формы власти и влияния

Все формы влияния побуждают людей исполнять желания другого человека, удовлетворяя неудовлетворенные потребности или препятствия к их удовлетворению или они побуждают исполнителя ожидать, что потребности будут/не будут удовлетворены, в зависимости от поведения исполнителя. В соответствии с этим строится классификация форм власти:

  1. власть на принуждении. В настоящее время это страх потерять работу. Это крайне неприятный способ влияния, который приводит к обратному эффекту.
  2. власть на вознаграждении, на ожидании удовлетворения потребностей. Вознаграждение для каждого различно. Оно должно быть достаточно ценным (должно представляться ценным). Реализуется путем создания у других людей чувства обязанности. Власть через вознаграждение это большое искусство. Необходимо иметь в виду ресурсное ограничение, понимая, что деньги не всегда способны произвести необходимое впечатление на человека.
  3. законная (традиционная) власть – исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его долг – подчиняться руководителю. Все руководители пользуются законной властью, т.к. у них есть полномочия, но даже такая традиционная система рушится, если она не дает своим лояльным сторонникам удовлетворения валовых потребностей. Когда человек признает влияние, основанное на традиции, он получает взамен ощущение принадлежности к социальной группе. У традиций есть огромное преимущество – безличность. Человек реагирует на должность. Это повышает стабильность, а также важным свойством является быстрота и предсказуемость влияния. Традиция действует во вред организации, если исполнители сопротивляются переменам, ссылаясь на традиции.
  4. эталонная власть – это власть примера. Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполняющего, что он должен быть таким же как руководитель. Это влияние с помощью харизмы. В противоположность безличному должностному влиянию традиций, харизматичное влияние - личное. Общие характеристики харизматичных личностей:
    1. обмен энергией;
    2. внушительная внешность;
    3. независимость характера;
    4. хорошие риторические способности;
    5. восприятие восхищения своей личностью;
    6. достойная и уверенная манера держаться.
  5. экспертная власть – это влияние через разумную веру, т.е. исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые способны удовлетворить потребности. Решение исполнителя подчиниться является социальным и логичным. Правда, как и харизматичная, так и в большей степени экспертная власть могут иметь отрицательные последствия при групповом принятии решений. Руководитель может пойти навстречу подчиненному в процессе принятия решения, а выйти с решением, которое вначале он и предложил.
  6. Влияние через принуждение и участие. Связано с уровнем образования, усложнением технологии, невозможностью основывать власть на вышеперечисленных способах. Поиск сотрудничества со стороны исполнителей, чтобы иметь возможность на них влиять.

2 формы влияния:

1. побуждение к сотрудничеству. Убеждение основано на власти примера и эксперта, но в отличие от простой экспертной власти, когда исполнитель больше верит своему руководителю, в данном случае он больше его понимает. Отрицательное – медленное воздействие, неопределенность.

2. участие исполнителя в управлении. Идет дальше, чем убеждения. Вместо того, чтобы убеждать исполнителя принять цель руководителя, руководитель направляет ему усилия и способствует свободному обмену информацией. Участие в принятии решений соответствует потребностям более высокого круга.

 

Стили менеджмента

 

  1. позиции личностных качеств. Данная личностная теория лидерства, известная под названием «теория великих людей», говорит о том, что лучший из руководителей обладает определенным набором общих для всех личных качеств. Если все эти качества могли бы быть выявлены, то люди научились бы воспитывать их в себе и становиться эффективными руководителями. Некоторые из черт, свойственных руководителям:
    1. уровень интеллекта;
    2. образование;
    3. уверенность в себе;
    4. здравый смысл;
    5. инициативность и т.д.

Однако, несмотря на огромное количество экспертов, точный набор качеств лидера не был выявлен, возможно, потому что в разных ситуациях лидеры обнаруживают разные качества. Основной вывод – подобный перечень составить невозможно. Деятельность руководства имеет ситуационный характер.

  1. поведенческий подход. Согласно ему, эффективность руководителя определяется не столько его личными качествами, сколько манерой поведения по отношению к подчиненным, причем она в определенном смысле зависит от его личных качеств.

Традиционно выделяют:

    1. автократический. Люди не любят труд, их надо заставлять, избегают ответственность. Они самостоятельно принимают решения. Бывают благосклонные и неблагосклонные;
    2. либеральные (демократический). Руководитель использует для влияния потребности более высокого уровня (потребность в самовыражении), избегает навязывать свою волю подчиненным.
    3. свободный (попустительский) стиль, когда руководитель вообще не вмешивается в работу подчиненных.

Нет ответа какой стиль лучше. Иногда автократический стиль дает более высокую производительность, иногда нет, но зачастую может снижать мотивацию.

 

Другая система выделяет следующие стили:

­ руководитель, сосредоточенный на работе;

­ руководитель, сосредоточенный на человеке, устанавливает высокую производительность труда и награждает сотрудников.

 

Лидерство – определяется способностью оказать влияние на отдельные личности и группы и направлять усилия на достижение целей организации.

Влияние – это любое поведение человека, которое вносит изменение в поведение других людей.

 

Коммуникация

 

Это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между людьми.

Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься правильные решения, но и для того, чтобы они могли выполняться, т.е. механизмы реализации решения также основаны на коммуникации.

Основными процессами, характеризующими технологию управления и используемыми во всех органах управления, являются информационные процессы принятия решений. Эффективностью информационных процессов часто определяется качество решений и их реализация. Информационные процессы включают коммуникационные процессы и процессы обработки данных с помощью информационных систем.

Совершенствование коммуникаций происходит в таких направлениях как:

­ регулирование информационных потоков;

­ регулирование формального обмена в виде совещаний;

­ создание системы обратной связи;

­ использование компьютерных технологий, обмена, использования информационных изменений и газет.

 

Коммуникации могут быть:

­ по восходящей;

­ по нисходящей;

­ между подразделениями, отделами;

­ коммуникация типа руководитель – рабочая группа;

­ коммуникация между руководителями;

­ неформальные коммуникации;

­ невербальные коммуникации.

 

Основные свойства информации:

­ информация несет количественные и качественные характеристики процесса, объекта, явления;

­ в основе любой информации лежат материальные процессы;

­ передача и использование информации не уменьшает ее количества;

­ информация способна накапливаться и ее количество стремится к бесконечности;

­ состояния существования информации определяется ее использованием, т.е. постоянным выявлением, движением, сжатием и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.