Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Австрийская школа




Австрийскую школу следует признать в качестве важнейшей движущей силы маржиналистской революции, поскольку она создала альтернативную теорию стоимости – теорию предельной полезности и тем самым заложила основу маржиналистской теории.

Отличительными особенностями австрийской школы (по сравнению с другими теориями маржинализма) являются:

монистический субъективизм – все экономические категории стремятся вывести только из предпочтений и ожиданий экономического субъекта;

методологический индивидуализм – выступали против любого агрегирования, все события в экономике рассматриваются только как равнодействующая индивидуальных предпочтений и решений;

отсутствие не только математических методов исследования, но даже геометрических иллюстраций теоретических положений. В этом проявилось их стремление к более реалистичному отражению действительности);

отсутствие развитых идей равновесия;

важная роль отведена фактору времени.

Представители австрийской школы маржинализма – К. Менгер (1840–1921), Э. Бем-Баверк (1851–1919) и Ф. Визер (1851–1926).

Основные работы:

К. Менгер «Основания политической экономии» (1871) и др.;

Э. Бем-Баверк «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886), «Капитал и процент» (1889) и др.;

Ф. Визер «Происхождение и главные законы народнохозяйственной стоимости» (1884), «Естесственная ценность» (1889), «Теория общественного хозяйства» (1914) и др.

Центральное место в учении австрийской школы занимает субъективная теория стоимости (ценности) – теория предельной полезности.

Отправным пунктом ее построения служит учение о благах. Менгер определяет благо как предмет, удовлетворяющий определенную человеческую потребность в силу каких-то своих свойств, причем, человеку известна эта его способность и он может ею воспользоваться [2; 39]. При этом особо подчеркивается субъективный характер благ. Например, человек может ошибочно приписывать предмету способность удовлетворять его потребности и поэтому признавать его за благо (воображаемое благо).

Все блага австрийцы классифицируют на блага первого порядка, непосредственно удовлетворяющие человеческие потребности, и блага высших порядков (второго, третьего и т.д.), которые служат для производства благ первого порядка и удовлетворяют человеческие потребности косвенно. Благами высшего порядка являются средства производства[12].

Австрийцы вводят также понятие хозяйственных (экономических) благ, надобность в которых превышает доступное в данный период их количество. Именно в этом случае человек делает выбор между потребностями, подлежащими удовлетворению, и потребностями, которые он решает оставить неудовлетворенными, а также наиболее целесообразным способом употребляет имеющиеся у него блага.

Прочие блага, доступное количество которых в данный период превышает надобность в них, являются соответственно неэкономическими благами.

Все экономические блага, согласно австрийцам, обладают стоимостью (ценностью).

Вспомним, что со времен древнегреческих мыслителей в товаре выделялись две стороны – полезность (или потребительная стоимость) и меновая стоимость. Английские классики в качестве основы меновой стоимости выделяли труд. Полезность же (понимаемая как объективная способность вещи удовлетворять какие-либо человеческие потребности) трактовалась только как условие осуществления обмена.

Представители же австрийской школы в качестве основы стоимости благ (а значит и ценообразования) выдвинули субъективную полезность.

Согласно мнению австрийцев, стоимость ни что иное, как оценка с позиций потребностей индивида. Потому что если на производство товара было затрачено определенное количество труда, а он оказался никем не востребован, то и стоимость его будет нулевой.

Поэтому источник стоимости следует искать не в труде, а во вкусах, потребностях, желаниях, т.е. в субъективных оценках потребителя. К. Менгер пишет: «Стоимость – это суждение (способ мышления) экономических субъектов о благах, которыми они могут располагать, чтобы поддержать свою жизнь и благосостояние. Отсюда следует, что стоимость не существует вне сознания людей» [2; 101].

Величина стоимости зависит от важности потребностей, которые следует удовлетворить (зависимость прямая) и от количества или запаса данного блага (зависимость обратная). Другими словами, величина стоимости определяется предельной полезностью – т.е. полезностью наименее важной единицы запаса блага. Поэтому, если абстрактной полезностью обладают все блага, то квалифицированной полезностью[13], т.е. стоимостью (ценностью) – только блага ограниченные или редкие. И только такие блага могут обмениваться.

К. Менгер проиллюстрировал связь между предельной полезностью и факторами ее определяющими с помощью таблицы, где по столбцам расположены потребности в порядке убывания важности (римские цифры), а по строкам – «последовательные акты удовлетворения потребности» (арабские цифры). Предельная полезность измеряется в абстрактных единицах – ютилях – таблица Менгера [2; 105] (см. табл. 11. 1).

Итак, предельная полезность какого-либо блага совпадает с той пользой, какую приносит последняя единица этого блага, удовлетворяющая наименее важную потребность. Чем меньше блага, тем ценнее его последняя единица. («Парадокс воды и алмаза» решается по-новому: чем реже благо, тем больше его предельная полезность и ценность[14]). Однако как объяснить с точки зрения субъективной ценности механизм рыночного ценообразования, где, несмотря на все многообразие субъективных оценок, существует единая цена на товар?

Таблица 11.1. Виды потребностей или благ

Последовательные акты удовлетворения потребностей   I II III IV V VI VII VIII IX X
                     



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.