КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стили руководства. Кадры управления. Требования к руководителю
Кадры управления. Требования к руководителю Кадры управления 1) Кадры управления можно рассматривать в двух аспектах: 1 как объект управленческих воздействий, т.е. персонал организации, реализующий её цели 2 как специально подготовленные лица, обеспечивающие управление организацией и создающие предпосылки для этого С точки зрения управления выделяют следующие категории кадров: - служащие - руководители - специалисты - рабочие массовых профессий - рабочие редких специальностей и высоких квалификаций К работникам организации, непосредственно обеспечивающим процессы управления, можно отнести: 1 руководители (линейные, функциональные, высшие) 2 работники отделов кадров и технического обучения 3 специалисты, реализующие функции управления (планирование, учёт, контроль) 4 технические исполнители (секретари, делопроизводители) 5 специалисты по обслуживанию техники управления Линейные руководители непосредственно руководят работой подчинённых в производстве. К ним можно отнести: бригадир, мастер, начальник смены, участка, цеха, корпуса, начальник завода. Функциональные руководители – руководители групп, секторов, бюро, отделов. (главный технолог, начальник ОТК и т.д.) По отношению к своим работникам они выступают одновременно и как линейные руководители. Высшие руководители – президенты и члены совета директоров акционерных обществ. Работа с кадрами на предприятии реализуется в форме создания систем управления персоналом. В рамках систем управления персоналом выделяют следующие подсистемы: - условий труда; - трудовых отношений; - оформления и учёта кадров; - планирования, прогнозирования и маркетинга персонала; - развития кадров; - стимулирование труда; - юридических услуг; - развития социальной инфраструктуры; - разработки орг. структур управления Руководитель – ключевая фигура в управлении организацией (её звено). Он выступает в качестве нервного центра организации. Принимает информацию от подчинённых и из вне организации, распространяет её внутри организации и передаёт внешним получателям. Особенностями труда руководителя являются: - творческий характер; - сверхнормативная продолжительность работы; - высокая интенсивность труда. Общая идея теории требований к руководителю следующая: - выявить черты личности, характера, темперамента, особенности профессиональной подготовки, присущие эффективному руководителю. Тогда можно будет с раннего возраста выявлять потенциальных будущих руководителей и целенаправленно их готовить. - альтернативная точка зрения – состоит в том, что выдающийся руководитель характеризуется не набором необходимых характеристик, а наличием способностей к управленческой деятельности, специфическим талантом. Тем не менее, если руководитель обладает определёнными характеристиками, его поведение более предсказуемо и подчинённым легче строить с ним отношения. В качестве примера перечислим 10 требований к руководителю: *способность управлять собой; *разумное восприятие личных ценностей; *целеустремлённость; *стремление к самосовершенствованию; *умение решать проблемы; *изобретательность *способность к инновациям; *умение влиять на окружающих; *способность руководить; *умение обучать Качества успешного руководителя: - возраст; - пол; - социальный статус; - образование; - интеллект; - знания и умения; - уверенность в себе; - эмоциональная уравновешенность; - стрессоустойчивость; - предприимчивость; - ответственность; - коммуникабельность; - независимость; - стремление к успеху; - надёжность слова
2) Совокупность характерных методов, приёмов и действий, посредством которых руководитель побуждает коллектив и отдельных исполнителей к выполнению возложенных на них обязанностей, образуют стиль руководства. Различают следующие из них: - Авторитарный стиль руководства – характеризуется централизацией инициативы в руках руководителя, доминированием его воли. Руководитель, использующий этот стиль, стремится к единовластию, навязывает подчинённым своё мнение, предоставляя минимум инициативы. Такой стиль отрицательно сказывается на морально-психологическом климате коллектива и правомерен, лишь когда отсутствует дисциплина и порядок. - Демократический стиль – характеризуется коллективным обсуждением вопросов, широким привлечением работников к разработке и принятию управленческих решений. Руководитель не проявляется своего превосходства над подчинёнными и правильно реагирует на критику в свой адрес. Демократический стиль не затрудняет осуществление единоначалия и не ослабляет власть руководителя, создаёт условия для проявления инициативы подчинёнными, способствует развитию демократии. Однако, он становится непригодным в ситуациях, когда требуется срочно принять решение. - Либеральный стиль – отличается безынициативностью руководителя, его постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения и их последствия. Руководитель-либерал мало вмешивается в дела подчинённых, не проявляет активности, поддаётся влиянию окружающих. Руководитель-либерал не проявляет организаторских способностей, не регулярно и слабо контролирует действия подчинённых. Подчинённые же, располагая значительной свободой действий, пользуются ей, сами ставят задачи и выбирают способы их решения, что не редко приводит к конфликтным ситуациям в коллективе. Стиль руководства оказывает существенное влияние на формирование морально-психологического климата в коллективе, на эффективность работы в коллективе и стабильность кадров. Личный стиль руководства описывает образец поведения, когда руководитель независимо от той или иной ситуации занимает соответствующее положение по отношению к подчинённым. Макс Вебер различает 3 варианта личного стиля руководства: 1 Бюрократический – ориентируемый на установленные «сверху» предписания, регулирующие отношения с подчинёнными. 2 Патриархальный – ориентируемый на унаследованный порядок, который определял отношения с подчинёнными. 3 Харизматический – исходящий от признанной в качестве лидера или вождя личности, окружённой своими приверженцами. Все эти исторические стили руководства имеют одно общее – ориентацию подчинённых на выполнение поставленной задачи. Т.е. сотрудники – средства для достижения целей. Различают активных, пассивных и резистивных (склонных к сопротивлению) подчинённых. Активные – энергичны, деятельные исполнители, работают с удовольствием, проявляют инициативу. Работать с ними легко и интересно. Пассивные – как правило, бездеятельные, безразличные и безучастные к окружающему. На их инициативу и помощь не следует рассчитывать. Резистивные работники – постоянно проявляют сопротивление, пытаются уклониться от выполнения задания или убедить руководителя в том, что его не нужно выполнять. Однако с такими работниками можно успешно работать. Всегда можно найти причины, заставляющие подчинённого проявлять сопротивление. Если руководитель опытный, то он выявит и устранит эти причины. И тогда работник вполне может стать активным сотрудником.
Мотивация в управлении
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |