Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологический климат в коллективе

Неформальные группы и их характеристика.

Неформальные (неофициальные) отношения, наряду с формальными, являются непременным атрибутом каждой организации. Они складываются спонтанно и обусловлены потребностью людей в общении, симпатиями и взаимными влечениями.

Неформальные отношения весьма существенно влияют на функционирование организации. Их развитие способствует созданию атмосферы благожелательности, внимания, открытости, создает психологический комфорт и способствует сотрудничеству. Поэтому их надо принимать во внимание для эффективного руководства.

Способом проявления неофициальных отношений является образование неформальных групп.

Группа – это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находятся под влиянием других лиц.

Неформальная группа – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Развитие неформальных групп основано на социальном взаимодействии.

Характеристиками неформальных групп являются: наличие лидера, ограниченный численный состав (не более 7-8 человек), статус и различные роли членов группы, групповые нормы отношений, опыт и традиции, социальный контроль за поведением членов.

Наиболее типичные роли членов неформальных групп: администратор, председатель, мыслитель, советчик, информатор, оценивающий, судья в споре, душа компании, козел отпущения, доводящий до конца.

Причины образования неформальных групп: чувство принадлежности, заинтересованность (симпатия), тесное общение, взаимопомощь, взаимозащита.

Так, в ряде случаев, группа поддерживает своих членов (особенно лидера) в споре с начальником. Об этом надо знать и учитывать в общении с подчиненными официальному руководителю.

Последствия принадлежности к неформальной группе для ее членов: активное взаимодействие, чувство личной безопасности, снижение уровня тревожности, повышение определенности реакций окружающих, уверенность в поддержке коллег.

Факторы, влияющие на эффективность групп: размер, состав, сплоченность, единомыслие, общие интересы.

Социально-психологический климат организации (коллектива) рассматривается двояко:

а) как объективно наблюдаемый феномен и

б) как субъективно оцениваемое состояние.

Данный климат как явление – это совокупность отношений между сотрудниками, характеризующихся определенной степенью благожелательности или конфликтности.

Каждый человек оценивает климат по-своему. Поэтому состояние климата для каждого сотрудника это субъективное восприятие. Вместе с тем, от оценки состояния климата (объективной или субъективной) зависит психологический комфорт или дискомфорт сотрудника (сотрудников) в процессе трудовой деятельности. В свою очередь, степень психологической комфортности непосредственно влияет на результаты труда (положительно или отрицательно).

Оценивая состояние социально-психологического климата можно привести аналогии с обычным климатом: комфортность (температура, влажность, давление); симпатии и открытость или антипатии и сдержанность; осадки – слухи, бури – конфликты и т.д.

Объективно оценить климат можно только качественно (по мнению большинства сотрудников): хороший, удовлетворительный, плохой.

Определенное представление о состоянии социально-психологического климата можно получить из анкетирования сотрудников о качестве связей (контактов, отношений) с коллегами.

Тогда, общее количество связей () будет равно: ,

где - соответственно количество положительных, нейтральных и отрицательных связей.

Чем меньше доля отрицательных связей, тем с большей степенью вероятности можно предположить, что климат скорее хороший (или удовлетворительный), чем плохой. Однако следует иметь ввиду, что наличие даже одной конфликтной личности в коллективе может создать психологический дискомфорт для всех сотрудников. Кроме того, на состояние климата оказывает существенное влияние условия производства и труда.

Основными детерминантами социально-психологического климата являются: напряженность и содержательность труда, микроклимат и интерьер рабочего места, распределение работ, нормирование труда, заработная плата (особенно премирование), психологическая совместимость и возрастной состав работников, стиль руководства (очень важно), корпоративная культура и т.п.

Состояние социально-психологического климата – предмет внимания и заботы руководства предприятия. Необходим комплекс мер по сплочению коллектива и оздоровлению психологической атмосферы.

Среди мер формирования благоприятного климата различают: коллективные задания, справедливая оплата, равномерное распределение работ, обогащение содержания труда, создание психологической службы, общение руководства с рядовыми сотрудниками, коллективные мероприятия (спорт, художественная самодеятельность), совместный отдых (пикники, экскурсии), корпоративные праздники, система традиций, наставничество и т.п.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общее понятие группы, формальные и неформальные группы | Конфликты в группе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.