Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее понятие группы, формальные и неформальные группы

Группа является самой маленькой ячейкой в организации («рабочая группа»). Сначала отношения между членами группы, а также между членами различных групп имеют чисто формальный характер. Через структуры рабо­чих мест и управления им заданы определенные связи, которые должны обеспечить их взаимодействие.

Наряду с формальными связями существуют также многочисленные неформальные отношения, возникающие вследствие личных привязанностей, желаний, ожиданий и симпатий. Эти социальные связи имеют большое значе­ние при формировании целей группы и вызывают к жизни неформальные коммуникации, выходящие за пределы ее границ.

Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба этих типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.

Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например комиссия по разработке какого-либо проекта.

Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п.

Отправным толчком в исследованиях неформальных групповых отноше­ний стал опрос, проведенный Э. Мэйо среди чикагских рабочих в 1927 г. На этой основе возникла «теория человеческих отношений». Выяснилось, что улучшение условий труда, например, перерывы, сокращение рабочего времени, лучшее освещение рабочего места и другие, практически не оказало влияния на производительность труда, так как они были установлены самими рабочи­ми через неформальные групповые нормы. Благодаря обработке анкеты, содержащей вопросы: «Что Вы делаете во время паузы?», «Кто, с кем играет в карты?», были выявлены авторитарные внутригрупповые связи, не соответ­ствующие формальной организации. На основе этих исследований позже была разработана методика социометрии, позволяющая изучать неформальные группы на основе результатов опросов с помощью математических методов. Неформальные отношения играют важную роль прежде всего в группах, все члены которых являются исполнителями так как в них часто отсутствуют формальные нормы поведения и все члены группы равноправны. В результате эмпирических исследований были определены следующие характерные при­знаки неформального поведения:

- взаимный контроль сотрудников ведет к социальной нивелировке. Фор­мируется общее мнение группы, которому каждый ее член должен подчинять­ся. Хотя оно нигде не зафиксировано (например, письменно), им контролиру­ется и регулируется поведение работников, групповое мнение влияет на про­цесс труда и его эффективность в большей степени, чем формальные распоряжения (приказы) и заработная плата. Члену группы важнее считаться хорошим сотрудником среди коллег, чем для начальника;

- ориентиром для группы является «средний» работник. Лучший, как и самый никудышный работник, считается социальным аутсайдером. Отсюда вывод, что не следует задавать членам группы усредненные требования, группа сама гораздо эффективнее это сделает;

- отдача всех членов группы неодинакова. Уровень результативности тру­да каждого определяется его социальным положением в группе. Чем выше статус, тем меньший от него ожидается результат. Совместными усилиями достигается средний результат;

- внутренняя активность в неформальной группе служит нормированию поведения, ее взаимодействие с окружающей средой нацелено на защиту ее членов от внешнего воздействия, что особенно проявляется в сопротивлении групп изменениям.

В результате несовпадения формальных и неформальных отношений могут возникнуть конфликты, поэтому руководство предприятия должно терпеть существование неформальных групп и считаться с ними. В них может быть создан позитивный рабочий климат.

Характерным для неформальной группы является то, что ее члены контролируют друг друга, существует обязательное для всех групповое мнение, экстремальные результаты нивели­руются, каждый член получает в группе определенное социаль­ное положение, члены защищены извне.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процессные теории мотивации | Психологический климат в коллективе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.