КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процессные теории мотивации
Содержательные теории мотивации Общая характеристика мотивации 1) Успех деятельности каждого предприятия зависит от качества работы его сотрудников, поэтому они должны быть заинтересованы в выполнении своих обязанностей. Для того, чтобы это произошло, работника нужно стимулировать, т.е. выдвинуть мотивы, которые будут способствовать качественному и быстрому достижению целей организации. Мотивы – обстоятельства, которые побуждают человека выполнять определённую работу ради удовлетворения собственных потребностей. Потребность – специфическая форма нужды, которая возникает внутри человека и требует удовлетворения. Мотивация – совокупность определённых сил, подталкивающих человека к совершению действия в целях достижения конкретных целей. Стимулы – выполняют роль основных рычагов действия мотивов. Стимулами могут быть обещания, возможности, действия и предметы, которые человек может получить за свои действия. Стимулирование – использование стимулов в целях мотивирования. Способы мотиваций: - прямое стимулирование – предполагает определённый обмен ценностями, т.е. за выполненную работу человек получает соответствующее вознаграждение. - негативное стимулирование – предполагает наказание в случае невыполнения работы. - ценностное мотивирование – предполагает выполнение работы на основе своих личных качеств, таких, как ответственность, трудолюбие, инициативность, настойчивость. В результате работники получают возможность психологического развития получения новых навыков и знаний. Принципы мотивации: 1 для подчинённого вознаграждение должно быть ценностным и значимым. 2 вознаграждение должно быть безотлагательным. 3 вознаграждение должно быть достижимо. 4 материальное вознаграждение не оказывает никакого влияния, если оно меньше 30% от заработной платы. 5 моральное вознаграждение должно использоваться наряду с материальным.
2) Содержательные теории мотивации основаны на анализе потребностей человека. Эти теории изучают структуру и классификации человеческих потребностей, а так же взаимосвязь потребностей с мотивацией. Выделяют 4 основные содержательные теории: 1) теория Абрахама Маслоу – разработал теорию потребностей, которые находятся между собой в иерархической зависимости. 1 и 2 – низшие потребности; 3, 4 и 5 – потребности более высокого ранга.
и страха. Удовлетворение низших потребностей является предпосылкой удовлетворения потребностей более высокого ранга. 3 – причастность и поддержка, удовлетворение социальных потребностей. Сущность: человек нуждается в совместных с кем-либо действиях, основанных на общении, дружбе и любви. 4 – потребность в признании и самоутверждении. Эту группу людей характеризует желание быть способными, компетентными и уверенными в себе. Это требует от человека самообразования. 5 – потребность в самовыражении. Эти потребности имеют наиболее индивидуальный характер и связаны со стремлением человека к наиболее полному удовлетворению своих знаний, умений и навыков в творческой работе. 2) Теория Клейтона Альдерфера – как и Маслоу классифицирует потребности человека, но выделяет 3 группы: 1 потребности существования 2 потребности связи 3 потребности роста Эти группы схожи с группами Маслоу, однако теории имеют одно важное различие. Если Маслоу считал, что удовлетворение потребностей может происходить лишь в одном направлении от низшего к более высшему, то Альдерфер выдвигал мысль, что потребности могут удовлетворяться в обе стороны. 3) Теория Мак-Клелланда – выдвинул теорию приобретённых потребностей. В отличие от Маслоу он представил потребность без иерархичности в виде группы: успех, власть и причастность. - Потребность в успехе выражается стремлением человека достичь поставленных целей более эффективно, чем прежде. - Потребность во власти проявляется в стремлении оказать влияние на поведение людей и брать на себя за это ответственность. - Потребность в причастности – достигается поиском возможности установления хороших отношений с коллективом, получение его одобрения и поддержки. - Двухуровневая теория Фредерика Герцберга – заключается в том, что факторы, которые вызывают рост неудовлетворённости, при их устранении не обязательно приводят к увеличению удовлетворённости и наоборот. В своей теории он выделил 2 группы факторов: 1 мотивирующий фактор (потребность в росте) – признание, продвижение, возможность роста. 2 факторы здоровья (гигиенические факторы) – потребности в устранении трудностей – ЗП, условия на рабочем месте, распорядок и режим, взаимоотношение с сотрудниками и руководством. Герцберг доказал, что отсутствие первой группы факторов не приведёт к большой неудовлетворённости, а их наличие увеличит качество выполняемой работы. Отсутствие же второй группы факторов приводит к неудовлетворённости работников, а их наличие – не факт её удовлетворённости.
3) Поведение человека зависит от того, какие потребности заставляют его действовать. Процессные теории мотивации раскрывают процесс мотивации и объясняют, почему люди готовы осуществлять определённые действия, затрачивая большее или меньшее усилие. 1 Теория ожидания – основана на старой поговорке «Всё познаётся в сравнении», т.е. поведение человека всегда связано с выбором более привлекательной альтернативы из нескольких вариантов. По теории ожидания человек ведёт себя в соответствии с тем, что, по его мнению произойдёт в будущем, если он произведёт определённые затраты усилий. 2 Теория постановки целей – основывается на том, что поведение людей определяется теми целями, которые они сами или кто-то ставит перед ними. Ради достижения этих целей человек осуществляет определённые действия и получает какой-то результат, который и является мотивом. При хорошем результате человек испытывает удовлетворение, при негативном – расстройство. Так же теория определяет, что качество исполнения зависит от двух групп факторов: - организационные факторы - способности работника 3 Теория равенства – основывается на человеческом желании справедливого отношения к себе. При этом справедливость связывается с равенством. Если человек чувствует дискриминацию по отношению к себе и оценки его результатов в сравнении с другими людьми, то он испытывает неудовлетворённость. Для эффективного управления персоналом менеджер должен быть справедливым в оценке кадров. Обязательным условием должна являться осведомлённость работника о существующей атмосфере равенства. 4 Концепция партисипативного управления – исходит из того, что человек всегда стремиться участвовать в организационных процессах. Если ему предоставляется эта возможность, то он начинает работать с большей отдачей. Менеджер должен предоставить персоналу возможность принятия решений. Это позволит добиться ответственности от работников, их информированности и более полного задействования потенциала человеческих ресурсов организацией.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |