Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип целенаправленности

Этот принцип определяет особое место и роль сложных систем. Целенаправленность в системотехнике мы будем понимать как функциональную тенденцию, направленную на достижение системой некоторого состояния, либо на усиление (сохранение) некоторого процесса. При этом система оказывается способной противостоять внешнему воздействию, а также использовать среду и случайные события.

Совокупность функций сложной системы усиливает (сохраняет) процессы, стимулирующие определенные состояния системы. Это может быть выражено увеличением (сохранением) некоторого функционала от системных процессов (включая взаимодействие со средой). Вопрос о том, обладает ли реальный объект "внутренней" целенаправленностью в точном терминологическом смысле - не обсуждается. Включая свою точку зрения в описание системы, исследователь создает эту целенаправленность и исходит из нее. Горный кряж приобретает соответствующую целенаправленность, как только гляциолог предпринимает его системное исследование, для геолога эта целенаправленность (и выражающий ее функционал) будет другой.

Постулат выбора. Это следствие принципа целенаправленности. Сложные системы обладают способностью к выбору поведения, и, следовательно, однозначно предсказать способ действия и экстраполировать их состояние невозможно ни при каком априорном знании свойств системы и ситуации.

Сложная система строит свое поведение в существенной (хотя и неоднозначной) связи с ситуацией. Следовательно, на это поведение можно влиять. Можно ожидать, что степень неоднозначности зависит от ситуации, то есть внешних связей. Более того, не исключено, что в определенных условиях неоднозначность исчезнет. Это мы и наблюдаем, причем на системе самой высокой сложности - на человеке. "Единственная, неповторимая, яркая" человеческая индивидуальность ведет себя "почти" определенно и предсказуемо в определенных условиях.

Существуют тонкие способы влияния на поведение человека: идеологические, психические, этические и т.д. Но полной однозначности зависимости выходной реакции от входного воздействия не достигается. Это характерно для любых живых организмов.

В системотехнике приходится в основном иметь дело с эргатическими системами, для которых постулат выбора выдвигается на передний план. Познание и практическое использование этого постулата имеет два аспекта.

Первый касается стимулирования или подавления "свободы" выбора. В исследовательских, поисковых, творческих системах возможность выбора должна быть максимальной с целью расширения диапазона деятельности. Исполнительные системы должны иметь возможность выбора в пределах поставленной задачи либо не иметь её вовсе.

Второй аспект связан с количественным описанием выбора, его формальным представлением, качественной или количественной оценкой и использованием этой оценки при решении задач более общего характера.

Лингвистическое определение постулата выбора. Сложные системы (S0 -системы) обладают областью выбора и способностью выбирать поведение, то есть реакцию на внешнее воздействие в зависимости от внутренних критериев целенаправленности; никакое априорное знание не позволяет ни надсистеме, ни самой системе однозначно предсказать этот выбор.

Математическое определение постулата выбора. Способность выбора можно интерпретировать как физическую вероятность. Случайный или неслучайный выбор из возможных решений определяется наложенными на систему ограничениями, внешними и внутренними флуктуациями.

Обозначим множество состояний S0 –системы , множество ситуаций (воздействий) , множество реакций R.

  1. , где r - подмножество R с мощностью больше единицы, а - оператор отображения (отображение есть точка в подмножестве, неотделимая от других);
  2. , где L - упорядочивающее правило;
  3. существует мера в упорядочении (мера, с помощью которой можно оценить степень предпочтительности) ; при этом выполнены следующие условия:
    • ,
    • аддитивна, то есть для любого конечного разложения выполнено равенство.

Постулат выбора позволяет сложной системе в соответствии с её целенаправленностью использовать редкие благоприятные события, возникающие во взаимодействии со средой, блокируя остальные (неблагоприятные) события и процессы.

Итак, принципы физичности, моделируемости, целенаправленности достаточно полно отражают методологию системного подхода. Принцип физичности предписывает причинно-следственные связи объектам любой природы и системам, построенным из этих объектов. Формализация связей и определяемых ими автономных законов позволяет выразить на едином языке многоязычное описание объектов (подсистем). Если автономных законов нет, совокупность объектов не образует системы, тогда это хаотический набор компонентов.

Принцип моделируемости обеспечивает возможность использования в системотехнике упрощенных моделей, отражающих только те грани сущности сложной системы, которые интересуют исследователя.

Принцип целенаправленности распространяет практическую сторону человеческой деятельности на системы любой природы.

Совокупность принципов системотехники не только формирует единство в методах исследования и описания систем любой природы (от физических до абстрактных), но и создает концептуальную основу построения математического аппарата: на основании автономных метрики и законов сохранения строятся модели, которые оцениваются по целенаправленности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип физичности | Предел Бреммерманна
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.