Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие пользовательского интерфейса, основные функции и характеристики

Под термином «человеко-компьютерный интерфейс» (ЧКИ) понимается комплекс программных и технических средств, посредством которых осуществляется взаимодействие человека-оператора с вычислительными средствами автоматизированной системы управления в процессе ее функционирования. ЧКИ в равной степени относится к любому человеко-машинному комплексу (ЧМК), системе, компоненту, а средства его реализации (аппаратное и программное обеспечение) имеют модульную структуру. Модульность построения ЧКИ позволяет унифицировать его составные части и использовать в различных ЧМК.

Основой ЧКИ являются: иерархическое меню; информационная поддержка и перекрестные связи при её формировании; специализированные форматы отображения для решения специальных или уникальных задач; разделение задач управления внешними объектами и объектами интерфейса; возможность управления маркером с помощью дистанционных средств: (клавиатура, электронная «мышь», трекбол, джойстик и т.д.); виртуальное представление привычных элементов управления; ведение журналов регистрации событий.

Компьютерные технологии, используемые в ЧКИ, основываются: на иерархическом и программном представлениях целей и задач, решаемых ЧМК; на иерархическом и программном представлениях целей и задач функционирования любой сложной системы; на иерархическом представлении любой сложной системы деятельности; на иерархическом и программном представлениях целей и задач технического обслуживания систем сложного объекта; на совмещении графических и текстовых форм, телевизионных и компьютерных методов отображения информации;

Эргономические требования (ЭТ) устанавливаются с целью оптимизации ЧКИ по показателям: безопасности; эффективности; надежности и живучести; качества и напряженности деятельности человека-оператора.

Исчерпывающее детальное описание или спецификация пользовательского интерфейса (ПИ) полностью определяют структуру прикладной системы. При этом с позиций пользователя: качество ПИ имеет решающее значение для обеспечения качества прикладной системы в целом. В соответствии с требованиями пользователя простота, легкость изучения, понятность, единообразный доступ пользователей к функциям системы, логичность взаимодействия с прикладной системой, являются базовыми качественными характеристиками разработки.

ПИ определяет, как взаимодействовать с системой. Разрабатывая ПИ, в качестве исходных данных используется архитектура программного обеспечения системы, т.е. ресурсы, предоставляемые системой и определяющие ее поведение. Описание ПИ является описанием главных элементов системы и может считаться спецификацией на систему в целом.

Конструкторы фирмы IBM разработали концепцию конечного пользователя, в которой пользователь выступает в главной роли самого важного фактора – процесса решения задачи.

Подход фирмы IBM состоял в выполнении требований соответствующих стандартов форматов, протоколов и архитектур, и в предоставлении средств развития и расширения систем при сохранении возможностей использования специфических функций конкретных систем. Эти архитектурные решения были названы System Application Architecture (SAA) – Архитектура среды для разработки приложений. SAA состоит из трех компонентов, названных соответственно: система пользовательских интерфейсов (Common User Access, CUA); система коммуникации (Common Communications Access, CCS); система программных интерфейсов (Common Programming Interface, CPI).

CUA – это множество правил и принципов, регулирующих многие из основных аспектов разработки пользовательского интерфейса. Этот компонент обеспечивает интерфейсы конечного пользователя, управляет диалогом пользователя. Именно он определяет сценарий взаимодействия с системой.

Хорошо спроектированный сценарий взаимодействия с прикладной системой обеспечивает простоту взаимодействия и легкость использования. Унификация пользовательских интерфейсов обеспечивает их применимость в различных вычислительных средах. CUA обеспечивает средства организации окна на экране для взаимодействия с прикладным процессом. CUA спроектирован как система-посредник между пользователем и системой.

Интеллектуализированные пользовательские интерфейсы предназначены для более быстрого и эффективного общения человека-пользователя с компьютером. В этом общении существенное значение имеет диалоговое взаимодействие пользователя и комплекса средств автоматизации.

На практическом уровне интерфейс – это набор приемов взаимодействия с компьютером. На теоретическом уровне интерфейс включает в себя три основных понятия: общение компьютера с пользователем (язык представления); общение пользователя с компьютером (язык действий); представление пользовательского интерфейса (графический или текстовый язык описания интерфейса).

Способ общения компьютера с пользователем, язык представления, определяется приложением, прикладной программной системой. Приложение управляет доступом и обработкой информации, представлением ее в понятном для пользователя виде.

Пользователь должен распознать информацию, которую предоставляет компьютер, понять, проанализировать ее и перейти к ответу. Ответ реализуется через интерактивную технологию, элементами которой могут быть такие действия, как выбор объекта при помощи клавиш или мыши. Все это составляет вторую часть интерфейса, а именно – язык действий.

Интерфейс может быть согласован в трех аспектах или категориях: физической, синтаксической и семантической.

Физическая согласованность относится к техническим средствам: схема клавиатуры, расположение клавиш, использование мыши. Синтаксическая согласованность относится к последовательности и порядку появления элементов на экране (язык представления) и последовательности запросов (язык действий). Семантическая согласованность относится к значению элементов, составляющих интерфейс.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Математические методы принятия решений | Интеллектуализация процесса анализа выборочных данных в эксперименте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.