Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные организации в области освоения Мирового океана

Классификация морских пространств

Внутренние воды — являются частью территории государства и включают: водоемы, полностью окруженные берегами одного государства, акватории портов, морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству, с шириной входа, не превышающей 24 миль. К внутренним водам также относятся так называемые исторические воды, к которым принадлежат и воды некоторых заливов независимо от ширины входа. Их перечень устанавливается государством. К примеру, северные моря относятся международным правом к внутренним водам Российской Федерации.

Прибрежное государство, в силу своего суверенитета, определяет порядок доступа в них иностранных судов, которые подчиняются его юрисдикции. Прибрежное государство может устанавливать для иностранных судов один из режимов: национальный, наибольшего благоприятствования или специальный. Оно также регулирует судоходство и рыболовство. Без его разрешения запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями.

Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с его согласия.

Территориальное море — морской пояс, расположенный вдоль берега или за внутренними морскими водами прибрежного государства. Ширина территориального моря у подавляющего большинства государств составляет 12 морских миль.

Территориальное море, воздушное пространство над ним, а также поверхность дна и недра находятся под суверенитетом прибрежного государства и являются частью его территории.

Внешняя граница территориального моря считается морской государственной границей государства. Любая деятельность физических и юридических лиц здесь может осуществляться только с разрешения этого государства. Изъятием из этих прав является право мирного прохода невоенных судов всех государств.

Под проходом понимается плавание с целью пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не останавливаясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод. Проход считается мирным, если им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.

Немирный проход — допущение проходящим судном угрозы силы или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государства, осуществление маневров или учений с оружием любого вида, акты, затрагивающие оборону или безопасность этого государства, акты, не имеющие прямого отношения к проходу.

Прибрежное государство может устанавливать разрешительный режим прохода для военных судов через свои территориальные воды.

Прилежащая зона — это зона открытого моря, примыкающая к территориальному морю прибрежного государства с целью предотвращения возможного нарушения установленных им правил и законов.

Право прибрежного государства на прилежащую зону сводится к праву предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов или правил в пределах его территории или территориального моря и праву наказания за нарушение указанных законов и правил.

Открытое море (по Конвенции 1958 г.) представляет собой морское пространство, расположенное за пределами территориального моря, открытое для общего и равноправного пользования всех наций без права распространения на него суверенитета какого-либо государства.

Принцип свободы открытого моря лежит в основе его правового режима. Оп состоит в том, что все государства имеют право на свободу судоходства, рыболовства, полетов, научных исследований, прокладывание подводных кабелей, возведение искусственных островов и других установок, т. е. открытое море резервировано для мирных целей.

В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает, и рассматривается как часть территории государства регистрации. Каждое государство определяет условия предоставления судну своей национальности. Арест и задержание судов могут быть проведены в открытом море только властями государства флага судна.

Международным морским правом предусматриваются исключения из юрисдикции государств флага. Если судно подозревается в пиратстве, работорговле, в повреждении кабеля, несанкционированном радиовещании, незаконной торговле наркотическими или психотропными веществами, военные корабли стран — участниц Конвенции 1982 г. вправе осуществлять преследование, останавливать суда и проводить их осмотр в открытом море. Это право может осуществляться военными судами или судами, находящимися на правительственной службе.

Право преследования определяется, как право прибрежного государства преследовать или арестовывать в открытом море иностранное судно, нарушившее его законы и правила во время пребывания в территориальном море, внутренних водах или прилегающей зоне.

Право преследования прекращается, если судно выходит в территориальное море своего или третьего государства. Государства флага должны принимать меры к обеспечению безопасности в открытом море в отношении самого судна, профессиональной подготовки экипажа, пользования сигналами, связью, предупреждения столкновения. К этим нормам обеспечения безопасности относится и обязанность оказывать помощь при поиске и спасении на море.

Исключительная экономическая зона - район за пределами территориального моря и прилегающий к нему район шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых измеряется ширина территориального моря.

Прибрежное государство имеет суверенные права на разведку, разработку и сохранение живых и неживых природных ресурсов в водах, на морском дне и в его недрах, а также на управление ими; право сооружать, а также разрешать и регулировать создание и эксплуатацию искусственных островов и установок, устанавливать вокруг них зоны безопасности, регулировать улов живых ресурсов, взимать сборы, разрешать научные исследования.

Все другие государства пользуются в исключительной экономической зоне свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов при условии соблюдения ими соответствующих положений Конвенции 1982 г.

Другие свободы открытого моря используются ими в той части, в какой это совместимо с правами и юрисдикцией прибрежного государства в такой зоне.

Проливы, используемые для международного судоходства, — это единственные или наиболее удобные проходы, соединяющие части открытого моря или части открытого моря с территориальным морем одного или нескольких государств.

Большинство проливов не имеет специального договорного урегулирования. Общепризнанным стало право свободного прохода. Договорное закрепление этот принцип получил в Конвенции о территориальном море и прилегающей зоне (1958 г.). По Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) в этих проливах все суда — морские и воздушные — пользуются правом транзитного прохода (пролета), которому не должно чиниться препятствий со стороны прибрежного государства. Транзитным проходом считается осуществление свободы судоходства исключительно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив.

Государства, граничащие с проливом, не должны препятствовать транзитным проходам или приостанавливать их. Они могут устанавливать специальные правила, способствующие безопасному и рациональному использованию проливов.

Правовой режим черноморских проливов (Босфор и Дарданеллы) регулируется Конвенцией 1936 г., заключенной в Монтре. Конвенция устанавливает различный режим плавания для торговых судов и военных кораблей. Кроме того, специальный режим устанавливается в зависимости от состояния мира или войны и отношения к войне Турции.

Балтийские проливы (Большой и Малый Белоты, Зунд) имеют правовой режим, установленный Копенгагенским трактатом (1857 г.), который закрепил в них свободу судоходства.

Международные морские каналы — искусственно созданные морские пути на территории определенных государств, находящиеся под их суверенитетом, с установленным международно-правовым режимом.

Особенность правового режима международных каналов заключается в том, что они, являясь частью территории государства - владельца каналов, находятся под действием соответствующих международных договоров, существенно ограничивающих их юрисдикцию. Государства, пользующиеся такими каналами, должны уважать суверенные права владельца, не допускать вмешательства в его внутренние дела, соблюдать нормы международного права и национального законодательства.

Режим судоходства большинства каналов характеризуется следующими правилами:

· каналы открыты в мирное время для всех невоенных и военных кораблей всех государств;

· администрация предварительно информируется о проходящем судне, она устанавливает правила пользования каналом, размер сборов;

· в военное время вводится ряд мер, ограничивающих военную деятельность.

Наибольшее значение для международного судоходства имеют Суэцкий, Панамский и Кильский каналы. Правила судоходства в них регулируются международными соглашениями.

Континентальный шельф (по Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.) - морское дно, включая его недра, простирающиеся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до пределов, установленных конвенцией. В связи со сложностью определения границы континентального шельфа в соответствии с Конвенцией 1982 г. создается международная комиссия, которая должна рассматривать предложения государств по установлению границ континентального шельфа, если заинтересованные стороны не смогут прийти к соглашению по этому вопросу.

Прибрежное государство осуществляет суверенные права на разведку и разработку естественных ресурсов шельфа. Другие государства могут заниматься этой деятельностью только с согласия прибрежного государства. Однако его права не распространяются на воды, покрывающие континентальный шельф и воздушное пространство над ним, где осуществляется свобода мореплавания и полетов воздушных судов.

Под международным районом морского дна понимается дно морей и океанов и его недра, находящиеся за пределами национальной юрисдикции.

По Конвенции 1982 г. дно морей и океанов и его недра (минеральные ресурсы) объявлены общим достоянием человечества. Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении этого района.

Права на ресурсы здесь принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну. Деятельность по разведке и разработке может осуществляться создаваемыми при этом органе предприятиями, государствами-участниками, государственными предприятиями, физическими и юридическими лицами при государственном поручительстве. Орган обеспечивает справедливое распределение финансовых и экономических выгод, полученных от деятельности в этом районе.

 

Более 60 международных организаций действует в области освоения Мирового океана.

Крупнейшей из них является Международная морская организация (ИМО). В ней участвуют практически все государства, связанные с использованием морских пространств и ресурсов. В компетенцию ИМО входят: технические вопросы деятельности морских торговых флотов, обеспечение безопасности на море, повышение эффективности мореплавания, защита морской среды от загрязнения; разработка проектов, международно-правовых документов, регулирующих сотрудничество государств в Мировом океане, созыв международных конференций.

К числу таких соглашений можно отнести, в частности, Конвенцию по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ на континентальном шельфе (1988 г.); Конвенцию о спасении на море (1989 г,); Конвенцию по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству (1990 г.) и др. ИМО — специализированное учреждение ООН, основана в 1958 г. Ее штаб-квартира находится в Лондоне.

Использованием спутников для улучшения морской связи для оповещения о бедствиях на море, спасения людей и повышения эффективного судоходства занимается созданная в 1976 г. Международная (межправительственная) организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ).

Комитет по судоходству ЮНКТЛД, созданный в 1965 г., ведает экономикой морских грузовых перевозок, их правовым регулированием.

Межправительственная океанографическая комиссия при ЮНЕСКО координирует сотрудничество государств в научных исследованиях, состояние морской среды, включая ее загрязнение, разрабатывает международно-правовые нормы в этой области.

Вопросами сохранения и рационального использования живых ресурсов занимается ряд региональных организаций: Международная комиссия по рыболовству в Юго-Восточной Атлантике, Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики.

Указанные и другие международные организации определяют порядок и условия той или иной деятельности государств в Мировом океане.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г | Регулирование полетов в международном воздушном пространстве
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.