Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирование полетов в международном воздушном пространстве

Международное воздушное право — это отрасль международного права, совокупность принципов и норм, регулирующих отношения мел субъектами в связи с использованием воздушного пространстве и определяющих его правовой режим (см. схему 29).

Предмет регулирования

Незаконное вмешательство в деятельность гражданской авиации

Регулирование полетов в международном воздушном пространстве

Предмет регулирования

Тема 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

 

 

Современные государства не могут нормально функционировать, развивать свои экономические и политические связи без надежно действующей системы использования воздушного пространства.

Сотрудничество государств в этой области регулируется международным воздушным правом.

С точки зрения права воздушное пространство подразделяется на пространство; входящее в состав территории суверенного государства, и международное пространство над открытым морем, международными проливами и Антарктикой. Суверенитет государства над воздушным пространством ограничен пределами воздушного пространства.

Правовой режим использования воздушного пространств определяется нормами, регулирующими как непосредственно международные передвижения, так и международные сообщения, т. е. коммерческую деятельность гражданской авиации.

Международными воздушными передвижениями считаются полеты через воздушное пространство более чем одного государства, выполняемые в коммерческих целях.

В свою очередь, международные полеты бывают регулярными и Нерегулярными. Регулярные полеты осуществляются целью перевозки грузов, пассажиров и почты между одними теми же пунктами в соответствии с опубликованным расписанием. К нерегулярным, относятся полеты эпизодические, разовые, например, с целью чартерных перевозок.

В международном воздушном праве действуют следующие принципы:

· принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством заключается в праве государства устанавливать режим использования воздушного пространства;

· принцип свободы полета в открытом воздушном пространстве состоит в том, что воздушные суда в открытом воздушном пространстве пользуются свободой полета, подчиняются юрисдикции государства регистрации;

· принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации обязывает государства обеспечить техническую надежность авиационной техники, аэропортов, авиационных служб и воздушных трасс, вести борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Международно-правовое регулирование воздушного пространства ведет свое начало с Парижской конференции о воздушной навигации 1919 г., которая закрепила принцип суверенитета государства на его воздушное пространство.

В 1928 г. была принята Панамериканская конвенция о коммерческой авиации и в 1929 г. — Варшавская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок.

В частности, Варшавская конвенция установила нормы об ответственности эксплуатанта воздушного судна за вред, причиненный пассажирам и грузам во время перевозки.

На международной конференции 1944 г. в Чикаго были приняты Заключительный акт, Конвенция о международной гражданской авиации, Соглашения о международном транзитном воздушном сообщении и международном воздушном транспорте. На конференции была создана Международная организация гражданской авиации (ИКАО).

Чикагская конференция не смогла принять решений по вопросу коммерческих «свобод воздуха». К свободам воздуха относятся коммерческие права, закрепленные за воздушными перевозчиками в ряде международных соглашений:

· на транзитный полет без посадки на территории, предоставляющей это право;

· на транзитный полет, но не в коммерческих целях, т. е. без выгрузки или погрузки пассажиров, грузов, почты;

· на перевозку в иностранное государство пассажиров,. грузов, почты, взятых на борт в государстве регистрации воздушного судна;

· на перевозку из иностранного государства пассажиров, грузов, почты в государство регистрации воздушного судна;

· на выгрузку на территории иностранного государства пассажиров, грузов, почты, на погрузку на борт па территории такого государства для перевозки из третьих стран или в третьи страны;

· на осуществление перевозки между третьими странами через свою территорию;

· на осуществление перевозки между третьими странами, минуя свою территорию.

США, располагавшим большим парком самолетов, не удалось добиться монопольного положения на рынке перевозок, включив в соглашение максимальное число «свобод воздуха».

Компромисс между США и Великобританией, крупнейшими авиаперевозчиками, был достигнут на встречах на Бермудских островах в 1946 и 1977 гг.

На «Бермудах-2» была принята схема зависимости между частотой движения, предоставляемыми сторонами емкостями и возможностями использовать договорные воздушные линии. Это соглашение послужило образцом для многих стран при правовом регулировании международных воздушных сообщений.

Впоследствии ИКАО предприняла безуспешные попытки разработать многосторонние соглашения по вопросам международных воздушных сообщений.

Таким образом, основой регулирования сообщений стали двусторонние соглашения между государствами о воздушных сообщениях, которые определяют порядок осуществления воздушных сообщений между странами. На сегодняшний день существует лишь одно региональное соглашение, провозгласившее принцип открытого неба, это так называемый Андский проект (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор).

 

Международные полеты регулируются Чикагской конвенцией 1944 г. (см. схему 30), двусторонними соглашениями и национальным законодательством.

В соответствии с принципом полного и исключительного суверенитета государств на воздушное пространство каждое государство устанавливает порядок допуска иностранных воздушных судов в свое воздушное пространство. Разрешительный порядок влета на территорию государства и вылета за его пределы находится во внутренней компетенции этого государства. Такой режим действует как для регулярных, так и для нерегулярных международных полетов.

Для организации международных полетов государство выделяет воздушные трассы, определяет контролируемые аэродромные зоны, международные воздушные трассы, коридоры для приема и вылета воздушных судов, устанавливает процедуры связи, издает карты и схемы, создает радио- и метеорологические службы.

Государство вправе запрещать полеты в отдельных районах в целях обеспечения своей безопасности, а также устанавливать зоны их ограничения. Государства также регулируют деятельность национальных и иностранных авиакомпаний, порядок и условия выдачи разрешений на эксплуатацию международных воздушных линий, условия полста, посадки, перевозки пассажиров, грузов, багажа и т. д.

На воздушные суда иностранного государства, находящийся в воздушном пространстве другого государства, распространяется юрисдикция этого государства, его таможенный, валютный и карантинный контроль.

Каждое государство имеет право требовать посадки в аэропорту иностранного воздушного судна, если оно совершает над его территорией несанкционированный полет.

Несанкционированный влет па иностранную территорию является правонарушением, влекущим уголовную, административную или дисциплинарную ответственность экипажа (командира воздушного судна), а также международную ответственность государства регистрами судна, за исключением действия непреодолимой силы.

По дополнению к Чикагской конвенции, принятому в 1984 г., государства, имея право на перехват нарушившего границу или уклонившегося от авиатрассы иностранного воздушного судна, должны действовать таким образом, чтобы не ставить под угрозу жизни находящихся на борту пассажиров, сохранять безопасность самого судна и воздерживаться от применения силы.

Каждое воздушное судно, участвующее в международных полетах, должно иметь соответствующие документы: свидетельство о регистрации, удостоверение о годности к полетам, бортовой журнал и другие документы.

При бедствии воздушного судна государство, на территории которого оно произошло, оказывает помощь и назначает расследование обстоятельств такого происшествия.

По Варшавской системе (международные соглашения, подписанные в Варшаве в 1929 г.) определяется ответственность авиаперевозчика за вред, выразившийся в смерти, любом телесном повреждении пассажира, в уничтожении, утере или повреждения багажа или груза, в опоздании в перевозке.

Полеты в международном воздушном пространстве регулируются согласно принципу свободы открытого моря, который предусматривает право всех государств свободно летать в воздушном пространстве над морем.

Однако в интересах безопасности в соответствии с унифицированными нормами ИКАО воздушные суда должны соблюдать определенные летно-технические правила, включая следование установленными воздушными трассами над открытым морем.

При полете над открытым морем они должны иметь национальные знаки отличия и регистрационные номера.

В полете над открытым морем воздушные суда могут получать помощь от диспетчерских и иных служб прибрежных государств, находясь в консультативном или контролируемом воздушном пространстве.

Консультативное воздушное пространство - это район над открытым морем, в пределах которого воздушным судам предоставляется полетная информация и ограниченное обслуживание диспетчерской службой прибрежного государства в целях рассредоточения воздушных судов в данном районе.

Контролируемым воздушным пространством считается район открытого моря, в пределах которого диспетчерская служба обеспечивает управление воздушным движением, при котором прибрежное государство несет ответственность за обеспечение безопасности полетов.

Вопросами координации международного сотрудничества в области гражданской авиации занимается ряд международных региональных организаций: Европейская конференция гражданской авиации (ЕКАК), Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации (Евроконтроль), Международный совет по авиации и использованию воздушного пространства стран СНГ.

Крупнейшей международной организацией является ИКАО, функции которой (согласно Чикагской конференции) состоят в обеспечении безопасности и упорядочении развития международной гражданской авиации. Ее штаб-квартира находится в Монреале. ИКАО разрабатывает проекты многосторонних конвенций по отдельным вопросам международного воздушного права, которые представляются на утверждение на международных конференциях, созываемых этой организацией.

ИКАО также подготавливает унифицированные национальные нормы и правила, называемые международными регламентами и стандартами, которые составляют приложение к Чикагской конвенции. Они становятся обязательными нормами для государства — члена ИКАО, если оно в течение трех месяцев не заявит о своем отказе принять эти правила.

Кроме того, ИКАО оказывает практическую помощь развивающимся странам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международные организации в области освоения Мирового океана | Предмет регулирования, объекты и субъекты международного космического права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.