КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стадия корпоративного сотрудничества
Отличительные особенности данной стадии развития организации: - создаются принципиально новые продукты(естественно, что они требуют колоссальных затрат); - вместо формальных систем и процедур больше спонтанности управляющих действий путем создания команд и использования межличностных различий; - социальный контроль и самодисциплина приходят на смену формальному контролю; - организация уже не только работает на существующих рынках, но и целенаправленно их формирует; - управленческая мощь полностью концентрируется на формировании рынков, создании идеологии товара, поддержании репутации (все делается так, что потребитель уже не может обходиться без данного рынка, а компания на этой базе создает целую гамму продуктов); - персонал и систему его стимулирования объединяет корпоративная культура: прививаются общие ценности, ставятся цели и задачи, для достижения которых необходимо объединить усилия; - штаб-квартира, ранее осуществлявшая контроль, начинает выполнять консультационную функцию; - структура организации - матричная, и особое место отводится инновационной деятельности. Примечание: 1. Корпоративная(организационная) культура отражает отношение фирмы к законности, личности, качеству выпускаемой продукции, финансовым и производственным обязательствам, открытости и достоверности деловой информации. Она должна воплощаться в комплексе правил, традиций, ритуалов и символов, которые постоянно дополняются и совершенствуются. 2. Современные ценности успешной организации: самоопределение, участие, коллектив, ориентация на потребности клиентов, раскрытие личности, творчество, децентрализация, компетентность.
3. Рынок – совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. Рынок имеет сложную структуру. Развитие организации на стадии корпоративного сотрудничества завершается кризисом доверия( другие варианты кризиса: головокружение от успеха; психологической усталости). Предпосылки кризиса: - при продвижении принципиально новых инновационных продуктов «польза» и «вред» становятся глобальными категориями; - люди в организации начинают задумываться: «А зачем все это нужно? И не наносим ли мы потребителям вред? И куда же идти дальше?». Кризисная ситуация: возможности организации колоссальны, а целесообразность инновационных проектов – сомнительна; отсутствие внутренних решений, способных придать новый импульс организационному развитию. Причина кризиса - Несовершенство системы управления организации. Примера выхода из данной кризисной ситуации нет. Рекомендации Л. Грейнера: - внедрение новых структур и программ, которые позволят работникам периодически отдыхать, расслабляться и возвращать себя к жизни; - необходимы решения внешнего характера, например, создание холдинговой компании; - темп роста, эффективный выход из кризисов развития и функционирование компании в рамках стадий роста по-прежнему зависят от основ хорошего управления: умелого лидерства, выигрышной стратегии, высокой мотивации сотрудников и глубокой заботы о клиентах.
В таблице 4 приведены характеристики системы управления организации на различных стадиях ее развития. Их анализ подтверждает последовательное развитие и наполнение системы управления элементами стратегического типа.
Данные по размерам организации на различных стадиях развития, указанные в таблице 5, предполагают как целесообразность перехода на очередную стадию развития, так и наличие соответствующих скрытых признаков кризиса. Также подтверждается необходимость наличия достаточно больших производственных мощностей при переходе на стадию делегирования полномочий.
Таблица 5 - Данные по размерам организаций на различных стадиях развития
Выводы: 1. По мере развития любая организация проходит через ряд запланированных изменений, вызванных кризисами развития.
2. На первой стадии развития организационные изменения определяются выбором стратегии, затем устанавливается структура, затем следуют децентрализация, делегирование полномочий, что вызывает необходимость в координации деятельности, и, наконец, для успешного функционирования требуется сотрудничество, интеграция. Примечания: 1.Остановка в развитии коммерческой организации приводит ее к банкротству. Постоянное развитие обеспечивает организации условия для длительной успешной деятельности. 2.Успешно развиваются организации, в которых руководители постоянно готовы принять очередные изменения. 3.Для преодоления кризиса развития необходима перестройка системы управления, т.е. корректировка стратегии, тактического и оперативного управления, регламентации деятельности и способов мотивации сотрудников. 4.Стадии развития организации отличаются характеристиками производственных мощностей и системы управления организации. 5.Источником проблем при проведении организационных изменений, которые являются необходимым условием развития организации, является несвоевременная перестройка системы управления организации, так например: а) нельзя делегировать полномочия, пока не поставлен регулярный менеджмент; б) для диверсификации нужно иметь весьма серьезный запас ресурсов, иначе произойдет не диверсификация, а распыление средств. 6. Лишь небольшой процент компаний способен пройти через все 5 стадий. 7. Границы каждой стадии достаточно размыты, т.к., во-первых, отдельные подразделения могут вступать в новую стадию в разное время, и, во-вторых, на каждой стадии в организации могут сохраняться черты, характерные для предыдущих стадий. 8. На пятой стадии развития матричная структура целесообразна лишь на верхушке организации.
Стадии ЖЦ организации по Ицхаку Адизесу по аналогии с ЖЦ семьи Первая стадия – «Ухаживание» (Выхаживание) Характерные черты данной стадии: - предшествует созданию организации, ее физическому появлению на свет;
- организация существует только как идея у будущего основателя; - наличие многочисленных разговоров и отсутствие действий(внешнее проявление стадии); т.е. основатель компании проводит своеобразное «тестирование» своей идеи, посвящая всех своих знакомых и близких в свои планы(суть стадии); - ситуация напоминает прелюдию женитьбы. Данная стадия может иметь один из двух исходов: - рождение компании(аналог: образуется семья); - мечты остаются мечтами(аналог: ухаживание переходит во внебрачную связь или заканчивается ничем). Вывод: прежде чем создать новую компанию, основатель должен ответить на следующие вопросы: · Почему мы собираемся делать это? · Кто будет делать это? · Что конкретно мы собираемся делать? · Как мы будем делать это? · Когда следует начать делать это? В какой момент происходит рождение компании? Не тогда, когда получены определенные документы-символы. Компания рождается в тот момент, когда основатель принимает на себя обязательства и берет на себя риск. Риск имеет несколько внешних проявлений: - человек уходит со старой работы; - подписано соглашение(договор) об аренде; - дано обещание поставить продукцию к определенному сроку. Когда основатель принял на себя существенный риск, организация переходит на следующую стадию развития, называемую «Младенчество». Вторая стадия – «Младенчество» Компания на данной стадии имеет следующие характерные черты: а) ориентация на действия(компания на этой стадии нуждается в продажах, продажи – это критический момент в деятельности организации): - происходит трансформация предпринимательской идеи в устойчивые денежные потоки; - нет больше нужды в идеях, они могут быть даже вредны на этой стадии; - основатель организации больше не мечтатель, он – деятель, ориентированный на результат; б) практическое отсутствие систем, процедур и правил (важны доверие, общий энтузиазм и готовность работать без строгого разделения обязанностей); в) высокая уязвимость компании, что вызывает в свою очередь, необходимость в постоянном антикризисном управлении; г) единоличное принятие решений лидером-основателем и нежелание делегировать полномочия. Аналог: для развития маленького ребенка необходимы: - регулярное питание; - родительская любовь; - родительская ответственность. Здоровая «младенческая» компания растет с ростом денежных средств. Основатели компании: - контролируют все операции; - они поддерживаются родственниками; - работают по многу часов; - отказываются от делегирования полномочий и принимают все решения в организации с удовольствием. Причины возможной смерти организации в «младенчестве»: - основатель перестал работать; - основатель утратил контроль над организацией; - компания потеряла все финансовые средства. Условия перехода организации на следующую стадию организационного развития: денежные потоки и активность компании стабильны. Третья стадия - «Давай-давай»(Дикие годы) Что такое организация на этой стадии? В выхаживании мы наблюдали формирование идеи, в «младенчестве» ответственный основатель воплощал свои идеи в действия. Характерные черты организации на данной стадии: идея работает, организация имеет хорошие финансовые средства, продажи растут. Результаты роста организации: - организация процветает; - основатель, как правило, становится высокомерным, формируется психологическое состояние непобедимости - его мечта сбылась. Организация на этой стадии подобна ребенку, который впервые научился ползать(он не видит проблем – видит только возможности; все, что он трогает, он хочет или съесть, или сломать), т.е. для организации практически все выглядит как возможность для бизнеса. Несомненно, организация на стадии «Давай-давай» столкнется с трудностями, если будет одновременно двигаться в нескольких направлениях. Проявление кризиса: организации «Давай-давай» постепенно входят в состояние организационной патологии – становятся миниконгломератами, состоящими из множества взаимосвязанных и невзаимосвязанных бизнесов. Диверсификация на этой стадии означает, что организация стала слишком рассеянной. «Давай-давай»-компания нуждается в реструктуризации. Она подобна растущему ребенку, который вырос из своей одежды. Лидеры «Давай-давай»-компаний не придают должного значения структуре, процессам или системам. Их интересы находятся во внешнем мире — продажи, совместные проекты, стратегические альянсы, продажи и еще большие продажи. Лидеры делают ошибку, приобретая очередной новый бизнес, в котором они ничего не смыслят. На этой стадии почти все кажется приоритетным. Однако слишком много приоритетов означает их отсутствие. «Давай-давай»-компания ориентирована на людей, а не на задачи. Ее рост не планируется. Компания, скорее, реагирует на появляющиеся возможности во внешней среде, чем планирует свое поведение; люди назначаются на должности не на основе их компетентности, а исходя из того, что требуется компании. «Давай-давай»-компания, которая не в состоянии развить свои административные системы и внедрить элементы регулярного менеджмента, попадает в так называемую «ловушку основателя»: основатель пытается делегировать полномочия, но, боясь потерять контроль над компанией, вмешивается в процесс управления, и все возвращается на круги своя. Для того чтобы избежать «ловушки основателя» и войти в стадию «Юность», организация должна перейти к профессиональному менеджменту. По мнению специалистов, большинство российских компаний в настоящее время находятся в конце стадии «Давай-давай» и начинают переход на стадию «Юность». Рассмотрим проблемы этой стадии на примере российской компании «Иванко». Компания «Иванко» основана в 1997 г. как компания по торговле продуктами питания, имеющая небольшой отдел по торговле товарами для животных, в городе Колпино. Низкая конкуренция в сфере зообизнеса и широкие возможности по выводу новых зоотоваров на рынок определили дальнейший путь развития компании. Постепенно компания начала заниматься только товарами для домашних животных. В настоящее время происходит расширение ассортиментной политики до 6000 наименований российских и зарубежных производителей товаров для животных. Открыто производство товаров под собственной маркой. Происходит расширение розничной сети (открытие торговых точек в гипер- и супермаркетах). Проводится активная работа с клубами и питомниками. Рассмотрим, каким образом происходило развитие компании согласно модели И. Адизеса. В 1997 г. четверо друзей основали компанию «Иванко». Она создавалась по «семейному» признаку — на работу брали преимущественно друзей и знакомых. Это было неизбежно, т.к. на стадии «Младенчество» важны доверие, общий энтузиазм и готовность работать без строгого разделения обязанностей. Стадия «младенчество» закончилась очень быстро — уже в 1999 г. компания, с минимальными потерями пережив кризис, начала расширение розничной торговой сети. Таким образом, с 1999 г. по настоящее время компания «Иванко» находится на стадии «Давай-давай». Компания активно расширяет свой бизнес, развивая не только оптовую торговлю, но и открывая новые магазины и производя продукцию под собственной торговой маркой. Однако в конце 2003 — начале 2004 гг. менеджеры столкнулись с проблемой управляемости компанией. Численность персонала превысила 100 человек, владельцы компании (они же и топ-менеджеры) почувствовали потребность в найме профессиональных менеджеров. Именно с этой проблемой топ-менеджеры обратились на факультет менеджмента СПбГУ. В настоящий момент компания осуществляет постепенный переход на стадию «Юность». Начинают внедряться отдельные элементы регулярного менеджмента — разработано «Положение об организационной структуре», прописаны некоторые процедуры, внедряется технология работы малой торговой точки. Пока не решен вопрос с наймом профессиональных менеджеров — самый болезненный момент, который очень трудно пройти владельцам компании. События, которые ждут компанию «Иванко», подробно описаны ниже при анализе следующей стадии жизненного цикла — стадии «Юность». Четвертая стадия(второе рождение фирмы) - «Юность» На протяжении стадии «Юность» компания перерождается. Если переход от «Выхаживания» к «Младенчеству» — это физическое рождение, то стадия «Юность» — это эмоциональное перерождение, и компания начинает жить отдельно от жизни основателя. Во многих случаях компания похожа на подростка, который пытается установить независимость от семьи — любой семьи. Этот переход очень трудный. Существуют три основных принципиальных события, которые должны произойти на этой стадии: ♦ делегирование полномочий; ♦ изменение в руководстве; ♦ переориентация целей. Делегирование полномочий. На стадии «Младенчество» основатели не могут, да и не должны делегировать полномочия для принятия важных решений. У них собирается вся критическая информация компании по принятию решений. В итоге сотрудники не обладают достаточной информацией и опытом принятия решений, и основателю приходится сохранять за собой право некоторых критических решений. Однако, чем дольше основатель держит за собой это право, тем дольше его сотрудники будут учиться принимать решения. На стадии «Юность» делегирование полномочий является одним из необходимых условия дальнейшего развития организации. От кризиса к кризису лидеры «юной» организации начинают учиться, как правильно делегировать полномочия. Они дают сотрудникам шансы усовершенствоваться и развиваться. Делегирование полномочий должно сопровождаться установлением новой организационной среды, основанной на правилах и процедурах. Руководитель компании не может быть специалистом по всем вопросам управления. Изменение в руководстве — от предпринимательства к профессиональному менеджменту. На этой стадии происходит отделение менеджмента от собственности. Адизес пишет, что основатель ищет профессионального менеджера, который помог бы пережить «ночной кошмар перехода к стадии «Юность». Для того, чтобы гарантировать здоровый и безболезненный переход на стадию «Юность», основатель вовремя должен передать управление. Это время наступает, когда в компании дела идут неплохо и финансовые показатели выглядят стабильно. Это очень сложный момент. Новый менеджер может встретить огромное сопротивление со стороны «старых» сотрудников, которые работали в компании со дня основания. Основная проблема — возможность потери контроля в этой ситуации. Кроме того, возникают трения и разногласия между основателями и менеджерами. Основатели испытывают настоящую боль, когда вынуждены передавать управление своим детищем в чужие руки. Переориентация целей. Компания должна сменить основные приоритеты и совершить переход: от целей «больше — это лучше» к целям «лучше — это больше»; от целей «работать много» к целям «работать умнее». Этот процесс сопровождается несколькими конфликтами, возникающими в компании между: ♦ «старослужащими» и «новичками»; ♦ основателями и профессиональными менеджерами; ♦ основателями и их компаниями; ♦ корпоративными и индивидуальными целями. Причины этих конфликтов заключаются в различном уровне профессиональной подготовки ранее принятых и вновь нанимаемых сотрудников, а также необходимость в большей степени ориентироваться на интересы дела, чем на интересы людей. Если проблемы начинают носить патологический характер, может произойти «развод» — либо основатель продает свой бизнес, либо менеджмент фактически присваивает бизнес (последний сюжет характерен для российского бизнеса). Однако если компания создает эффективную систему управления и успешно разрешает все конфликты, она переходит на следующую стадию жизненного цикла — «Расцвет». «Расцвет» — это оптимальные условия жизненного цикла организации, достижение баланса между самоконтролем и гибкостью. Существуют 2 части этой стадии — растущий «Расцвет», который Адизес называет «Ранний расцвет», и - «Поздний расцвет», который он иногда определяет как «Сумеречная зона». Пятая стадия - «Ранний расцвет» Характеристики организации на этой стадии: ♦ разделяемые всеми видение и организационные ценности; ♦ контролируемая и развиваемая креативность; ♦ изменение приоритетов; ♦ функциональные системы и организационная структура; ♦ ожидаемое превосходство на рынке; ♦ рост как в продажах, так и в прибылях; ♦ организационная плодовитость; ♦ между- и внутриорганизационное взаимодействие и взаимосвязи. Видение и ценности. Организация в «Расцвете» не подчиняется больше желаниям отдельного человека. Она руководствуется видением — причиной своего существования. Люди в организации верят в то, что они делают. Организация в «Расцвете» подобна самодостаточному человеку — он знает, кто он такой, кем он не является и что хочет сделать в будущем. Видение и ценности такой компании вдохновляют их сотрудников. Это чувство самоидентификации в жизни, которое идет дальше простого зарабатывания денег на жизнь. Организации нуждаются в видении и ценностях, однако это необходимое, но недостаточное условие успешного существования компании. Они нуждаются также в структурах и процессах, которые освобождают их лидеров от личного принятия решений. Контроль и воспитание креативности. Неконтролируемая креативность ведет к растрате ресурсов. Если в компании доминируют созидательность и творчество — они могут создавать новые продукты, которые не всегда необходимы потребителю. Необходимо разработать такую систему контроля, которая включала бы в себя все шаги по созданию и разработке новых продуктов, начиная от исследования рыночных потребностей и заканчивая производством и продажами. Эта система включает в себя ответственность и полномочия определенных людей на каждой стадии развития продукта. Изменение приоритетов. Конечно, для компании в «Расцвете», так же как и на стадиях «Младенчества» и «Давай-давай», клиенты и их потребности находятся в центре внимания. Но на этой стадии компания начинает понимать, что она сама хочет делать и что она делать не хочет. Поэтому, если требования клиентов разрушают организационные цели и ценности, компания может сказать «нет» таким клиентам. В центре внимания теперь находятся не только клиенты, но и сотрудники компании с их нуждами и потребностями. Функциональные системы и организационная структура. В «Расцвете» компания приводит в порядок свои процессы, интегрируя их в функциональные системы. Организационная структура соответствует миссии и целям, разделяемым всеми сотрудниками компании. Ожидаемое превосходство. Компания на этапе «Расцвета» лучше подготовлена для выживания в конкурентной борьбе, чем ее соперники, имеющие недостатки в менеджменте. Изменения во внешней среде работают на компанию, позволяют быстрее достичь превосходства и опередить более слабых конкурентов. Рост как в продажах, так и в прибылях. Сбывается мечта, неосуществимая на стадии «Давай-давай» — растут не только продажи, но и доходы. Компания становится и результативной, и эффективной. Организационная плодовитость. Компания в «Расцвете» создает новые компании — новые направления бизнеса, имеющие собственные производственные возможности и возможности распределения. Организация в «Расцвете» — это группа центров прибыли, которые выполняют определенные функции и используют эффект экономии на масштабах. Организация в «Расцвете» — это семья бизнесов, хорошо координируемая и дисциплинированная, с общими целями и системой ценностей. Внутри- и между организационное взаимодействие и взаимосвязи. Организация в «Расцвете» характеризуется культурой взаимного доверия и уважения. В ней существуют конфликты, но они не носят разрушительного характера. Такая организация хорошо взаимодействует со своими клиентами, поставщиками, инвесторами и обществом в целом. Проблемы «Расцвета». Основной вызов и величайшая проблема организации на этапе «Расцвета» — как остаться на этой стадии жизненного цикла. Постепенно для организации наступает так называемая «Сумеречная зона», когда компания начинает постепенно покидать эту стадию. Шестая стадия - «Поздний расцвет» На данной стадии в организации формируются предпосылки для снижения частоты проявления характеристик организации «раннего расцвета». Причина кроется в психологии успешного руководителя, достигшего вершину своего успеха и управленческого мастерства, который устал от развивающего стиля управления. Седьмая стадия - «Упадок» Очень трудно определить, где находится компания — еще в «Позднем расцвете» или уже на стадии «Упадок». Поведение компании одинаковое. Отличие только в частоте проявлений характеристик «Расцвета» и длительности сохранения такого поведения. По этой причине Адизес объединил «Поздний расцвет» и «Упадок» в одну стадию. Компания теряет дух креативности, инновационности и энтузиазма для изменений, которые приобрела на стадии «Расцвета». Переход на следующую стадию жизненного цикла — «Аристократизм» — происходит незаметно. Этот переход не отмечен никакими значительными организационными событиями. Начиная с этого момента, движение вдоль жизненного цикла будет сопровождаться разрушением. Восьмая стадия - «Аристократизм»(Старение организации) Когда организация достигает стадии «Аристократизма», огромное значение приобретают взаимоотношения между людьми, которые работают в этой организации. Люди хотят меньше конфликтов и меньше изменений. И для того чтобы избежать конфликтов, «аристократическая» организация сокращает изменения до минимума. Характеристики «аристократической» организации: ♦ снижение интереса к завоеванию новых рынков; ♦ акцент скорее на прошлые достижения, чем на будущее видение; ♦ подозрительное отношение к любым изменениям; ♦ больший интерес к межличностным взаимоотношениям, чем к принятию риска и инновациям; ♦ большая забота о том, как делаются вещи, а не о том, зачем они делаются; ♦ формализация в одежде, обращении и традициях. «Аристократическая» организация продолжает терять гибкость и способности достигать и производить результаты. Компания еще добивается определенных результатов, но уже не может их предвидеть. Ее цели в большинстве случаев — краткосрочные и малорискованные. Компания засевает семена посредственности. Меняются стиль поведения и корпоративная культура. Инновационный климат в «аристократической» организации постепенно исчезает. Поведение сотрудников организации на этой стадии значительно отличается от поведения на других стадиях жизненного цикла. Одежда — строго формализована, обращение друг к другу — по имени и отчеству, конференц-залы для совещаний подавляют своей роскошью. Все офисы располагаются в едином здании — штаб-квартире, и размеры пустых коридоров достигают таких масштабов, что в них может разместиться целая компания на стадии «Давай-давай». Коммуникации приобретают невнятный характер. Люди начинают неясно выражать свои мысли. Каждый понимает, что в компании уже не все в порядке, но каждый боится высказать эти мысли вслух. Люди, принимающие главные решения в компании, теряют волю и начинают принимать слабые решения. Они занимают выжидательную позицию, надеясь, что произойдут изменения во внешней среде, которые будут благоприятны для организации. Отчаянно и безнадежно теряя рыночную долю, доходы и прибыль, «аристократическая» организация вступает в «Салем Сити». Примечание: Салем Сити — город, в котором шла активная «охота на ведьм», описанная в пьесе А. Миллера (1956). Девятая стадия – «Салем Сити» Со стадии «Салем Сити» начинается финальное разрушение организации. Организации на стадии «Салем Сити» проявляют следующие поведенческие характеристики: ♦ люди фокусируются на том, кто является причиной проблем, а не на том, что делать с этими проблемами. Проблемы получают персонализацию, начинается «охота на ведьм»; ♦ вместо того, чтобы решать организационные проблемы, люди вовлечены в межличностные конфликты, подсиживая и дискредитируя друг друга; ♦ «паранойя» замораживает организацию; ♦ внутренние войны засасывают каждого, и никто не имеет времени на удовлетворение потребностей внешних клиентов. Отличительная черта организации на этом этапе — «поиски виновного», или менеджериальная «паранойя», которая ускоряет дальнейшее разрушение. Менеджеры борются друг против друга, проводя большую часть своего времени в создании коалиций, которые они постоянно меняют. Они тратят свою творческую энергию в борьбе за личное выживание, понимая, что индивидуальная безопасность зависит от уничтожения и дискредитации внутренних конкурентов. Талантливые люди покидают компанию. Этот порочный круг продолжается до тех пор, пока компания не становится банкротом или не переходит на стадию «Бюрократизации», существуя только благодаря поддержке из внешней среды. Десятая стадия - «Бюрократизация»: искусственно поддерживаемая жизнь (паралич) А. Адизес использует термин «бюрократия» в смысле, значительно отличающемся от первоначального, который придавал ей Макс Вебер. Примечание: Хотя М. Вебер рассматривал бюрократию как угрозу основным личным свободам, он признавал, что она является наиболее рациональным способом построения организации. Характеристики «бюрократической» организации: ♦ наличие большого количества процедур, правил, инструкций, уже утративших свою практическую ценность для достижения целей компании; ♦ отсутствие чувства контроля у руководства организации; ♦ приобретение клиентами вынужденных навыков, позволяющих обходить бюрократические препоны. Государственная поддержка или национализация могут продлить жизнь компании. Хотя она должна уже умереть, ее жизнь может поддерживаться искусственно. После стадии «Ухаживание» организация рождается впервые, физически появляясь на свет. Второй раз — после этапа «Давай-давай», когда освобожденная от опеки основателя и вступившая в стадию «Юность» компания перерождается эмоционально. Стадия «Бюрократизация» означает новое рождение — компания должна была умереть, но с помощью искусственной системы жизненной поддержки она продолжает свое существование. Как может существовать подобная организация? Только за счет мощной поддержки извне. «Бюрократическую» организацию поддерживают правительственные или политические круги. В самой компании существуют определенные департаменты, которые занимаются поддержкой отношений с правительством. Сотрудники этих отделов большую часть времени проводят в правительственных коридорах, а не на рабочих местах. В состоянии бюрократии организация может существовать довольно долго. Однако приходит время смерти. Одиннадцатая стадия жизненного цикла организации – «Смерть» Организационная смерть определяется как нехватка ресурсов для вознаграждения членов организации за работу. Организация мертва, когда никто не хочет хорошо работать — исчезла мотивация. Смерть случается, когда не остается людей, готовых принять на себя ответственность. А если нет политических или государственных сил, которые смогли бы поддержать слабеющую компанию, смерть может произойти перед этапом «Бюрократизация». Таким образом, растущая организация проходит через несколько стадий жизненного цикла, и каждой стадии присущи специфические черты структуры и системы контроля, свои особые цели и способы внедрения инноваций. Концепция жизненного цикла организации — мощный инструмент для понимания и анализа проблем, с которыми встречается организация, способный помочь менеджерам найти правильное решение и поднять свою организацию на новую ступень развития.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |