Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадия корпоративного сотрудничества




Отличительные особенности данной стадии развития организации:

- создаются принципиально новые продукты(естественно, что они требуют колоссальных затрат);

- вместо формальных систем и процедур больше спонтанности управляющих действий путем создания команд и использования межличностных различий;

- социальный контроль и самодисциплина приходят на смену формальному контролю;

- организация уже не только работает на существующих рынках, но и целенаправленно их формирует;

- управленческая мощь полностью концентрируется на формировании рынков, создании идеологии товара, поддержании репутации (все делается так, что потребитель уже не может обходиться без данного рынка, а компания на этой базе создает целую гамму продуктов);

- персонал и систему его стимулирования объединяет корпоративная культура: прививаются общие ценности, ставятся цели и задачи, для достижения которых необходимо объединить усилия;

- штаб-квартира, ранее осуществлявшая контроль, начинает выполнять консультационную функцию;

- структура организации - матричная, и особое место отводится инновационной деятельности.

Примечание:

1. Корпоративная(организационная) культура отражает отношение фирмы к законности, личности, качеству выпускаемой продукции, финансовым и производственным обязательствам, открытости и достоверности деловой информации. Она должна воплощаться в комплексе правил, традиций, ритуалов и символов, которые постоянно дополняются и совершенствуются.

2. Современные ценности успешной организации: самоопределение, участие, коллектив, ориентация на потребности клиентов, раскрытие личности, творчество, децентрализация, компетентность.

3. Рынок – совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. Рынок имеет сложную структуру.

Развитие организации на стадии корпоративного сотрудничества завершается кризисом доверия( другие варианты кризиса: головокружение от успеха; психологической усталости).

Предпосылки кризиса:

- при продвижении принципиально новых инновационных продуктов «польза» и «вред» становятся глобальными категориями;

- люди в организации начинают задумываться: «А зачем все это нужно? И не наносим ли мы потребителям вред? И куда же идти дальше?».

Кризисная ситуация:

возможности организации колоссальны, а целесообразность инновационных проектов – сомнительна;

отсутствие внутренних решений, способных придать новый импульс организационному развитию.

Причина кризиса - Несовершенство системы управления организации.

Примера выхода из данной кризисной ситуации нет.

Рекомендации Л. Грейнера:

- внедрение новых структур и программ, которые позволят работникам периодически отдыхать, расслабляться и возвращать себя к жизни;

- необходимы решения внешнего характера, например, создание холдинговой компании;

- темп роста, эффективный выход из кризисов развития и функционирование компании в рамках стадий роста по-прежнему зависят от основ хорошего управления: умелого лидерства, выигрышной стратегии, высокой мотивации сотрудников и глубокой заботы о клиентах.

 

В таблице 4 приведены характеристики системы управления организации на различных стадиях ее развития. Их анализ подтверждает последовательное развитие и наполнение системы управления элементами стратегического типа.

 

Характеристики Стадия 1 Стадия 2 Стадия 3 Стадия 4 Стадия 5
Приоритет менеджмента Производить и продавать Эффективность Операций Расширение рынка Консолидация Решение проблем и инновации
Организационная структура Неформальная Централизованная и функциональная Децентрализованная и построенная по географич. признаку Линейно- штабная и продуктовые группы Матрица команд
Стиль управления высшего руководства Индивидуалистический и предпринимательский Директивный Делегирующий «Сторожевой пес» Партисипативный
Система контроля Рыночные результаты Стандарты и центры затрат Отчеты и центры прибыли Планы и центры инвестиций Постановка общих целей
Акцент на вознаграждении менеджеров Участие в собственности Оклады и их увеличение за заслуги Индивидуальные бонусы Участие в прибылях и опционы по акциям Командные бонусы

 

Данные по размерам организации на различных стадиях развития, указанные в таблице 5, предполагают как целесообразность перехода на очередную стадию развития, так и наличие соответствующих скрытых признаков кризиса. Также подтверждается необходимость наличия достаточно больших производственных мощностей при переходе на стадию делегирования полномочий.

 

Таблица 5 - Данные по размерам организаций на различных стадиях развития

 

Стадия развития Группы продукта; критические значения численности персонала, при достижении которых возникает актуальная необходимость перехода на следующую стадию при сохранении динамики развития организации Краткая характеристика компании
  Продукты высокоинтеллектуальной сферы бизнеса Товар массового потребления с высокими технологиями Товары массового потребления  
  9-18 25-50 80-150 Региональная компания
  80-129 500-800 6-10 тыс. Уровень страны; компания с филиалами
  700-1000 15-50 тыс. 300-500 тыс. Международный уровень штаба и два уровня: дочки/внучки
  6-15 тыс. 200-300 тыс. Дальнейший Глобальный
  50-100 тыс. Дальнейший рост идет за счет прироста высокоинтеллектуальных кадров рост идет за счет прироста высокоинтеллектуальных кадров мировой уровень, есть штабы по континентам/крупным странам

 

Выводы:

1. По мере развития любая организация проходит через ряд запланированных изменений, вызванных кризисами развития.

2. На первой стадии развития организационные изменения определяются выбором стратегии, затем устанавливается структура, затем следуют децентрализация, делегирование полномочий, что вызывает необходимость в координации деятельности, и, наконец, для успешного функционирования требуется сотрудничество, интеграция.

Примечания:

1.Остановка в развитии коммерческой организации приводит ее к банкротству. Постоянное развитие обеспечивает организации

условия для длительной успешной деятельности.

2.Успешно развиваются организации, в которых руководители постоянно готовы принять очередные изменения.

3.Для преодоления кризиса развития необходима перестройка системы управления, т.е. корректировка стратегии, тактического и оперативного управления, регламентации деятельности и способов мотивации сотрудников.

4.Стадии развития организации отличаются характеристиками производственных мощностей и системы управления организации.

5.Источником проблем при проведении организационных изменений, которые являются необходимым условием развития организации, является несвоевременная перестройка системы управления организации, так например:

а) нельзя делегировать полномочия, пока не поставлен регулярный менеджмент;

б) для диверсификации нужно иметь весьма серьезный запас ресурсов, иначе произойдет не диверсификация, а распыление средств.

6. Лишь небольшой процент компаний способен пройти через все 5 стадий.

7. Границы каждой стадии достаточно размыты, т.к., во-первых, отдельные подразделения могут вступать в новую стадию в разное время, и, во-вторых, на каждой стадии в организации могут сохраняться черты, характерные для предыдущих стадий.

8. На пятой стадии развития матричная структура целесообразна лишь на верхушке организации.

 

Стадии ЖЦ организации по Ицхаку Адизесу по аналогии с ЖЦ семьи

Первая стадия – «Ухаживание» (Выхаживание)

Характерные черты данной стадии:

- предшествует созданию организации, ее физическому появлению на свет;

- организация существует только как идея у будущего основателя;

- наличие многочисленных разговоров и отсутствие действий(внешнее проявление стадии); т.е. основатель компании проводит своеобразное «тестирование» своей идеи, посвящая всех своих знакомых и близких в свои планы(суть стадии);

- ситуация напоминает прелюдию женитьбы.

Данная стадия может иметь один из двух исходов:

- рождение компании(аналог: образуется семья);

- мечты остаются мечтами(аналог: ухаживание переходит во внебрачную связь или заканчивается ничем).

Вывод: прежде чем создать новую компанию, основатель должен ответить на следующие вопросы:

· Почему мы собираемся делать это?

· Кто будет делать это?

· Что конкретно мы собираемся делать?

· Как мы будем делать это?

· Когда следует начать делать это?

В какой момент происходит рождение компании?

Не тогда, когда получены определенные документы-символы.

Компания рождается в тот момент, когда основатель принимает на себя обязательства и берет на себя риск.

Риск имеет несколько внешних проявлений:

- человек уходит со старой работы;

- подписано соглашение(договор) об аренде;

- дано обещание поставить продукцию к определенному сроку.

Когда основатель принял на себя существенный риск, организация переходит на следующую стадию развития, называемую «Младенчество».

Вторая стадия – «Младенчество»

Компания на данной стадии имеет следующие характерные черты:

а) ориентация на действия(компания на этой стадии нуждается в продажах, продажи – это критический момент в деятельности организации):

- происходит трансформация предпринимательской идеи в устойчивые денежные потоки;

- нет больше нужды в идеях, они могут быть даже вредны на этой стадии;

- основатель организации больше не мечтатель, он – деятель, ориентированный на результат;

б) практическое отсутствие систем, процедур и правил (важны доверие, общий энтузиазм и готовность работать без строгого разделения обязанностей);

в) высокая уязвимость компании, что вызывает в свою очередь, необходимость в постоянном антикризисном управлении;

г) единоличное принятие решений лидером-основателем и нежелание делегировать полномочия.

Аналог: для развития маленького ребенка необходимы:

- регулярное питание;

- родительская любовь;

- родительская ответственность.

Здоровая «младенческая» компания растет с ростом денежных средств.

Основатели компании:

- контролируют все операции;

- они поддерживаются родственниками;

- работают по многу часов;

- отказываются от делегирования полномочий и принимают все решения в организации с удовольствием.

Причины возможной смерти организации в «младенчестве»:

- основатель перестал работать;

- основатель утратил контроль над организацией;

- компания потеряла все финансовые средства.

Условия перехода организации на следующую стадию организационного развития: денежные потоки и активность компании стабильны.

Третья стадия - «Давай-давай»(Дикие годы)

Что такое организация на этой стадии? В выхаживании мы наблюдали формирование идеи, в «младенчестве» ответственный основа­тель воплощал свои идеи в действия.

Характерные черты организации на данной стадии:

идея работает, организация имеет хорошие финансовые средства, продажи растут.

Результаты роста организации:

- организация процветает;

- основатель, как правило, становится высокомерным, формируется психологическое состояние непобедимости - его мечта сбылась.

Организация на этой стадии подобна ребенку, который впервые научился ползать(он не видит проблем – видит только возможности; все, что он трогает, он хочет или съесть, или сломать), т.е. для организации практически все выглядит как возможность для бизнеса.

Несомненно, организация на стадии «Давай-давай» столкнется с трудностями, если будет одновременно двигаться в нескольких направлени­ях.

Проявление кризиса:

организации «Давай-давай» постепенно входят в состояние организационной патологии – становятся миниконгломератами, состоящими из множества взаимосвязанных и невзаимосвязанных бизнесов. Диверсификация на этой стадии означает, что организация стала слишком рассеянной.

«Давай-давай»-компания нуждается в реструктуризации. Она подобна растущему ребенку, который вырос из своей одежды.

Лидеры «Давай-давай»-компаний не придают должного значения структуре, процессам или системам. Их интересы находятся во внешнем мире — продажи, совместные проекты, стратегические альянсы, продажи и еще большие продажи.

Лидеры делают ошибку, приобретая очередной новый бизнес, в котором они ничего не смыслят. На этой стадии почти все кажется приори­тетным. Однако слишком много приоритетов означает их от­сутствие.

«Давай-давай»-компания ориентирована на людей, а не на задачи. Ее рост не планируется. Компания, скорее, реаги­рует на появляющиеся возможности во внешней среде, чем планирует свое поведение; люди назначаются на должности не на основе их компетентности, а исходя из того, что требуется компании.

«Давай-давай»-компания, которая не в состоянии развить свои административные системы и внедрить элементы регу­лярного менеджмента, попадает в так называемую «ловушку основателя»: основатель пытается делегировать полномочия, но, боясь потерять контроль над компанией, вмешивается в процесс управления, и все возвращается на круги своя.

Для того чтобы избежать «ловушки основателя» и войти в стадию «Юность», организация должна перейти к профес­сиональному менеджменту.

По мнению специалистов, большинство российских ком­паний в настоящее время находятся в конце стадии «Давай-давай» и начинают переход на стадию «Юность».

Рассмотрим проблемы этой стадии на примере российской компании «Иванко».

Компания «Иванко» основана в 1997 г. как компания по торговле продуктами питания, имеющая небольшой отдел по торговле товарами для животных, в городе Колпино. Низкая конкуренция в сфере зообизнеса и широкие возможности по выводу новых зоотоваров на рынок определили дальнейший путь развития компании. Постепенно компания начала зани­маться только товарами для домашних животных. В настоя­щее время происходит расширение ассортиментной политики до 6000 наименований российских и зарубежных производите­лей товаров для животных. Открыто производство товаров под собственной маркой. Происходит расширение розничной сети (открытие торговых точек в гипер- и супермаркетах). Прово­дится активная работа с клубами и питомниками. Рассмот­рим, каким образом происходило развитие компании согласно модели И. Адизеса.

В 1997 г. четверо друзей основали компанию «Иванко». Она создавалась по «семейному» признаку — на работу брали преимущественно друзей и знакомых. Это было неизбежно, т.к. на стадии «Младенчество» важны доверие, общий энтузи­азм и готовность работать без строгого разделения обязаннос­тей. Стадия «младенчество» закончилась очень быстро — уже в 1999 г. компания, с минимальными потерями пережив кри­зис, начала расширение розничной торговой сети. Таким обра­зом, с 1999 г. по настоящее время компания «Иванко» нахо­дится на стадии «Давай-давай». Компания активно расширяет свой бизнес, развивая не только оптовую торговлю, но и от­крывая новые магазины и производя продукцию под собствен­ной торговой маркой. Однако в конце 2003 — начале 2004 гг. менеджеры столкнулись с проблемой управляемости компани­ей. Численность персонала превысила 100 человек, владельцы компании (они же и топ-менеджеры) почувствовали потреб­ность в найме профессиональных менеджеров. Именно с этой проблемой топ-менеджеры обратились на факультет менедж­мента СПбГУ. В настоящий момент компания осуществляет постепенный переход на стадию «Юность». Начинают вне­дряться отдельные элементы регулярного менеджмента — разработано «Положение об организационной структуре», прописаны некоторые процедуры, внедряется технология работы малой торговой точки. Пока не решен вопрос с наймом про­фессиональных менеджеров — самый болезненный момент, который очень трудно пройти владельцам компании. События, которые ждут компанию «Иванко», подробно описаны ниже при анализе следующей стадии жизненного цикла — стадии «Юность».

Четвертая стадия(второе рождение фирмы) - «Юность»

На протяжении стадии «Юность» компания перерождается. Если переход от «Выхаживания» к «Младенчеству» — это физиче­ское рождение, то стадия «Юность» — это эмоциональное перерождение, и компания начинает жить отдельно от жизни основателя. Во многих случаях компания похожа на подрост­ка, который пытается установить независимость от семьи — любой семьи.

Этот переход очень трудный. Существуют три основных принципиальных события, которые должны прои­зойти на этой стадии:

♦ делегирование полномочий;

♦ изменение в руководстве;

♦ переориентация целей.

Делегирование полномочий. На стадии «Младенчество» основатели не могут, да и не должны делегировать полномо­чия для принятия важных решений. У них собирается вся критическая информация компании по принятию решений. В итоге сотрудники не обладают достаточной информацией и опытом принятия решений, и основателю приходится сохра­нять за собой право некоторых критических решений. Однако, чем дольше основатель держит за собой это право, тем дольше его сотрудники будут учиться принимать решения.

На стадии «Юность» делегирование полномочий является одним из необходимых условия дальнейшего развития организации. От кризиса к кризису лидеры «юной» организации на­чинают учиться, как правильно делегировать полномочия. Они дают сотрудникам шансы усовершенствоваться и разви­ваться.

Делегирование полномочий должно сопровождаться установ­лением

новой организационной среды, основанной на правилах и процедурах. Руководитель компании не может быть специа­листом по всем вопросам управления.

Изменение в руководстве — от предпринимательства к профессиональному менеджменту. На этой стадии происходит отделение менеджмента от собственности. Адизес пишет, что основатель ищет профессионального менеджера, который по­мог бы пережить «ночной кошмар перехода к стадии «Юность». Для того, чтобы гарантировать здоровый и безболезненный переход на стадию «Юность», основатель вовремя должен передать управление.

Это время наступает, когда в компании дела идут непло­хо и финансовые показатели выглядят стабильно. Это очень сложный момент.

Новый менеджер может встретить огром­ное сопротивление со стороны «старых» сотрудников, кото­рые работали в компании со дня основания. Основная про­блема — возможность потери контроля в этой ситуации.

Кроме того, возникают трения и разногласия между основа­телями и менеджерами. Основатели испытывают настоящую боль, когда вынуждены передавать управление своим дети­щем в чужие руки.

Переориентация целей. Компания должна сменить ос­новные приоритеты и совершить переход:

от целей «больше — это лучше» к целям «лучше — это больше»;

от целей «рабо­тать много» к целям «работать умнее».

Этот процесс сопровождается несколькими конфликтами, возникающими в компании между:

♦ «старослужащими» и «новичками»;

♦ основателями и профессиональными менеджерами;

♦ основателями и их компаниями;

♦ корпоративными и индивидуальными целями.

Причины этих конфликтов заключаются в различном уровне профессиональной подготовки ранее принятых и вновь нанимаемых сотрудников, а также необходимость в большей степени ориентироваться на интересы дела, чем на интересы людей.

Если проблемы начинают носить патологический харак­тер, может произойти «развод» — либо основатель продает свой бизнес, либо менеджмент фактически присваивает бизнес (последний сюжет характерен для российского бизнеса).

Однако если компания создает эффективную систему уп­равления и успешно разрешает все конфликты, она переходит на следующую стадию жизненного цикла — «Расцвет».

«Расцвет» — это оптимальные усло­вия жизненного цикла организации, достижение баланса меж­ду самоконтролем и гибкостью.

Существуют 2 части этой стадии — растущий «Расцвет», который Адизес называет «Ранний расцвет», и - «Поздний расцвет», который он иногда определяет как «Сумеречная зона».

Пятая стадия - «Ранний расцвет»

Характеристики организации на этой стадии:

♦ разделяемые всеми видение и организационные цен­ности;

♦ контролируемая и развиваемая креативность;

♦ изменение приоритетов;

♦ функциональные системы и организационная структура;

♦ ожидаемое превосходство на рынке;

♦ рост как в продажах, так и в прибылях;

♦ организационная плодовитость;

♦ между- и внутриорганизационное взаимодействие и взаимосвязи.

Видение и ценности. Организация в «Расцвете» не под­чиняется больше желаниям отдельного человека. Она руковод­ствуется видением — причиной своего существования. Люди в организации верят в то, что они делают.

Организация в «Расцвете» подобна самодостаточному че­ловеку — он знает, кто он такой, кем он не является и что хочет сделать в будущем.

Видение и ценности такой компании вдохновляют их сотрудников. Это чувство самоидентификации в жизни, кото­рое идет дальше простого зарабатывания денег на жизнь.

Организации нуждаются в видении и ценностях, однако это необходимое, но недостаточное условие успешного суще­ствования компании. Они нуждаются также в структурах и процессах, которые освобождают их лидеров от личного при­нятия решений.

Контроль и воспитание креативности. Неконтролиру­емая креативность ведет к растрате ресурсов. Если в компании доминируют созидательность и творчество — они могут созда­вать новые продукты, которые не всегда необходимы потреби­телю. Необходимо разработать такую систему контроля, кото­рая включала бы в себя все шаги по созданию и разработке новых продуктов, начиная от исследования рыночных пот­ребностей и заканчивая производством и продажами. Эта сис­тема включает в себя ответственность и полномочия опреде­ленных людей на каждой стадии развития продукта.

Изменение приоритетов. Конечно, для компании в «Расцвете», так же как и на стадиях «Младенчества» и «Да­вай-давай», клиенты и их потребности находятся в центре внимания. Но на этой стадии компания начинает понимать, что она сама хочет делать и что она делать не хочет. Поэтому, если требования клиентов разрушают организационные цели и ценности, компания может сказать «нет» таким клиентам. В центре внимания теперь находятся не только клиенты, но и сотрудники компании с их нуждами и потребностями.

Функциональные системы и организационная струк­тура. В «Расцвете» компания приводит в порядок свои про­цессы, интегрируя их в функциональные системы. Организа­ционная структура соответствует миссии и целям, разделяе­мым всеми сотрудниками компании.

Ожидаемое превосходство. Компания на этапе «Расцве­та» лучше подготовлена для выживания в конкурентной борь­бе, чем ее соперники, имеющие недостатки в менеджменте. Изменения во внешней среде работают на компанию, позволя­ют быстрее достичь превосходства и опередить более слабых конкурентов.

Рост как в продажах, так и в прибылях. Сбывается мечта, неосуществимая на стадии «Давай-давай» — растут не только продажи, но и доходы. Компания становится и резуль­тативной, и эффективной.

Организационная плодовитость. Компания в «Расцве­те» создает новые компании — новые направления бизнеса, имеющие собственные производственные возможности и воз­можности распределения. Организация в «Расцвете» — это группа центров прибыли, которые выполняют определенные функции и используют эффект экономии на масштабах. Орга­низация в «Расцвете» — это семья бизнесов, хорошо коорди­нируемая и дисциплинированная, с общими целями и систе­мой ценностей.

Внутри- и между организационное взаимодействие и взаимосвязи. Организация в «Расцвете» характеризуется куль­турой взаимного доверия и уважения. В ней существуют кон­фликты, но они не носят разрушительного характера. Такая организация хорошо взаимодействует со своими клиентами, поставщиками, инвесторами и обществом в целом.

Проблемы «Расцвета». Основной вызов и величайшая проблема организации на этапе «Расцвета» — как остаться на этой стадии жизненного цикла. Постепенно для организации наступает так называемая «Сумеречная зона», когда компания начинает постепенно покидать эту стадию.

Шестая стадия - «Поздний расцвет»

На данной стадии в организации формируются предпосылки для снижения частоты проявления характеристик организации «раннего расцвета». Причина кроется в психологии успешного руководителя, достигшего вершину своего успеха и управленческого мастерства, который устал от развивающего стиля управления.

Седьмая стадия - «Упадок»

Очень трудно определить, где находится компания — еще в «Позднем расцвете» или уже на стадии «Упадок». Поведение компании одинаковое. Отли­чие только в частоте проявлений характеристик «Расцвета» и длительности сохранения такого поведения. По этой причине Адизес объединил «Поздний расцвет» и «Упадок» в одну ста­дию. Компания теряет дух креативности, инновационности и энтузиазма для изменений, которые приобрела на стадии «Расцвета». Переход на следующую стадию жизненного цикла — «Аристократизм» — происходит незаметно. Этот переход не отмечен никакими значительными организационными событи­ями. Начиная с этого момента, движение вдоль жизненного цикла будет сопровождаться разрушением.

Восьмая стадия - «Аристократизм»(Старение организации)

Когда организация достигает стадии «Аристократизма», ог­ромное значение приобретают взаимоотношения между людь­ми, которые работают в этой организации. Люди хотят мень­ше конфликтов и меньше изменений. И для того чтобы избе­жать конфликтов, «аристократическая» организация сокраща­ет изменения до минимума.

Характеристики «аристократической» организации:

♦ снижение интереса к завоеванию новых рынков;

♦ акцент скорее на прошлые достижения, чем на буду­щее видение;

♦ подозрительное отношение к любым изменениям;

♦ больший интерес к межличностным взаимоотношени­ям, чем к принятию риска и инновациям;

♦ большая забота о том, как делаются вещи, а не о том, зачем они делаются;

♦ формализация в одежде, обращении и традициях.

«Аристократическая» организация продолжает терять гибкость и

способности достигать и производить результаты. Компания еще добивается определенных результатов, но уже не может их предвидеть. Ее цели в большинстве случаев — краткосрочные и малорискованные. Компания засевает семена посредственности.

Меняются стиль поведения и корпоративная культура. Инновационный климат в «аристократической» организации постепенно исчезает.

Поведение сотрудников организации на этой стадии значи­тельно отличается от поведения на других стадиях жизненного цикла. Одежда — строго формализована, обращение друг к другу — по имени и отчеству, конференц-залы для совещаний подавляют своей роскошью. Все офисы располагаются в едином здании — штаб-квартире, и размеры пустых коридоров дости­гают таких масштабов, что в них может разместиться целая компания на стадии «Давай-давай». Коммуникации приобрета­ют невнятный характер. Люди начинают неясно выражать свои мысли. Каждый понимает, что в компании уже не все в поряд­ке, но каждый боится высказать эти мысли вслух.

Люди, принимающие главные решения в компании, теря­ют волю и начинают принимать слабые решения. Они занима­ют выжидательную позицию, надеясь, что произойдут измене­ния во внешней среде, которые будут благоприятны для орга­низации.

Отчаянно и безнадежно теряя рыночную долю, доходы и прибыль, «аристократическая» организация вступает в «Салем Сити».

Примечание:

Салем Сити — город, в котором шла активная «охота на ведьм», описанная в пьесе А. Миллера (1956).

Девятая стадия – «Салем Сити»

Со стадии «Салем Сити» начинается финальное разрушение организации.

Организации на стадии «Салем Сити» проявляют следующие

поведенческие характеристики:

♦ люди фокусируются на том, кто является причиной проблем, а не на том, что делать с этими проблема­ми. Проблемы получают персонализацию, начинается «охота на ведьм»;

♦ вместо того, чтобы решать организационные проблемы, люди вовлечены в межличностные конфликты, подси­живая и дискредитируя друг друга;

♦ «паранойя» замораживает организацию;

♦ внутренние войны засасывают каждого, и никто не имеет времени на удовлетворение потребностей вне­шних клиентов.

Отличительная черта организации на этом этапе — «по­иски виновного», или менеджериальная «паранойя», которая ускоряет дальнейшее разрушение. Менеджеры борются друг против друга, проводя большую часть своего времени в созда­нии коалиций, которые они постоянно меняют. Они тратят свою творческую энергию в борьбе за личное выживание, понимая, что индивидуальная безопасность зависит от уничто­жения и дискредитации внутренних конкурентов.

Талантливые люди покидают компанию. Этот порочный круг продол­жается до тех пор, пока компания не становится банкротом или не переходит на стадию «Бюрократизации», существуя только благодаря поддержке из внешней среды.

Десятая стадия - «Бюрократизация»: искусственно поддерживаемая жизнь (паралич)

А. Адизес использует термин «бюрократия» в смыс­ле, значительно отличающемся от первоначального, который придавал ей Макс Вебер. Примечание: Хотя М. Вебер рассматривал бюрократию как угрозу основ­ным личным свободам, он признавал, что она является наиболее рациональным способом построения организации.

Характеристики «бюрократической» организации:

♦ наличие большого количества процедур, правил, инст­рукций, уже утративших свою практическую ценность для достижения целей компании;

♦ отсутствие чувства контроля у руководства организа­ции;

♦ приобретение клиентами вынужденных навыков, по­зволяющих обходить бюрократические препоны.

Государственная поддержка или национализация могут продлить жизнь компании. Хотя она должна уже умереть, ее жизнь может поддерживаться искусственно.

После стадии «Ухаживание» организация рождается впервые, физически появляясь на свет. Второй раз — после этапа «Давай-давай», когда освобожденная от опеки основателя и вступившая в стадию «Юность» компания перерождается эмоционально. Стадия «Бюрократизация» означает но­вое рождение — компания должна была умереть, но с помо­щью искусственной системы жизненной поддержки она про­должает свое существование.

Как может существовать подобная организация? Только за счет мощной поддержки извне. «Бюрократическую» организа­цию поддерживают правительственные или политические кру­ги. В самой компании существуют определенные департаменты, которые занимаются поддержкой отношений с правительством. Сотрудники этих отделов большую часть времени проводят в правительственных коридорах, а не на рабочих местах.

В состоянии бюрократии организация может существо­вать довольно долго. Однако приходит время смерти.

Одиннадцатая стадия жизненного цикла организации – «Смерть»

Организационная смерть определяется как не­хватка ресурсов для вознаграждения членов организации за работу.

Организация мертва, когда никто не хочет хорошо работать — исчезла

мотивация.

Смерть случается, когда не остается людей, готовых принять на себя ответственность.

А если нет политических или государственных сил, которые смогли бы поддержать слабеющую компанию, смерть может произойти перед этапом «Бюрократизация».

Таким образом, растущая организация проходит через не­сколько стадий жизненного цикла, и каждой стадии присущи специфические черты структуры и системы контроля, свои особые цели и способы внедрения инноваций.

Концепция жиз­ненного цикла организации — мощный инструмент для пони­мания и анализа проблем, с которыми встречается организа­ция, способный помочь менеджерам найти правильное решение и поднять свою организацию на новую ступень развития.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.123 сек.