КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сравнительный анализ моделей развития и жизненного цикла организации
При анализе вышеизложенных моделей развития и жизненных циклов организации неизбежно возникает вопрос о применимости этих моделей к российской практике бизнеса. Ответить можно, лишь рассмотрев достоинства и недостатки концепций и сравнив две модели. Согласно концепциям И. Адизеса и Л. Грейнера, любая организация проходит ряд последовательных стадий, причем на каждом этапе развития возникают неизбежные проблемы, ловушки или кризисы, несущие в себе причины революции. Название этих проблем четко сформулировал профессор С. Филонович: «болезни роста». Лишь преодолев эти проблемы, компания может перейти на следующую стадию (фазу) развития. При этом каждый этап может стать последним, то есть если руководство не сможет вылечить «болезни роста», последние могут стать «патологиями», с которыми справиться крайне сложно, и организация может умереть. В целом одиннадцать стадий жизненного цикла организации и пять фаз (стадий) эволюционно-революционного развития организации по Грейнеру похожи. Различия между этими моделями обобщены в таблице 7.
Таблица 7 -Различия моделей развития и жизненного цикла организации
Особенности моделей развития и жизненного цикла коммерческой организации: 1. Концепция Адизеса подробно рассматривает этапы роста организации, исследователь учитывает даже стадию «Ухаживание», то есть этап, когда организации как таковой не существует. Грейнер же объединяет стадии Адизеса «Ухаживание», «Младенчество» и «Давай-Давай» в одну — «Личного энтузиазма» («Креативность»). В конце этого периода оба исследователя выявляют следующие условия, без осуществления которых организация не сможет перейти на следующую стадию: ♦ необходимость перехода к регулярному менеджменту; ♦ необходимость создания административной подсистемы. 2. Оба исследователя выделяют одинаковые проблемы, возникающие по мере роста: необходимость делегирования полномочий, межличностные конфликты и т.п. 3. На этапе взаимных обвинений (у Адизеса — «Салем Сити», у Грейнера — «координация») Грейнер видит выход из сложившейся ситуации в создании команды. Адизес же говорит о том, что данная ситуация неизбежно ведет организацию к банкротству и смерти (если не вмешается государство), и с этого этапа уже практически невозможно вернуться на стадию «Расцвета». То есть Грейнер считает, что любой кризис в организации разрешим, поэтому его модель и является незавершенной. 4. Обе модели организационного развития применимы при анализе проблем, возникающих в российских компаниях. По вопросу применимости модели Адизеса к российской действительности, можно сказать, что при анализе процессов, происходящих в российских компаниях, данная модель используется, хотя есть ряд организаций, при анализе роста и развития которых модель Адизеса не имеет смысла. Модель жизненного цикла Адизеса невозможно применять, например, к таким организациям: ♦ государственные предприятия; ♦ унитарные предприятия; ♦ организации, настроенные на краткосрочное существование, проводящие аферы и незаконные операции. К недавно созданным организациям модель И. Адизеса применима в полном объеме, хотя в «молодости» как раз и заключается основная проблема. По мнению ряда исследователей, большинство российских организаций в настоящее время находится на стадии «Давай-давай», и трудность перехода как раз заключается в неспособности основателей перейти к регулярному менеджменту, то есть выбраться из «ловушки молодости». Что касается модели Грейнера, ситуация примерно та же, что и с моделью Адизеса. К российским компаниям она, по крайней мере пока, применима, поскольку большинство российских компаний находятся на первой стадии — «личного энтузиазма». Опять же вследствие «молодости» и неспособности внедрения системы регулярного менеджмента они не могут перейти на вторую стадию. Однако, модель И. Адизеса имеет более прикладной характер: ♦ во-первых, она довольно подробно описывает как сами стадии, проблемы, так и способы их решения. Грейнер дает слишком расплывчатые способы выхода из кризисов, в то время как Адизес четко указывает симптомы болезней и способы их лечения; ♦ во-вторых, Адизес учитывает фактор вмешательства государства. Применительно к российской действительности его можно назвать основным фактором существования организации.
Тема 2. Организация и окружающая среда.
Организация как открытая система. Взаимодействие организации с окружающей средой. Организация как технико-экономическая система с учетом человеческого фактора. Организация как социотехническая система. Две управленческие парадигмы современного менеджмента: рационалистическая и поведенческая. Влияние формальных и неформальных факторов на поведение человека в организации. Понятие и признаки формальной и неформальной организации. Модели организации: смысл и значение. «Магический треугольник» организации. Модель «7С». Модель Надлера-Ташмена. Модель жизненного цикла организации И. Адизеса. Использование моделей для анализа и изменений в организации.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 13653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |