Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительный анализ моделей развития и жизненного цикла орга­низации




При анализе вышеизложенных моделей развития и жизненных циклов организации неизбежно возникает вопрос о примени­мости этих моделей к российской практике бизнеса. Ответить можно, лишь рассмотрев достоинства и недостатки концеп­ций и сравнив две модели.

Согласно концепциям И. Адизеса и Л. Грейнера, любая органи­зация проходит ряд последовательных стадий, причем на каж­дом этапе развития возникают неизбежные проблемы, ловуш­ки или кризисы, несущие в себе причины революции. Назва­ние этих проблем четко сформулировал профессор С. Филонович: «болезни роста». Лишь преодолев эти проблемы, компа­ния может перейти на следующую стадию (фазу) развития. При этом каждый этап может стать последним, то есть если руководство не сможет вылечить «болезни роста», последние могут стать «патологиями», с которыми справиться крайне сложно, и организация может умереть. В целом одиннадцать стадий жизненного цикла организации и пять фаз (стадий) эволюционно-революционного развития организации по Грейнеру похожи. Различия между этими моделями обоб­щены в таблице 7.

 

Таблица 7 -Различия моделей развития и жизненного цикла организации

 

Модель И.Адизеса Модель Л. Грейнера
1. Завершенная модель. Представляет собой 11 стадий от «рождения» до «смерти». Компания может вернуться с нисходящей ветви развития в стадию «Расцвета» 1. Незавершенная модель. Стадий может быть бесконечное количество, но на пройденную компания уже не может вернуться
2. И. Адизес называет оптимальную точку развития — это стадия «Расцвет» 2. Л. Грейнер не называет оптимальную точку развития, но отмечает, что поскольку любая стадия не может длиться более 15 лет, то ни на одной стадии компания не может оставаться постоянно
3. Фактор государства (политика протекционизма) следует учитывать при рассмотрении роста и развития организации     3. Не учитывается фактор государства
4. Последовательно рассматриваются все стадии роста организации 4. Стадии «Ухаживание», «Младенчество» и «Давай-давай» сведены в одну — «Стадия личного энтузиазма»

Особенности моделей развития и жизненного цикла коммерческой организации:

1. Концепция Адизеса подробно рассматривает этапы роста организации, исследователь учитывает даже стадию «Ухажи­вание», то есть этап, когда организации как таковой не суще­ствует. Грейнер же объединяет стадии Адизеса «Ухаживание», «Младенчество» и «Давай-Давай» в одну — «Личного энтузиазма» («Креативность»). В конце этого периода оба исследователя выявляют следующие условия, без осуществления которых организация не смо­жет перейти на следующую стадию:

♦ необходимость перехода к регулярному менеджменту;

♦ необходимость создания административной подсистемы.

2. Оба исследователя выделяют одинаковые проблемы, возникающие по мере роста: необходимость делеги­рования полномочий, межличностные конфликты и т.п.

3. На этапе взаимных обвинений (у Адизеса — «Салем Сити», у Грейнера — «координация») Грейнер видит выход из сложившейся ситуации в создании команды. Адизес же говорит о том, что данная ситуация неизбежно ведет органи­зацию к банкротству и смерти (если не вмешается государ­ство), и с этого этапа уже практически невозможно вернуться на стадию «Расцвета». То есть Грейнер считает, что любой кризис в организации разрешим, поэтому его модель и является неза­вершенной.

4. Обе модели организационного разви­тия применимы при анализе проблем, возникающих в россий­ских компаниях.

По вопросу применимости модели Адизеса к российской действительности, можно сказать, что при анализе процессов, происходящих в российских компаниях, данная модель ис­пользуется, хотя есть ряд организаций, при анализе роста и развития которых модель Адизеса не имеет смысла. Модель жизненного цикла Адизеса невозможно при­менять, например, к таким организациям:

♦ государственные предприятия;

♦ унитарные предприятия;

♦ организации, настроенные на краткосрочное существо­вание, проводящие аферы и незаконные операции.

К недавно созданным организациям модель И. Адизеса применима в полном объеме, хотя в «молодости» как раз и заключается основная проблема. По мнению ряда исследователей, большин­ство российских организаций в настоящее время находится на стадии «Давай-давай», и трудность перехода как раз заключа­ется в неспособности основателей перейти к регулярному менед­жменту, то есть выбраться из «ловушки молодости».

Что касается модели Грейнера, ситуация примерно та же, что и с моделью Адизеса. К российским компаниям она, по крайней мере пока, применима, поскольку большин­ство российских компаний находятся на первой стадии — «личного энтузиазма». Опять же вследствие «молодости» и неспособ­ности внедрения системы регулярного менеджмента они не могут перейти на вторую стадию.

Однако, модель И. Адизеса имеет более прикладной характер:

♦ во-первых, она довольно подробно описывает как сами стадии, проблемы, так и способы их решения. Грейнер дает слишком расплывчатые способы выхода из кризи­сов, в то время как Адизес четко указывает симптомы болезней и способы их лечения;

♦ во-вторых, Адизес учитывает фактор вмешательства государства. Применительно к российской действитель­ности его можно назвать основным фактором существо­вания организации.

 

 

Тема 2. Организация и окружающая среда.

 

Организация как открытая система. Взаимодействие организации с окружающей средой. Ор­ганизация как технико-экономическая система с учетом человеческого фактора. Организа­ция как социотехническая система. Две управленческие парадигмы современного менедж­мента: рационалистическая и поведенческая. Влияние формальных и неформальных факто­ров на поведение человека в организации. Понятие и признаки формальной и неформальной организации. Модели организации: смысл и значение. «Магический треугольник» организа­ции. Модель «7С». Модель Надлера-Ташмена. Модель жизненного цикла организации И. Адизеса. Использование моделей для анализа и изменений в организации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 13653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.