КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие «свобода»: исторический аспект
Философско-правовой аспект проблемы Вопрос №3. Основные философско-правовые категории и их эволюция I. СВОБОДА – понятие, фиксирующее возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. Выделяют два типа свободы: - негативную («свобода от...»); - позитивную («свобода для...»).
Понятие «свобода воли» Свобода воли – способность человека к самоопределению в своих действиях; понятие классической философии, традиционно рассматриваемое как наиболее важный аспект свободы в целом. В контексте раннегреческой культуры в понятии свободы воли акцентируется юридическое значение. Свободный человек – это гражданин полиса, тот, кто живет на земле своих предков. Противоположность ему – военнопленный, увезенный на чужбину и превращенный в раба. Исток свободы личности – полис, его земля (Солон); свободен от рождения живущий на земле полиса, где установлен разумный закон. Поэтому антоним термина "свободный" – не столько "раб", сколько "негрек", "варвар". В гомеровском эпосе понятие свободы обнаруживает еще один смысл. Свободный человек тот, кто действует без принуждения, в силу собственной натуры. Предельно возможное выражение свободы – в действиях героя, преодолевающего судьбу и тем сравнивающегося с богами. Теоретическая предпосылка научно-философской постановки вопроса о свободе воли складывается в мышлении софистов, противопоставлявших: - «фюсис» (единственно возможный, порожденный самой природой порядок); - «номос» (порядок жизни, самостоятельно устанавливаемый каждым народом). Исторически понятие свободы развивалось в контексте философии власти, понимаемой как возможность внешнего целеполагания деятельности другого субъекта: - "возможность проводить внутри данных общественных отношений свою собственную волю, даже вопреки сопротивлению" (М. Вебер); - "способность или потенциальная возможность людей принимать решения, оказывающие влияние на действия других людей" (Т. Парсонс). Более широкое понимание свободы включает: - целеполагание (субъектная составляющая деятельности); - возможность реализации этого целеполагания (объективно-предметная составляющая деятельности). Отсутствие внешнего целеполагания не гарантирует подлинной свободы, т.к. остается ограниченность деятельности условиями ее протекания. Понимание последних в качестве объективных задает традицию усеченного понимания свободы: - фатализма в его как иррационалистских (типа астрологии), так и рационалистской (Дж. Локк /1632-1704/, Б. Спиноза /1632-1677/, П.С. Лаплас /1749-1827/) трактовках; - марксистского определения свободы как "познанной необходимости" (К. Маркс /1818-1883/) и концепции "иронии истории" Р. Нибура /1892-1971/, фактически сводящих свободы к несвободе от "необходимости". Так, Дж. Локк подчеркивал, что свобода не есть своеволие. Обращаясь к древним традициям естественного права, он указал принципы поведения, ведущие, в конечном счете, происхождение от Бога и определяющие, как человек может достойно пользоваться своей свободой. Локк пытался ответить на возражения, возникавшие по мере того, как права все больше стали отождествлять со свободой. Возражения эти состояли в том, что права в таком понимании разрушают чувство общности, чувство взаимной ответственности людей за благополучие других. По словам Карла Маркса, в обществе, где господствует такая концепция, люди эгоистичны; общество в лучшем случае играет лишь необходимую сдерживающую роль. В неклассической философии проблема свободы выходит за пределы психологизма и гносеологизма свободы воли и развивается параллельно в: 1. экзистенциальной трактовке: - обреченность человека на свободу у Ж.-П. Сартра (1905-1980); - философия свободы как возможности бунта у А. Камю (1913-1960); - свобода как надвитальный феномен в философии М. Шелера; - свобода как преодоление отчуждения в контексте отношения "Я – Ты" у М. Бубера; - "теология освобождения" в протестантском модернизме. 2. социокультурной трактовке: - "Диалектика просвещения" М. Хоркхаймера и Т. Адорно; - выход человека за пределы своей "одномерности" у Г. Маркузе (1898-1979); - концепция "негативного гуманизма" А. Глюксмана; - идеи "нерепрессивной" культуры и техники у Т. фон Роззака; - свобода как "перехват истории" в революционном творчестве Х. Аренд. В рамках экзистенциальной трактовки свободы последняя связывается с индивидуальным бытием личности, центрируя на себя субъективную систему ценностей. В социокультурной трактовке свобода мыслится в качестве достигаемого, в отличие от феномена воли, соотносимого с индивидуальной сферой и мыслимого в качестве внутренне присущего ей. В содержании понятия " свобода" имплицитно заложен вектор альтернативности (сознательного противостояния) социальному давлению: свобода конституируется именно в социальном контексте ("демократические свободы", "правовая свобода" и т.п.) как результат преодоления несвободы. В современной философии проблема свободы артикулируется: - в социальном приложении (концепция "либерального иронизма" Р.М. Рорти, постмодернистские аналитики свободы в контексте шизоанализа Ж. Делеза и Ф. Гваттари), - в качественно новой своей постановке – как свобода текста и свобода его интерпретации (Ж. Деррида). В качестве важнейшей правовой ценности сегодняшнего мирового общества является категория справедливости. Как отмечают многие исследователи права, в современном «дискурсе справедливости» органично объединяются этика, право и политика. По мнению А.А. Ивина (род. 1939), свобода – многозначное понятие, крайние значения которого: 1. свобода как возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности; 2. свобода как возможность действовать в направлении цели, поставленной коллективом или обществом. Первый подход можно назвать индивидуалистическойсвободы, второй – коллективистическойсвободы; между этими полюсами располагаются различные промежуточные варианты понимания свободы. С т.зр. индивидуалистической свободы коллективистическая свобода кажется явной «несвободой»; с т.зр. второй первая является «формальной», «бесполезной» и даже «репрессивной».
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |