Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методическая секция экскурсоводов

Основным звеном в системе методической работы является методическая секция экскурсоводов. Методическая секция представляет собой постоянно действующее объединение экскурсоводов. По своему характеру это производс­твенный отдел, в состав которого включается группа сотрудников, объединен­ных общностью стоящих перед ними задач и Однородностью выполняемой работы.

В методической секции экскурсоводы повышают теоретический уровень, совершенствуют свое профессиональное мастерство. Мероприятия, которые проводит методическая секция, способствуют повышению познавательной ценности экскурсий.

Методические секции в туристско-экскурсионном предприятии создаются по тематическому принципу: историческая, производственно-экономическая, природоведческая, архитектурно-градостроительная, литературная, искусство­ведческая и т. д. Могут быть также созданы секции для проведения экскурсий с определенной группой населения — с детьми, молодежью, иностранными туристами и т. д. Создание таких секций обеспечивает дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию. Помимо секций в экскурсионном учреждении могут создаваться группы экскурсоводов для проведения экскур­сий с различными категориями населения. Работа таких групп носит постоян­ный характер и строится так же, как и работа методических секций, с той лишь разницей, что в группе объединяется меньшее количество экскурсоводов.

В тех же туристско-экскурсионных предприятиях, где число экскурсоводов невелико, создается одна объединенная методическая секция, которая может называться краеведческой, в которую включаются все экскурсоводы. Такие секции создаются и во вновь организуемых экскурсионных учреждениях. В дальнейшем по мере развития учреждения, расширения тематики экскурсий и роста числа экскурсоводов из состава единой краеведческой секции выделяют­ся тематические.

Персональный состав секции, ее наименование, руководитель и дни рабо­ты утверждаются приказом руководителя экскурсионного учреждения, но не реже одного-двух раз в месяц. Руководство секцией возлагается на одного из опытных экскурсоводов.

Когда в туристско-экскурсионном предприятии создано несколько методи­ческих секций, некоторые экскурсоводы по своему желанию посещают заня­тия двух-трех секций, близких по своей тематике, поэтому их занятия прово­дятся, как правило, в разное время. Одна из секций, по выбору экскурсовода, является для него основной. На него возлагается обязанность систематически участвовать в ее работе, посещать занятия, выполнять поручения руководите­ля секции. Положением предусмотрено, что непосещение экскурсоводом заня­тий секции без уважительных причин, невыполнение поручений руководителя рассматриваются как нарушение трудовой дисциплины.

Работа секции планируется на один год, но иногда и на более длительный срок.

В годовой план работы методической секции включается несколько разде­лов:

1. Вступительный. Здесь перечисляются основные направления работы сек­ции на предстоящий год.

2. Разработка новых тем экскурсий.

3. Совершенствование содержания экскурсий, обновление и дополнение текстов экскурсий, материалов «портфеля экскурсовода».

4. Проведение методической работы. Совершенствование методики прове­дения экскурсий. Учебные экскурсии. Подготовка и проведение теоретических,

методических и научно-практических конференций, методических совещаний и семинаров.

5. Подготовка новых экскурсоводов. Участие в работе курсов при экскурси­онном учреждении. Оказание помощи лицам, которые самостоятельно осваи­вают новые темы экскурсий.

6. Мероприятия по повышению квалификации и уровня профессионально­го мастерства экскурсоводов.

7. Изучение, обобщение и распространение опыта экскурсоводов.

8. Организация контроля за работой экскурсоводов, объединенных в сек­ции. Прослушивание, использование других форм. Контроль за выполнением индивидуальных планов работы.

В каждом разделе плана перечисляются мероприятия, которые предполагает­ся осуществить в течение планируемого периода.

Занятия секции носят учебный характер. Наиболее часто используются такие формы, как коллективное обсуждение докладов и рефератов, проведе­ние лекций, библиографических обзоров туристско-экскурсионной, краевед­ческой, научно-популярной литературы, учебные экскурсии с последующим разбором их содержания и методики проведения, обсуждение текстов экскур­сий, методических разработок, составление карточек объектов, встречи с уче­ными, деятелями литературы и искусства, новаторами производства. В сек­ции организуется изучение законов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, касающихся тем экскурсий, нормативных документов по экскурсионной работе.

Используются и такие формы, как сообщения экскурсоводов о новых мате­риалах, которые предполагается ввести в экскурсию, занятия по материалам экспозиции музея, просмотр хроникально-документальных кинофильмов в плане использования их в экскурсиях.

Значительное место в работе секции занимают семинары, которые посвяща­ются различным темам: «Наглядность в экскурсиях», «Использование мето­дического приема сравнения», «Логический переход от подтемы к подтеме», «Подтема как составная часть обзорной экскурсии», «Движение в экскурсии как методический прием» и т. п. Важной частью работы секций является изу­чение опыта лучших экскурсоводов. Это могут быть как сообщения отдельных экскурсоводов о накопленном ими опыте, так и обобщение опыта нескольких экскурсоводов. Эффективной формой работы является обсуждение итогов прослушивания экскурсий, сообщений экскурсоводов о поездках в другие города для ознакомления там с методикой проведения экскурсий, работа в государственных архивах и запасниках музеев.

Большое место в работе секции занимают практические занятия. Они спо­собствуют совершенствованию профессионального мастерства экскурсоводов. Так, на практических занятиях у отдельных памятников совершенствуются методические приемы показа, уточняется содержание рассказа экскурсовода. Практические занятия с использованием материалов экспозиций музеев, кар­тинных галерей, выставок достижений народного хозяйства помогают экскур­соводам освоить методику проведения музейных экскурсий. Занятия в секции — основное средство повышения деловой квалификации экскурсовода. Другие формы — постоянно действующие семинары по повышению квалификации, циклы лекций, краеведческие чтения — являются лишь составной частью работы методических секций, они находят отражение в планах работы секций и проводятся в рамках секции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методический кабинет | Индивидуальный (личный) план экскурсовода
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.