Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №3-1

План

1. Понятие о конкретном исследовании в социологии, его этапы и виды.

2. Сущность программы социологического исследования: основные разделы и структура.

3. Анкетирование, анкета и правила ее составления.

4. Сущность, цели и задачи заключительного этапа исследования.

 

Социологическое исследование - система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.

 

Виды социологического исследования

Макросоциология Þ теоретическое исследование

Теории среднего уровня Þ описательное исследование

микросоциология Þ эмпирическое (разведывательное)

 

Аналитическое исследование - самый углубленный его вид, цель - поиск причинно-следственных связей, лежащих в основе того или иного явления или процесса (ученые-социологи).

Описательное исследование помогает получить эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом явлении или процессе (профессиональные социологи).

Разведываетльное (пилотажное, зондажное) исследование позволяет получить информацию о социальной действительности и объяснить выявленные факторы. Овладеть техникой и методикой эмпирического социологического исследования может каждый специалист с высшим образованием.

Эмпирическое социологическое исследование направлено на получение фактофиксирующего знания.

Этапы социологического исследования:

1. Подготовительный (самый длительный) - систематизация имеющейся информации об изучаемом явлении, выработка программы исследования и разработка необходимого инструментария.

2. Основной - сбор социологической информации и ее первичная обработка (полевое исследование).

3. Заключительный - систематизация, обобщение и интерпретация собранных фактов, формулирование выводов и рекомендации, оформление отчета о проведенном социологическом исследовании.

Программа социологического исследования - документ, содержащий методологические и процедурные предпосылки научного поиска.

Выполняет две функции:

1) научно-познавательную (гносеологическую);

2) научно-организационную.

 

Разделы программы

 

  Методологический     Процедурный   Организационный
1. Анализ проблемной ситуации 1. Определение генеральной и выборочной совокупности. 1. Финансовое и кадровое обеспечение.
2. Формулировка проблемы 2. Выбор и характеристика методов сбора первичной социологической информации. 2. Сроки.
3. Определение объекта и его системный анализ. 3. Логическая структура инструментария, логическая схема для ее обработки. 3. Распределение видов работ.
4. Выделение предмета исследования. 4. Методы анализа полученных данных. 4. Ответственные.
5. Определение целей.    
6. Постановка задач.    
7. Интерпретация основных понятий.    
8. Развертывание рабочих гипотез.    

 

Глубоко продуманная и грамотно составленная программа исследования является залогом высокого уровня проведения социологического исследования.

Проблемная ситуация - состояние социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием функциональным потребностям его дальнейшего развития.

Это - дисбаланс между существующим и должным.

Описав проблемную ситуацию, формулируем проблему.

Проблема - форма научного отображения проблемной ситуации. С одной стороны она выражает объективное социальное противоречие, с другой - указывает на противоречие между тем, что знает исследователь об объекте и тем, как обстоят дела на самом деле, т. е. получается, что это - знание о незнании.

Может быть сформулирована как выражение необходимости - “ Необходимо собрать информацию... ” или как вопрос: “ Как привлечь покупателей к продукции фирмы?

Цель исследования ориентирует на его конечный результат.

Например: “Получение более глубоких знаний о социально-психологических особенностях взаимоотношений женщин в трудовом коллективе”.

Задачи исследования - это те промежуточные шаги, процедуры, которые ведут к конечному результату.

Объект исследования - это та конкретная область социальной реальности, сфера деятельности, социальная группа, в которой признаки изучаемого противоречия проявляются наиболее полно.

Объект - это носитель проблемной ситуации, т. е. тот фрагмент социальной действительности, на который будет направлен процесс исследования.

В качестве объекта могут выступать: трудовая деятельность людей, трудовой коллектив, студенческая группа, уровень правовых знаний студентов и т. д.

Объект требует полного и точного описания.

Систематический анализ объекта - это процедура представления объекта в качестве аналитически расчлененной системы, включающая в себя:

1) выделение элементов;

2) описание характеристик и функций;

3) взаимосвязь между элементами;

4) описание и объяснение эволюции объекта;

5) выделение факторов, влияющих на объект.

Системный анализ объекта дает возможность:

- уточнить проблемную ситуацию;

- обнаружить факторы, породившие противоречие;

- более четко вычленить предмет;

- создать предпосылки для выдвижения гипотез.

Предмет исследования - это те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают изучаемое противоречие и подлежат непосредственному изучению.

Предмет - одна из сторон объекта.

Пример: объект - коллектив ЦГБ им. Маяковского в Санкт-Петербурге;

предмет: проявление специфики взаимоотношений в женском трудовом коллективе.

Или: объект - студенты;

предмет - отношение к организации и проведению практики.

Интерпретация основных понятий - предполагает точное, всесторонне объяснение их содержания и структуры. Это - выделение узловых точек изучаемой проблемы.

Интерпретация понятий - обязательная процедура социологического исследования.

Она позволяет составить грамотную анкету, каждый вопрос в которой будет измерять нужное свойство изучаемого явления.

Без интерпретации анкета превращается в бесполезный листок с бессистемным подбором вопросов, где много лишнего, а нужного нет.

Этапы интерпретации.

 

1. Теоретическая интерпретация - процесс выявления сущности основных понятий исследования. Процедуры:

- выделение опорных понятий;

- определение их содержания;

- конкретизация опорных понятий через понятия меньшей степени общности;

- уточнение логических связей выделенных понятий.

Используются словари, справочники, специальная литература, логика, здравый смысл, научный багаж, интуиция.

2. Эмпирическая интерпретация -поиск эмпирических понятий, эмпирических индикаторов - элементов и характеристик объекта, которые доступны измерению, наблюдению. это -процедура сведения общих понятий до ясных, элементарных, однозначно трактуемых фрагментов социальной действительности.

Пример: удовлетворенность социально-психологическим климатом Þ уровень конфликтности, взаимоотношения по горизонтали и вертикали, эмоциональные отношения между членами коллективами.

3. Операциональная интерпретация - процедура определения совокупных операций, с помощью которых может быть произведен замер эмпирических признаков изучаемых явлений. Например, удовлетворенность социально-психологическим климатом можно замерить через опрос.

Всем индикаторам присущи различные характеристики, которые в анкете или интервью выступают в качестве вариантов ответов на вопросы. Их расположение в той или иной последовательности образует шкалу измерения. Шкала - измерительная часть инструмента для оценки социальной информации, полученной в результате опроса, наблюдения или анализа документов.

 

Шкалы измерения

           
     
 

 


Номинальная измеряются преимущественно объективные признаки респондентов Ранговые (порядковые) - с их помощью измеримо большинство свойств и признаков социальных объектов. Пример: удовлетворенность социально-психологическим климатом - вполне удовлетворен; - в основном удовлетворен; - не совсем удовлетворен; - не удовлетворен; - не знаю. Интервальные применимы там, где значение можно выразить числом.

 

Гипотезы исследования - научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых фактов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть.

По степени общности предположений различаются

гипотезы-основания (основные, главные);

гипотезы-следствия (детализирующие основную.

Пример: гипотеза-основание - “Большинство населения страны недовольны реформами, проводимыми правительством”

Гипотеза-следствие: “Есть небольшая группа людей, которых вполне устраивают проводимые правительством реформы”.

“Есть группа людей, относящихся к реформам безразлично”.

Обоснование выборки. если объект исследования численно большой, то сплошное исследование его нецелесообразно (Вне зависимости от того, опросим ли мы 600 тысяч или 529 человек, мы получим одинаковую информацию). Выводы о целом можно сделать на основании изучения его части. (Гэллап - суп и ложка).

Генеральная совокупность - объект исследования, который подлежит изучению в пределах программы социологического исследования, все люди изучаемой совокупности.

Выборочная совокупность - представительная часть генеральной совокупности. отобранная с помощью специальных приемов, выступающая в качестве непосредственного объекта изучения.

Основное требование к выборочной совокупности - репрезентативность (представительность), свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной, значимые с точки зрения задач исследования.

Выборка - микромодель генеральной совокупности.

Объем выборки - зависит от:

а) степени однородности генеральной совокупности (чем однороднее, тем меньше объем выборки);

б) необходимой степени точности результатов;

в) числа признаков выборки.

Все это рассчитывается по сложным формулам, но в среднем объем выборочной совокупности должен составлять 10% генеральной совокупности (хотя бы около 100 человек)

Если генеральная совокупность небольшая (курс обучения, факультет), то следует опросить 25%.

Если опрос проводится в рамках группы или коллектива, репрезентативным будет сплошное анкетирование.

Типы выборок:

- простая случайная:

- систематическая;

- серийная;

- гнездовая;

- стратифицированная;

- выборка снежного кома и т. д.

Анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета исследования.

Особое значение для получения достоверной информации с помощью анкетирования имеют:

- композиция анкеты;

- расположение, язык и стиль формулировки вопросов;

- методические указания по заполнению анкеты, а также ее графическое оформление.

Анкета обычно состоит из трех частей - вводной, основной и паспортички.

Вводная часть знакомит респондента с обсуждаемой проблемой. На титульном листе указывается тема опроса, название организации, проводящей опрос, место и время проведения опроса.

На второй странице пишется небольшая по объему инструкция. Ее задача - вызвать у респондента интерес к опросу, сформировать установку на сотрудничество с исследователем, ознакомить с техникой заполнения. Ее стандартная структура:

- сообщение о целях и задачах исследования;

- о важности достоверных и искренних ответов каждого респондента для общих результатов исследования;

- объяснения техники заполнения различных видов вопросов;

- благодарность респонденту за работу.

Основная часть. В начале помещаются наиболее простые вопросы, стимулирующие интерес респондента к опросу, способствующие установлению контакта с ним и обучение технике заполнения анкеты.

Более сложные вопросы, требующие анализа, размышлений, активизации памяти, размещаются в середине анкеты. Последовательность вопросов диктуется логикой раскрытия содержания проблемы исследования: вопросы могут объединяться в блоки по тематическим и проблемным принципам. Желательно такие блоки отделять с помощью специальных вопросов, играющих роль “переключателей внимания”.

К концу работы с анкетой трудность вопросов должна снижаться, т. к. необходимо учитывать утомляемость в процессе заполнения анкеты. Число вопросов в анкете не должно быть чрезмерно большим, т. к. после 45 минут работы внимание резко падает и наступает утомление.

Паспортичка - социально-демографический блок вопросов, касающийся личностных характеристик респондента. Выделение определенного круга показателей зависит от конкретных исследовательских задач.

Анкета завершается словами благодарности респонденту за участие в опросе.

Правильность заполнения анкеты, ее влияние на достоверность результатов необходимо проверить на практике, прежде чем присткпить к полевым исследованиям. Для этого проводится пилотажное или пробное исследование. В учебных целях его достаточно провести в группе из 10 - 15 человек, которых в дальнейшем необходимо исключить из поля исследования.

Основные правила пилотажного опроса:

а) анкету желательно предъявить респонденту в виде формализованного интервью, что дает возможность наблюдать за реакцией на тот или иной вопрос и анкету в целом;

б) понимание вопросов респондентом можно проверить с помощью дополнительных вопросов;

в) соответствие закрытых вопросов проверяется соответствующими вопросами в открытой форме.

Анкета считается технически правильно составленной, если количество отказов от ответа не превышает 10%.

После проведения пилотажного исследования анкета дорабатывается.

Полученные и обработанные данные социологического исследования, сведенные в таблицы или отображенные с помощью графиков, должны представлять собой величины, пригодные для формулировки выводов о характере и сущности изучаемого явления. Для этого необходимо дать полученным материалам всестороннее, четкое объяснение, т. е. интерпретацию. В ходе этого процесса сравниваются итоговые материалы, полученные с помощью различных методов социологического исследования, эти данные соотносятся на только между собой, но и со знаниями исследователя. В результате интерпретации и связанного с нею анализа проверяются гипотезы, после этого можно переходить к формулировке выводов и рекомендаций.

Заключительная часть социологического исследования - это оформление его результатов. Важнейшим документом исследования является отчет, который имеет как теоретическое, так и практическое значение. Даже прикладное исследование дает фактический материал, иллюстрирующий ту или иную социологическую теорию. В отчете наглядно проявляется тесная взаимосвязь теории и практики, в нем должны содержаться как теоретические, так и практические рекомендации.

Прямая линия. Способы графического задания прямой линии.


Прямая линия - одно из основных понятий геометрии. При систематическом изложении геометрии прямая линия обычно принимается за одно из исходных понятий, которое лишь косвенным образом определяется аксиомами геометрии. Если основой построения геометрии служит понятие расстояния между двумя точками пространства, то прямую линию можно определить как линию, вдоль которой расстояние между двумя точками является кратчайшим.

Прямая линия в линейной алгебре - линия первого порядка. Общее уравнение прямой:

А х В у С =0,

где А, В и С - любые постоянные.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2. Прикладное социологическое исследование | Лекция 2. Чтобы вычислить степень mn, где m – элемент некоторого кольца, а n – натуральное число, достаточно выполнить не более 2[log2n] умножений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.