КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Количество преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств постоянно растет не только в нашей стране
Количество преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств постоянно растет не только в нашей стране, но и во всем мире. Нередко последствиями таких преступлений является смерть человека, при этом причиняется огромный материальный, моральный и физический вред гражданам, организациям, предприятиям и т.п. Поэтому борьба с преступлениями рассматриваемой категории составляет одну из наиболее важных и актуальных задач органов внутренних дел.
Вопрос № 1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений. Обстоятельства, подлежащие установлению
Криминалистическая характеристика ДТПво многом определяется тем, что они относятся к разрядунеумышленных, неосторожных преступлений. В качестве ее элементов можно выделить следующие: - обстановка совершения ДТП; - механизм совершения ДТП; - характер типичных материальных следов на месте ДТП; - сведения о личности нарушившего правила безопасности движения водителя; - основные причины ДТП. Обстановкасовершения ДТПопределяется тем, что большинство их происходит в городах, где развита транспортная система, интенсивное пешеходное движение. В сельской местности происшествий совершается в 5 раз меньше, чем в городах. Причем, в городах значительное большинство происшествий совершается на перегонах улиц и около четверти - на перекрестках и площадях, подавляющее большинство ДТП связано с нарушением правил безопасности, дорожного движения водителями. Правовая оценка действий водителя, связана с оценкой дорожной обстановки, которая включает в себя комплекс сведений о дорожных условиях, типе и состоянии, дорожного покрытия, ширине проезжей части, ее освещенности и состоянии средств регулирования дорожного движения. Механизм совершения ДТПподразделяют на следующие виды; столкновение двух и более движущихся транспортных средств; наезды на пешеходов, стоящие транспортные средства, велосипедистов, т.е. на любое препятствие; опрокидывание; выпадение пассажиров и т.д. Наезды на пешеходов и столкновения транспортных средств в большей степени присущи городам, в то время как в сельской местности чаще происходят опрокидывания и наезды на препятствия. Последние часто обусловлены слабым контролем за техническим состоянием транспортных средств и: обусловленными им неисправностями. По характеру типичных материальных следов на месте происшествия можно предположительно определить вид ДТП, установить участвовавшие транспортные средства и водителя, по вине которого оно произошло. Так для: наезда на пешеходов характерны следы: крови на проезжей части и деталях транспортного средства, неглубокие повреждения частей кузова (крыльев, капота). При столкновении, транспортных средств наблюдаются обширные и глубокие деформации металлических и разломы деревянных частей, множество осколков стекла, частиц краски, грязи и снега, отделяющихся от нижних частей транспортных средств. Находящиеся в транспортных средствах люди получают характерные телесные повреждения, по которым можно судить, кто из них находился за рулем, а кто на месте пассажира. Для опрокидывания характерны большой протяженности следы торможения или заноса, повреждения боковых частей и крыши кузова, для: наезда на препятствия значительные разрушения передней части транспортного средства. При изучении личностинарушившего правила безопасности движения, водителя, важно установить его профессиональные качества (стаж работы водителем, уровень подготовки, опыт вождения), а также наличие заболевании, оказывающих влияние на безопасное вождение, степень утомления к моменту ДТП, наличие алкогольного опьянения. Дорожно-транспортные происшествия совершаются вследствие как объективных, так и субъективных причин. К основным причинам ДТП следует отнести: недисциплинированность водителей и пешеходов, пренебрегающих правилами дорожного движения - переоценка своих способностей, неучет конкретных дорожных условии и т.д.; несоблюдениеводителями безопасной дистанции или: очередности проезда; переход пешеходами проезжей части в неустановленномместе, передблизко идущим транспортным средством, неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящих транспортных средств, сооружений, переходпроезжей части при запрещающем сигнале светофора В зависимости от наступивших вредных последствий лица, виновные вДТП, могут быть привлечены к уголовной, административной илидисциплинарной ответственности, В УК РФ данный состав преступления, как уже отмечалось выше, охватывается ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатациитранспортных, средств». Чтобы признать дорожно-транспортное происшествие преступлением,преждевсего должны быть выявлены и доказаны следующие обстоятельства: - нарушение правил безопасности дорожного движения и эксплуатациимеханического транспортногосредства водителем, - наступление общественно опасных последствий, предусмотренных уголовным законодательством: наличие причинно-следственнойсвязи междунарушением безопасности дорожного движения и эксплуатации механического транспортного средства водителем и наступившимипоследствиями. В процессе расследования ДТП следователю необходимо также установить: - факт и характер совершения ДТП (преступление, несчастный случай, стихийное бедствие) и его последствия; - место, время идругие обстоятельства ДТП; - виновность водителя в нарушении правилдорожного движения; - причинная связь между нарушением правилдорожного движения и наступившими последствиями; - механизм ДТП; - наличие отягчающих либо смягчающихвину водителя обстоятельств - характер и размер ущерба (в том числе количество пострадавших и степень тяжести вреда, здоровью); - обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. При расследовании ДТП необходимо учитывать,что они являются неожиданными для их участников, очевидцев, и очень быстротечными, а это отрицательно отражается, на полноте и точности восприятиянаблюдаемого события. Усложняетрасследование и то обстоятельство, что в связи с необходимостью быстро восстановить прерванное в результате ДТП движение сотрудники дорожно-патрульнойслужбы (первыми прибывшие на место происшествия, иногда еще до приезда следственно-оперативной группы изменяют обстановку на проезжей части, передвигая поврежденные транспортные средства, и т.п.) Таким образом, нами рассмотрены основные элементы криминалистической характеристики дорожно-транспортных преступлений, а также обстоятельства, подлежащие установлению, т. е. составляющие предмет доказывания по делам данной категории.
Вопрос №2. Организация первоначального этапа расследования Период, именуемый стадией возбуждения уголовного дела, имеет, как правило, определяющее значение для качественной работы по факту дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Этот период начинается с получения сообщения о ДТП и завершается решением о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Основные действия, которые должны быть осуществлены в этот период, направляются на то, чтобы: убедиться в том, что дорожно-транспортное происшествие действительно имело место, имеются потерпевшие либо причинен крупный ущерб; - выяснить, где находятся участвовавшие в ДТП транспортные средства, я принять меры, исключающие их перемещение; - получить сведения о водителях и обеспечить их нахождение на месте ДТП до прибытия следственно-оперативной группы; - в случае если транспортное средство или водитель - участник ДТП скрылись, принять меры к их розыску по горячим, следам. После сообщения о ДТП необходимо обеспечить сохранение обстановки на месте происшествия, сложившейся после ДТП (транспортных средств, следов торможения, отделившихся деталей транспортных средств и выпавшего груза, принадлежащих потерпевшим предметов и т. д.), принять меры к выявлению очевидцев и других, лиц, показания которых позволяют установить обстоятельства ДТП; провести освидетельствование водителей, участвовавших в ДТП, чтобы установить, употребляли ли они алкогольные напитки или наркотические средства. Наконец, нужно обеспечить максимально быстрый выезд на место ДТП следственно-оперативной группы. Следует помнить, что успех розыска, водителя, скрывшегося: с места дорожно-транспортного происшествия, зависит от полноты и правильности полученной от очевидцев происшествия информации и осмотра места происшествия, определить приметы скрывшегося, водителя, по возможности точно зафиксировать парку, модель, номерной знак транспортного средства, особо выделив наличие характерных, примет (вмятины, дополнительные фары, отделка кузова и салона, украшения и т.д.), тип и цвет кузова, наличие груза и его характер. После этого требуется оценить полученную информацию последующим позициям: 1. Время, прошедшее с момента совершения преступления до поступления сообщения в дежурную часть, - вводить или не вводить мероприятия по плану «Перехват» 2. Место совершения преступления и возможные пути движения: разыскиваемого транспортного средства; 3. Возможные действия водителя, находящегося за рулем. 4. Наличие сил и средств органа внутренних дел, имеющихся в направлении вероятного движения разыскиваемого транспортного средства, их способность немедленно включиться в проведение поисковых и заградительных мероприятий по «горячим следам». Это необходимо для того, чтобы четко определить расстояние, на которое могло удалиться транспортное средство от места происшествия, а также какими силами и средствами располагает орган внутренних дел для немедленного розыска по горячим следам, обнаружения, преследования и задержания разыскиваемого транспортного средства. Приведенный перечень не является исчерпывающим и не устанавливает последовательность первоочередных мер, а тем более всех оперативных и следственных действий в период проверки, по результатам которой будет решен вопрос о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении уголовного дела. Здесь кратко остановимся на некоторых принципиальных положениях, связанных именно с рассматриваемой процессуальной стадией. Кто должен руководить проведением перечисленных неотложных мер и непосредственно осуществлять их? Разумеется, самым оптимальным было бы возложить все на следователя, однако это далеко не всегда реальный вариант. Кроме того, усилий одного только следователя даже при надлежащей помощи со стороны сотрудников ГИБДД и других органов дознания может оказаться недостаточно. Начальным звеном в цепочке лиц, которые будут вовлечены в проведение необходимых действий по факту ДТП, как правило, оказывается сотрудник, к которому поступает сообщение. Он извещает о случившемся дежурного по органу, первым прибывает на место ДТП и организует охрану места происшествия, выявление свидетелей, оказание помощи потерпевшим и т. д. Объем осуществляемой им работы будет напрямую зависеть от оперативности и слаженных действий дежурного, руководителя, органа дознания, следователя. На полноту собранных по делу фактических данных решающее влияние будет также оказывать фактор времени, От того, насколько быстро и в достаточном объеме будут собраны фактические данные, будет в свою очередь зависеть обоснованность принимаемого решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении. Но ДТП с особо тяжкими последствиями (причинение смерти одному или нескольким лицам) нужно безотлагательно возбуждать уголовные дела и проводить расследование. В конце концов, речь идет о насильственной смерти и о гарантиях органов, государственной власти по объективному и всестороннему исследованию причин, ее наступления. Проводить расследование в данных случаях следует всегда, даже если на первый взгляд предварительные данные свидетельствуют об отсутствии признаков преступления. Одним из обстоятельств, влекущих в условиях ДТП возбуждение уголовного дела, следует считать нахождение водителя – участника ДТП в состоянии, опьянения. Сам по себе этот факт не предполагает однозначно наличие причинной связи данного нарушения, с наступившими последствиями. Возможно, что в дальнейшем, уголовное дело будет прекращено. Вместе с тем проведение расследования и получение доказательств позволит обосновать виновность или невиновность такого водителя и предупредить возможные жалобы со стороны потерпевшего или его родственников. Немаловажным является и то обстоятельство, что затягивание вопроса о возбуждении уголовного дела неизбежно влечет проведение повторных действий, например, вызовы для допроса в качестве свидетелей лиц, у которых ранее брали объяснения. К тому же запоздалое проведение некоторых процессуальных действий, например, допросы свидетелей по фактам, которые стерлись в их памяти, не дает возможности получить объективную картину происшествия. На первоначальном этапе расследования ДТП складываются такие типичные следственные ситуации: 1. К моменту прибытия следственно-оперативной группы на месте происшествия находятся все участники события, транспортные средства, свидетели-очевидцы, либо если их по каким-то причинам на месте происшествия не оказалось (например, в связи с доставлением в лечебное учреждение), имеются достоверные сведения о них. 2. Водитель, участвовавший в происшествии, скрылся, оставив на месте события транспортное средство, и личность его неизвестна. 3. Водитель скрылся с места дорожно-транспортного происшествия вместе с транспортным средством. Первая ситуация является самой распространенной и возникает в основном при столкновении транспортных средств. Она позволяет получить обширную информацию об обстоятельствах происшествия. От ее участников, осмотра места, происшествия и транспортного средства. Характер имеющейся информации в значительной мере определяет вид и последовательность следственных действий по разрешению ситуации: осмотр места происшествия; допрос свидетелей-очевидцев, потерпевшего, водителя; освидетельствование водителя и потерпевшего, назначение судебно-медицинской экспертизы. Во второй и третьей следственных ситуациях информацию о скрывшемся с места происшествия транспортномсредстве и его водителе получают как при осмотре места происшествия, так и впроцессе допросов свидетелей и. потерпевших. Если в ходе осмотра места происшествия установлено, что транспортное средство получило повреждение, которое не позволит ему далеко уехать, то в целях его розыска должна быть осмотрена прилегающая к месту происшествия территория. В тех случаях,когда на месте происшествия обнаружен рассыпанный груз, иногда можно предположить, где он был погружен на транспортное средство. Установив место погрузки,следует выяснить, кто в день происшествия, получал такой груз, на какихтранспортных средствах он перевозился. Если на месте происшествия обнаружены следы колес скрывшегося транспортного средства, по ним определяют его тип и модель. Затем с помощьюучетов устанавливают, в каких организациях имеютсятакие транспортные средства, ипроверяют, где находилось каждое из них в день происшествия, Если возникло предположение, что транспортное средство причастно к ДТП, тооно должно быть осмотрено. При наличии у следователя сведений о номерном знаке или его части, а также о типе транспортногосредства по учетам ГИБДД (система «Автопоиск») устанавливают, кому оно принадлежит иадрес стоянки. После выяснения, этих данных необходимо выехатькместу стоянки для осмотра транспортного средства. В целях розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, сразу же после обнаружения последствий ДТП об этом, случае информируют все посты ДОС, сообщают выявленные приметы транспортного средства и указывают предполагаемые повреждения. Обнаруженное по указанным приметам, транспортное средство должно быть немедленно осмотрено. В тех случаях, когда имеются сведения о транспортномсредстве, через ГИБДЦ можноустановить, кому оно принадлежит. Если, транспортное средство принадлежит конкретной государственной организации, выясняют, кто в день происшествия работал на этом транспортном средстве в качестве водителя. Если же транспортное средство принадлежит: гражданам на правах личной собственности, то следователь вправе предположить, что управлял им его владелец. Однако доказать, что в момент происшествия управлял: транспортным средством именно этот водитель, не всегда просто. Иногда с крывшийсяоставляет где-либо свое транспортное средство, а затем заявляет в милицию об угоне. Доказать причастность данного водителя к ДТП можно либо путем предъявления его для опознания свидетелям, либо используя результаты, дактилоскопической экспертизы, если она дала заключение, что следы рук на рулевом колесе или рычагах оставлены, одним человеком, а именно водителем, образцы отпечатков пальцев рук которого представлены на экспертизу. Таким образом, нами рассмотрены основные действия, которые должны быть осуществлены на стадии возбуждения уголовного дела по делам о ДТП, а также типичные следственные ситуации, на первоначальном этапе расследования от которых зависит последовательность проведения следственных действий.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |