Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 3. Тактика отдельных следственных действий, назначения и производства судебных экспертиз




 

Осмотр места происшествия. По прибытии на место происшествия следователю нужно визуально ознакомиться с обстановкой места происшествия, составить общее представление о случившемся, определить методы проведения осмотра места происшествия и места вероятного нахождения различных; следов преступного деяния, наметить примерные границы осмотра.

Перед началом осмотра следует провести ряд организационных и подготовительных мероприятий:

1) обеспечить безопасность лиц, участвующих в осмотре;

2) принять необходимые меры по сохранению имеющихся следов

преступления, в первую очередь – при плохих погодных условиях (осадки, туман, ветер и т. д.);

3) удалить с места происшествия посторонних, предварительно установив среди них лиц, которые могут своими свидетельскими показаниями оказать помощь в раскрытии и расследовании дорожно-транспортного преступления;

4) провести краткий опрос потерпевшего, свидетелей, а также тех работников полиции, которые прибыли на место происшествия раньше следственно-оперативной группы;

5) обеспечить сохранность расположения предметов до начала осмотра;

6) на основании результатов, полученных, при опросе потерпевших, свидетелей, в ходе визуального осмотра места происшествия: следователь при необходимости должен дать задания членам следственно-оперативной группы о проведении ими определенных действий или розыскных мероприятий.

В случаях, не терпящих отлагательства, когда следы могут быть утеряны из-за погодных или иных условии, осмотр проводится, но возможности, одновременно с вышеназванными мероприятиями.

Изучение обстановки на месте совершения дорожного события позволяет понять следователю сущность происшедшего, получить необходимую доказательственную информацию о виде, характере и обстоятельствах совершения конкретного ДТП, значительно облегчает реконструкцию всего события от момента возникновения опасной обстановки до конечного расположения транспортных средств и людей.

Рассмотрим более подробно первоначальный этап расследования, в типичной следственной ситуации, когда водитель и транспортное средство к моменту прибытия следственно-оперативной группы находятся на месте происшествия.

Первоначальная информация нередко бывает краткой и неконкретной, Из сообщения о ДТП обычно узнают лишь о времени и месте совершения происшествия. По этому вопрос о возбуждении уголовного дела, решается, как правило, после осмотра места происшествия. При осмотре места ДТП. в состав следственно-оперативной группы, кроме следователя, также должны входить: специалист-криминалист, специалист-автотехник (им может быть госавтоинспектор), участковый инспектор, судебно-медицинский эксперт (при наличии трупа).

Необходимо тщательно зафиксировать расположение машин, следы их движения и торможения, а также волочения, траекторию и характер этих, следов, предметы, находящиеся на участке местности, где произошло ДТП (отделившиеся, детали машин, осколки стекол, пятна, различной, жидкости, осыпавшееся частицы грунта, следы ног человека, повреждения: и различные следы на транспортных средствах), так как по этим данным можно восстановить многие обстоятельства дорожного события.

Фиксация обстановки на месте происшествия должна, производиться как можно быстрее. Всякая остановка движения нарушает его порядок, способствует образованию заторов и задержек. Иногда автомобиль, участвующий в дорожном событии, и оставшийся на месте происшествия, затрудняет движение, создает дополнительную аварийную обстановку.

Для оказания помощи лицам, находящимся в машине, ее нередко приходится переворачивать, выламывать двери, разбивать стекла и т. п. Все это приводит к тому, что к моменту прибытия следственно-оперативной группы обстановка места дорожного события претерпевает серьезные изменения, а это серьезно осложняет реконструкцию дорожного события.

Кроме того, срочность проведения осмотра, места, происшествия обусловлена, тем, что заинтересованные лица умышленно могут изменить обстановку на месте ДТП, а очевидцы происшествия, не дождавшись работников полиции, покинуть его. Да и виновный' водитель может покинуть место ДТП.

Практикой выработана определенная последовательность осмотра места ДТП. Осмотр начинают с выявления и фиксации быстро исчезающих следов на автомобилях, на покрытии дороги после дождя или на подтаивающем снегу. Необходимо описать размеры следов и характер их образования, замерить расстояние от следов до бордюра тротуара или обочины дороги и сфотографировать их. Затем производят ориентирующую и обзорную фотосъемку, при необходимости – узловую и детальную.

В ходе осмотра, знакомясь с местностью, следователь получает представление о характере дороги, профиле, типе и состоянии покрытия проезжей части.

Устанавливается также наличие обочин, кюветов, тротуаров, кустарников, деревьев, дорожных знаков, светофоров, остановок общественного транспорта, разметки проезжей части и т. д. Необходимо зафиксировать расположение причастных к происшествию транспортных средств, иных объектов, потерпевших относительно друг друга и каких-то постоянных ориентиров (перекресток, угол дома, дорожный знак и т. д.).

Первостепенное значение для раскрытия ДТП имеет установление места столкновения транспортных средств или наезда на пешехода. Это удается сделать путем опроса водителей, потерпевших (если они в состоянии дать показания), очевидцев происшествия, а также при анализе различных выявленных следов совершенного ДТП.

Осмотр места происшествия не следует ограничивать только площадью, на которой произошло ДТП и расположены основные объекты дорожной обстановки. Необходимо расширить границы осмотра и охватить те участки дороги, где находился транспорт во время, предшествующее появлению в обстановке дорожного движения факторов, повлиявших на конечный результат.

Так как границы осмотра сразу установить трудно, вначале рекомендуется осмотреть те места, где находятся основные объекты происшествия: автомобиль, потерпевшие, наиболее выраженные их следы. Затем, двигаясь в направлении, обратном движению автомобиля (или в направлении, соответствующем движению скрывшейся с места происшествия: автомашины), следует осмотреть обочины, тротуары и прилегающие участка.

Если виновник происшествия скрылся на своей автомашине, расследование надо начинать с допросов потерпевших и. свидетелей-очевидцев, а когда из их показаний установлено место, где произошло

данное событие, проводится осмотр места происшествия. При этом наряду со следственным действием проводят оперативно-розыскные мероприятия, направленные на розыск водителя. Предварительное исследование следов на месте происшествия носит розыскной характер. Во время осмотра места происшествия принимают меры к обнаружению следов, по которым можно определить марку и вид транспортного средства (следы протекторов шин, частицы краски и осколки стекол, отделившиеся яри ударе о препятствие, и т.д.). Необходимо также осмотреть участок дороги по ходу движения скрывшегося автомобиля, так как следы масел, различных жидкостей указывают на то, что машина имеет повреждения и может проследовать ограниченное расстояние.

В тех случаях, когда с места происшествия скрылось лицо, управлявшее транспортным средством, нужно установить и зафиксировать следы, которые позже могут быть использованы для установления и идентификации личности. Так, следы пальцев остаются на рулевом колесе, органах управления, дверных ручках; на полу кабины могут быть обнаружены грунт (от обуви), окурки, коробки спичек, пачки из-под папирос и т. д. Кроме того, на сиденье, особенно на ковре, могут быть обнаружены микроследы.

Если ДТП произошло со смертельным исходом, то на месте происшествия осматривается труп (по общим тактическим правилам осмотра трупов на месте происшествия). Однако при расследовании ДТП имеются свои особенности. На трупе могут быть выявлены повреждения, характерные для такого рода происшествий: обширные ссадины, скальпированные раны, большое количество кровоподтеков, многочисленные переломы костей. На одежде и теле могут быть обнаружены следы транспортного средства: отпечатки шип, частицы краски, пятна масел, осколки разбитых фар и пр.

Несоответствие характера наблюдаемых ран на теле человека количеству крови на месте его обнаружения, различия в образцах, грунта, изъятых с обуви пострадавшего, и грунта окружающей местности могут служить основанием для выдвижения и иных версий, в том числе об инсценировке происшествия.

В процессе осмотра места происшествия, необходимо осматривать и транспортные средства (если они остались на месте ДТП).

Осмотр автомашины начинают с передней части, где могут быть обнаружены следы наезда (например, вмятины, царапины, следы крови, волосы, следы руле потерпевшего, микроследы с его одежды, разбитые и поврежденные стекла фар и других сигнальных приборов). Затем осматривают правую и левую стороны, при этом особое внимание обращают на выступающие части автомашины. Если произошел переезд потерпевшего, то следы наезда надо искать снизу автомашины (на протекторах колес, карданном вале, тягах управления и: других выступах нижней части автомашины).

Кроме этого, проверяют техническое состояние автомобиля: положение рычагов управления, состояние счетчика пройденного пути, количество топлива в баке, наличие и способ закрепления груза и т. д.

Допрос свидетелей.В некоторых случаях свидетельские показания являются единственным источником сведений, об обстоятельствах ДТП Определяющее значение имеет своевременность проведения этого следственного действия. Практика показывает, что зрительная информация механизма ДТП, воспринятая допрашиваемыми, нередко искажается как по объективным, так и по субъективным причинам. В числе объективных причин основное значение имеет быстротечность события ДТП Субъективные же причины связаны с разными обстоятельствами личного характера: воздействие родственников виновного, общих с ним знакомых на допрашиваемого и др.

В процессе допроса должна быть получена исчерпывающая информация об обстоятельствах, динамике и механизме ДТП, Одной из наиболее распространенных ошибок является пассивная форма допроса, когда следователь просит очевидцев происшествия рассказать все, что им известно, контролируя его уже имеющимися сведениями и не разделяя увиденное лично и услышанное, а нередко додуманное свидетелем. В результате на заключительном этапе допроса выясняется, что свидетель находился в момент происшествия в месте, откуда он не имел возможности наблюдать движение участников ДТП и сам момент столкновения или наезда, а излагал то, что услышал от других, лиц, или же сложившуюся, у него версию.

Выяснению подлежит обстановка, предшествовавшая ДТП, в момент ДТП и после него, в том числе следующие обстоятельства, которые характеризуют механизм преступления:

- движение транспортного средства при его приближении к месту ДТП. Характер движения пострадавшего: направление, темп, делал ли он остановки; место наезда, столкновения; частями столкнулись транспортные средства; какой частью был сбит пешеход, в каком положении находилось его тело в момент первоначального контакта с автомобилем;

-поведение водителя до происшествия: ли торможение, каким оно было по характеру, подавал ли звуковые, световые сигналы; принимал ли меры к избежанию ДТП и какие, по какой стороне дороги вел автомобиль, с какой скоростью и т.д.;

- поведение водителя после происшествия: останавливался, выходил из автомобиля, оказывал ли помощь потерпевшему, осматривал ли автомобиль, что говорил о происшедшем, под каким предлогом уехал с места происшествия;

-состояние водителя: трезв ли, имел ли телесные повреждения, его приметы. Уточняются также обстоятельства, относящиеся к условиям восприятия события преступления свидетелем:

- освещение транспортного средства и проезжей: части;

- видимость и обзор в направлении движения;

- атмосферные условия.

При допросе свидетелей, не являвшихся очевидцами происшествия, выясняются обстоятельства, которые, по предположению допрашивающего, могут быть им известны и иметь значение для раскрытия преступления. Такими свидетелями могут быть работники лечебных учреждений, автохозяйств, дорожных служб. Содержание их допросов зависит от обстоятельств, подлежащих выяснению по конкретному делу.

При допросе свидетелей необходимо учитывать, что автотранспортные происшествия происходят неожиданно и скоротечно. Кроме того, внимание очевидцев, как правило, акцентировано не на обстоятельствах, приведших к последствиям, а на последствиях: потерпевшем, поврежденном транспортном средстве. К тому же свидетели могут не обладать достаточными специальными познаниями, необходимыми для того, чтобы исчерпывающе ответить на задаваемые вопросы. Целесообразно, чтобы при допросе свидетель сам составил схему места происшествия и воспроизвел на ней дорожную обстановку. Схема должна быть удостоверена подписью допрашиваемого и приобщена к делу в качестве приложения к протоколу допроса, о чем делается отметка.

Учитывая заинтересованность водителя в исходе расследования, к его допросу необходимо готовиться особенно тщательно: знать содержание документов, относящихся к техническому состоянию автомобиля, обстоятельства выезда автомобиля в рейс, а также график работы водителя, иметь сведения о квалификации, стаже работы и т.д. При допросе водителя выясняются его личность, состояние транспортного средства, обстоятельства происшествия, его действия после происшествия подлежат установлению время выезда из гаража, время происшествия, состояние здоровья водителя, в частности, не страдает ли он дальтонизмом, близорукость», не заснул ли за, рулем, употреблял ли алкоголь 'или наркотики и в каком количестве. Необходимо также выяснить техническое состояние автомобиля: если был неисправен, то уточнить время возникновения неисправности и: мнение водителя о причинной связи неисправности с происшествием. В процессе допроса следует определить, что делал водитель для избежания наступления опасных, последствий; оказывал ли помощь потерпевшим, если нет, то почему; по какой причине он скрылся с места происшествия; принимал ли меры к сокрытию следов технических повреждений, и какие.

Следственныйэксперимент. При расследовании ДТП - важное значение имеет установление фактических обстоятельств события: скорости и траектории движения транспортных средств и других объектов, расстояний между транспортным средством и препятствием в момент возникновения опасности для движения, расположения транспортных средств на проезжей части в момент столкновения или видимости с места водителя: и т.д.

Сведения о механизме ДТП метут быть получены при допросах участников и очевидцев происшествия. Однако в большинстве случаев вследствие особенностей зрительных анализаторов человека и скоротечности события люди, его наблюдавшие, не могут дать количественную характеристику механизму ДТП (точно указать скорость и расстояния), а если и называют какие-либо величины на основе собственной визуальной их оценки, то допускают значительные ошибки.

Нельзя не учитывать и возможность умышленного искажения: картины события участниками происшествия, заинтересованными в исходе дела. Некоторые водители, чтобы избежать уголовной ответственности, например, значительно занижают расстояние, на котором находилось транспортное средство от пешехода в момент появления его на проезжей части.

В ходе подготовки к следственному эксперименту должны быть решены следующие вопросы:

1. Возможна ли безопасная реконструкция условий, близких тем, в которых произошло ДТП?

2. Какие мероприятия требуется осуществить для подготовки эксперимента?

3. Возможно ли в результате эксперимента получить необходимые следствию данные?

Любой следственный эксперимент должен проводиться в условиях, максимально приближенных к условиям ДТП, по возможности непосредственно на месте происшествия. Если обстановка изменилась, можно провести эксперимент на другом участке дорога, который по своим характеристикам не отличается существенно от участка, где (произошло ДТП).

Количество и состав участников эксперимента определяются следователем исходя из условий его проведения. Это лица, предусмотренные УПК, а также лица, обеспечивающие безопасность проведения эксперимента.

Транспортное средство, участвовавшее в. ДТП, нередко получает значительные повреждения. В этих случаях его необходимо заменить однотипным.

При реконструкции дорожной обстановки в случаях наезда на лежащего на дороге человека, на манекене должна быть одежда, аналогичная по виду и цвету той, в которую был одет пострадавший.

Наиболее типичными ситуациями, уяснение которых возможно посредством проведения эксперимента, являются:

- обзорность и видимость с места водителя окружающей обстановки и, в частности, наличие у водителя возможности видеть появление пешехода, препятствия, или иной опасности в реальных, условиях движения, определение расстояния, на котором

- определение скорости транспортного средства или пешехода и времени, отведенного им фактическими условиями дня предупреждения столкновения или наезда;

- выявление возможности «ослепления» водителя светом фар встречного транспортного средства или иным Источником света;

- определение возможности самопроизвольного движения транспортного средства под уклон, оставленного водителем на стояночном тормозе, на включенной передаче или без принятых мер предосторожности;

- установление видимости или распознания, дорожных знаков либо других средств, предупреждающих о приближении к опасному месту, в условиях, аналогичных тал, которые были в момент происшествия;

- выявление зовы и возможности опасности при движении

транспортного средства задним ходом.

Возможны и другие ситуации, когда проведение следственного эксперимента позволит получить, объективные данные о действиях водителя перед ДТП и о механизме происшествия.

При проведении эксперимента и фиксации его результатов следует применять современные технические средства, например, портативный скоростемер, фото- и видеоаппаратуру, приборы ночного видения и др.

Уголовно-процессуальное законодательство позволяет следователю привлекать к производству отдельных следственных действий лиц, обладающих специальными познаниями и не заинтересованных в исходе дела.

Но делам о ДТП специалисты обычно участвуют в осмотрах, места происшествия, транспортных средств и одежды потерпевших. К участию в производстве других следственных действий (освидетельствования, эксперименты, допросы и др.) они значительно реже.

Что касается особенностей уголовных дел, по который возникает необходимость привлечения специалистов, то в основном это дана о ДТП со скрывшимися транспортными, средствами, оставленными на месте происшествия следами этих транспортных средств, следами на одежде потерпевших и т.д.

Наличие в системе органов внутренних дел подразделений ГИБДД позволяет следователю не прибегать к приглашению специалиста-автотехника «со стороны». Решение всех вопросов, где могут потребоваться соответствующие познания, полностью могут обеспечить сотрудники ГИБДД. Редко привлекаются к расследованию ДТП специалисты-криминалисты, хотя их познания в обеспечении розыска и последующей идентификации транспортных средств могут оказать иногда решающую помощь. Отслоение от транспортных средств, оставшиеся на месте происшествия, следы от одежды и тела пострадавшего, образовавшиеся на транспортном средстве, повреждения одежды потерпевшего - все это при исследовании

специалистом-криминалистом может способствовать получению неопровержимых, доказательств и привлечению виновных лиц к уголовной ответственности.

Весьма результативной может оказаться и помощь специалистов-медиков в определении признаков алкогольного опьянения, наркотического или токсикоманического опьянения, функционального состояния участников ДТП. Их познания дают также возможность, в частности, по обнаруженным на трупе повреждениям установить, в какую часть тела и деталями транспортного средства был нанесен удар, какой продолжительностью в момент наезда быта скорость автомобиля, и т.п.

Завершая рассмотрение данного вопроса, следует отметить, что вышеназванные следственные действия по делам о ДТП являются основными, вместе с тем в ходе могут производиться и другие следственные действия, в частности, допросы подозреваемых, обвиняемых: очные ставки, предъявление для опознания и другие, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.