Гоббс категорически отвергает душу как особую сущность. Человек определяется им как телесное существо. Опровергается дуализм Декарта, наличие самостоятельной мыслящей субстанции. Все психические функции - проявление деятельности тела. Они включены в общие законы мира, подчиняются им, представляя по своей природе разновидность движения - особое внутреннее состояние движущейся материи. Ощущение - итог воздействия движущегося объекта на чувствующего субъекта, который, в свою очередь, реагирует движением, и из него возникает образ или представление. Движениями являются также чувства удовольствия, боли, стремления, желания, любви, ненависти, а также воля. Гоббс решительно выступал против теории врожденных идей Декарта, якобы существующих в душе до всякого опыта и независимо от него. Декартовому рационализму он противопоставляет эмпиризм в его сенсуалистическом варианте. Начало познания он видит в чувственном опыте, в ощущении, источник которого - материальный мир. "Нет ни одного понятия в уме, которого не было бы порождено первоначально чувствами или ощущениями", - писал он. Подчеркивается, что причины чувств - "внешние тела, или предмет". Гоббс утверждает, что материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. Ощущение - момент перехода внешних движений во внутренние. Все другие психические явления производны от ощущений. По закону инерции из ощущений возникают представления ("ослабленные следы"), образующие, в свою очередь, цепи мыслей, следующие друг за другом в том же порядке, в каком появляются ощущения. По сути, речь идет об ассоциативных процессах. Однако в отличие от Декарта, Спинозы и Лейбница, определявших ассоциации как низшую форму познания и отдававших приоритет связям, осуществляемым под контролем разума и воли, Гоббс провозглашает ассоциацию в качестве универсального закона психологии. Механизм ассоциации положен им в основу всей психической жизни, включая ее высшие проявления - рациональное познание и произвольное действие. При этом им выделялся только один вид ассоциаций - механическое сцепление психических элементов по смежности. Такой взгляд на механизмы психической деятельности у Гоббса объясняется механически-детерминистическим характером его воззрений. Гоббс развивает далее учение о рефлексе, но, в отличие от Декарта, описывает рефлекторный акт не как сенсо-моторный, а как сенсо-сенсорный процесс. Разум он определяет как продукт ассоциации, имеющий своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром, т.е. опыт. Природа ума трактуется им механистически и сводится к операциям сложения и вычитания наименований. Рассуждать, по Гоббсу, - значит производить вычисления, считать. "Под рассуждением я подразумеваю исчисление. Вычислять - значит находить сумму складываемых вещей или определить остаток при вычитании чего-либо из другого. Следовательно, рассуждать - значит то же самое, что складывать и вычитать". В качестве примера мыслительных актов выступают следующие рассуждения: а) "человек = живое существо + разумное"; б) "живое существо = человек - разумное". Ум выступает как своеобразная счетная машина и тем самым предвосхищается кибернетический подход. Гоббс отвергает свободу, доказывая, что движение и его последствия жестко все предопределяют: "Свобода воли или желания не присутствует в человеке больше, чем у других живых существ… Желанию предшествует собственная причина этого желания…" Свобода не может быть не связана с необходимостью; это - добровольное следование необходимости. Благо - это предмет стремления человека; зло - то, чего человек избегает. Моральные ценности, по сути, отвергаются и заменяются прагматическими мотивами. Человек, согласно Гоббсу, по природе эгоистичен, руководствуется своими индивидуальными интересами.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление