Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства преодоления коммуникативных барьеров

Эмоции в переговорах. Стили ведения переговоров.

ТЕМА 5. Теория переговоров

5. 1. Понятие «коммуникативные барьеры.

5. 4. Конфликт и конфликтная ситуация: основные понятия.

5. 1. Понятие «коммуникативные барьеры»

В свое время Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения». Без преувеличения, навык эффективного общения с людьми – один из самых главных факторов успеха в любой сфере современной жизни.

Коммуникация — явление сложное, многогранное и многоэлементное. Именно структура помогает понять простой механизм коммуникации, разложить все знания в области общения по полочкам и переносить их на любые личностные и деловые коммуникационные ситуации.

Межличностные коммуникации — это коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения. В условиях человеческой коммуникации на пути получения информации появляются различные барьеры.

Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее. Одно из глубочайших заблуждений состоит в том, что люди думают, будто достаточно высказать свою мысль, чтобы другие должным образом ее восприняли. В основе такого заблуждения лежит предположение, согласно которому переданное сообщение достигает своего адресата без каких-либо изменений. В действительности часто получается не так: одни говорят одно, а другие их слушают и понимают иное. Это происходит потому, что все сообщения подвергаются воздействию многочисленных шумов и помех, значительно снижающих результативность коммуникации. Учесть всю совокупность искажающих сообщение факторов практически невозможно — они слишком разнообразны. Поэтому имеют место самые разные попытки систематизации коммуникативных барьеров.

Так, В. Шепель, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки, выделяет 6 наиболее явных барьеров:

1. Дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение.

2. Инерция включенности, т. е. озабоченность слушателя иными проблемами.

3. Антипатия к чужим мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность.

4. Языковый барьер — существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта.

5. Профессиональное неприятие — некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта.

6. Неприятие имиджа коммуникатора.

В психологии принято выделять 4-е типа барьеров:

1. Фонетический — невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, акцент, речь с большим количеством звуков-паразитов и т. п.

2. Семантический — различие в системах значений слов.

3. Стилистический — несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и психологического состояния партнера по общению.

4. Логический сложная, непонятная или неправильная логика рассуждений.

В теории коммуникации в качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и человека как главное действующее лицо любого коммуникативного акта.

Внешняя среда как фактор, ограничивающий эффективность коммуникации. В данном случае под характеристиками внешней физической среды следует понимать некие сопутствующие дискомфортные условия передачи и восприятия информации, к таковым относятся:

акустические помехи — шум в помещении или за окном, ремонтные работы, хлопанье двери, звонки телефона и т. д.;

отвлекающая окружающая обстановка — яркое солнце или, наоборот, тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном и т. д.;

температурные условия — слишком холодно или слишком жарко в помещении;

погодные условия — дождь, ветер, высокое или низкое давление и т. д.

Перечень внешних условий коммуникации можно продолжить. Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результатах коммуникации в силу своего влияния на индивидуальные психофизиологические особенности коммуникантов.

Обратим внимание на некие «технические шумы», создающие во внешней среде коммуникации определенный дискомфорт.Для их обозначения чаще всего используется понятие «шумы», введенное в научный оборот автором математической теории коммуникации К. Шенноном. В современной коммуникативистике это понятие имеет более широкое значение, близкое по смыслу к коммуникативному барьеру, и включает все, что искажает (прерывает) передаваемый сигнал и влияет на сообщение в целом. Можно выделить такие технические барьеры коммуникации, которые одновременно обусловлены и человеческим фактором: неправильным использованием техники связи (отсутствие навыков работы с соответствующей техникой, ошибка в адресе электронной почты и т. п.); неправильным выбором технического средства для передачи сообщения и др.

«Человеческие» барьеры коммуникации. Барьеры такого рода можно разделить на психофизиологические и социокультурные.

Что касается психофизиологических барьеров,тоони могут возникать вследствие каких-либо физиологических нарушений: нарушение артикуляции, глухота, полная или частичная потеря зрения и т. д. Также на способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики. Российский психолог Б. Д. Парыгин выделяет барьеры, связанные как с безличными механизмами социально-психологического взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, так и влиянием личностных, индивидуальных особенностей коммуникантов. Примером первых могут служить стереотипы восприятия партнера по общению. Примером вторых являются индивидуальные особенности личности, например, ее интровертированность.

Кроме перечисленных, к распространенным формам психологических барьеров относятся нервное напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву, некоторые психические состояния (индифферентность, апатия, депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, повышенная впечатлительность и др.).

Психологические барьеры выполняют:

1) функцию психологического препятствия;

2) функцию психологической защиты, которая способствует автономности, обособляющей личность в общности и обеспечивающей ей относительную независимость и индивидуальность.

Раскрывая суть социокультурных барьеров, следует сказать, что люди — не изолированные индивиды, а общественные личности и как таковые являются носителями определенных социальных качеств. Они являются представителями той или иной нации, этноса, класса, социальной группы, религиозной конфессии, профессионального сообщества, демографической группы и т. д. Все это порождает их социокультурные различия, обусловленные принадлежностью к тому или иному языковому, этническому, культурному, профессиональному и др. сообществу или ряду сообществ одновременно.

В первую очередь порождают коммуникативные барьеры социальные факторы, обусловленные принадлежностью людей к различным группам или организациям. Одна из главных причин этого состоит в феномене «группового (общественного) сознания», которое отчетливо проявляется в сплоченных группах (общностях), особенно в таких, где есть сильный авторитарный лидер. Групповое (общественное) сознание как интегральная характеристика любой более или менее организованной или очерченной общности существует объективно, независимо от сознания отдельных индивидов, обладает по отношению к ним принудительной силой и заставляет человека следовать нормам, принципам и правилам поведения своей группы.

Таким образом, формируясь в определенной социальной среде, человек одновременно формируется и в определенной культурной среде. Нациям, классам, социальным, профессиональным, религиозным и иным группам свойственно создавать свою собственную, отличную от других культуру, собственные знаковые системы (языки), стереотипы мышления и стандарты поведения, которые становятся очевидны при столкновении с другими культурами. Это несовпадение порождает культурные барьеры коммуникации. Наиболее очевидные среди них — лингвистические и семантические барьеры.

Проблема культурных барьеров коммуникации это и проблема интерпретации одного и того же текста (сообщения, информации), понимаемой как расшифровка смысла, стоящего за очевидным смыслом, раскрытие более глубоких значений, заключенных в буквальном значении. Интерпретация — это осознанная или неосознанная попытка преодолеть дистанцию между культурами коммуникантов.

Попытки такого рода не всегда бывают удачными, ибо наталкиваются на культурные стереотипы, задающие жесткие параметры «правильного» или «неправильного» толкования текста (сообщения).

Лингвистические барьеры. Лингвистика — наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях его функционирования и исторического развития, классификации конкретных языков. Лингвистика является частью семиотики как науки о знаках.

К лингвистическим искажениям можно отнести инверсию.

Инверсия (от лат. inversio — перестановка), в лингвистике — изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение; используется обычно для выделения того или иного элемента предложения или для придания предложению особого смысла. Прибегнув к инверсии в разговоре, можно запутать собеседника, исказив для понимания некоторые выделенные факты, так как порой для другого коммуниканта их выделение не приведет к наибольшему их пониманию, а может ввести в заблуждение.

К лингвистическим искажениям можно отнести фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженный грамматический строй речи.

Существуют также семантические барьеры непонимания, связанные, в первую очередь, с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Коммуникация возможна лишь в том случае, если коммуниканты владеют общим кодом (системой знаков, к которой относится и язык). Однако общности знаков недостаточно для адекватной коммуникации: даже носители одного языка зачастую не понимают друг друга. Необходимо овладеть социокультурным кодом сообщества, на языке которого осуществляется коммуникация, теми знаниями и представлениями, которые хранятся в его «когнитивной базе» — совокупности знаний и представлений, общих для всех членов данного лингвокультурного сообщества.

Это, прежде всего, проблема жаргонов и слэнгов. Известно, что даже в рамках одной культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создает свое «поле значений», характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых. Так, в различных микрокультурах не одинаково понимается смысл таких ценностей как «красота», «долг», «естество», «приличие» и т. д. Кроме того, каждая среда создает свой мини-язык общения, свой слэнг, свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи. Все это вместе может затруднять процесс общения, посредством искажения истинного смысла понятий создавать семантический барьер непонимания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория аттракции | Эмоции в переговорах. Стили ведения переговоров
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.