КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 3. Педагогический эксперимент – научно организованный опыт или наблюдение педагогических явлений в точно учитываемых условиях
Педагогический эксперимент – научно организованный опыт или наблюдение педагогических явлений в точно учитываемых условиях. При этом устанавливается зависимость между тем или иным воздействием или условием воспитания и его результатом. Этот метод характеризуется тем, что в процесс воспитания или обучения вносятся принципиально важные изменения, создаётся новый педагогический опыт. Педагогический эксперимент может служить для констатации разных педагогических фактов или явлений. Такой эксперимент называется констатирующим. С помощью эксперимента создаётся и новый опыт воспитания. Такой эксперимент называется преобразующим (созидательным, формирующим). После проведения преобразующего эксперимента необходимо выяснить, привёл ли он к положительным результатам. Для этого проводится контрольный эксперимент. В зависимости от того, сообщаются ли цель и задачи эксперимента исследуемым, он может быть открытым и закрытым. По продолжительности проведения эксперимент может быть продолжительным и кратковременным, по своему строению – простым и сложным. Эксперимент может содержать в себе ряд других методов, таких как наблюдение, беседа, анкетирование. Алгоритм эксперимента: 1) постановка цели и задач; 2) разработка гипотезы; 3) создание экспериментальной программы; 4) проведение эксперимента, фиксирование его результатов; 5) обработка полученных данных и формулировка выводов..
4.3. Педагогическое тестирование. Слово «тест» - английского происхождения. Означает оно «задача», «испытание». Тестирование – одинаковое для всех испытуемых исследование, которое проводится в строго контролируемых условиях. Тестирование способствует достаточно точному и детальному измерению различных характеристик. Это – довольно простой и доступный метод исследования. В педагогической практике применяются различные тесты: 1. Тесты успеваемости. Ученикам предлагаются задания по различным предметам. Выставляются отметки, они сопоставляются с отметками учителя. 2. Тесты элементарных умений и навыков, таких, как читать, писать, считать устно. 3. Тесты по диагностике уровней обученности. 4. Тесты по диагностике уровней сформированности нравственных качеств и т.п. Тестовые задания могут быть различных видов: - задания, требующие конкретных коротких ответов на вопросы, начинающиеся со слов «кто», «что», «где», «когда», «почему», «как»; - задания, в которых нужно заполнить пропуски; - тестовые задания с выбором ответов. Алгоритм тестирования: 1) формулировка цели; 2) подбор заданий; 3) разъяснение способов выполнения заданий; 4) изготовление тестов; 5) проведение тестирования; 6) оценка выполненных заданий соответственно объективным критериям.
4.4.Методы изучения коллективных явлений. Данные методы предполагают массовое исследование участников педагогического процесса. Такое исследование помогают осуществить социометрический метод и метод анкетирования. Метод анкетирования. Слово «анкета» в переводе с французского означает расследование. Анкета представляет собой перечень вопросов на определённую тему, сформулированных письменно в соответствии с заданной целью. На эти вопросы также письменно испытуемые (респонденты) должны дать ответы. Достоинства анкетирования заключаются в следующем: - можно опросить сразу большое количество людей; - анкетирование не требует непосредственного контакта исследователя с испытуемыми (анкеты можно пересылать); - при проведении анкетирования у испытуемых есть время, чтобы хорошо продумать ответы; - исследователю удобно обрабатывать результаты анкетирования. Вопросы в анкете могут быть различными по своему содержанию и форме постановки: прямые и косвенные, открытые и закрытые. Если содержание вопроса и тема исследования совпадают, он называется прямым, если нет – косвенным. Открытым вопрос называется в том случае, если не ограничиваются способы ответов на него, если ответ может прозвучать в любой форме. Закрытые вопросы предусматривают варианты ответов, из которых испытуемому нужно выбрать определённый. Количество вопросов в анкете соответствует возрасту респондентов. Для учеников 2-3 классов их может быть не более 4-5, 4-9 классов – до 10. Анкеты для старшеклассников и взрослых должны содержать в себе столько вопросов, чтобы способы ответов на них не требовали более 30 минут. Алгоритм анкетирования: 1) определение цели и темы анкетирования; 2) постановка вопросов, формулировка пояснений к ним; 3) изготовление пробных анкет и анкетирование 5-6 человек; 4) внесение необходимых изменений и изготовление большого количества анкет; 5) проведение массового анкетирования; 6) количественная и качественная обработка ответов. Социометрический метод. С помощью этого метода исследуется групповая дифференциация. Он позволяет изучить внутриколлективные отношения: выявить лидеров, предпочитаемых, отвергнутых детей; определить роль и состояние каждого члена коллектива, выявить группировки. Для этого формулируются вопросы типа: С кем бы ты хотел сидеть за одним столом? (играть в одной команде? дружить? готовиться к урокам?) и т.п. Можно дать возможность испытуемым осуществить три выбора: в первую очередь, во вторую, в третью.
4.5. Количественные методы педагогического исследования. При проведении педагогического исследования проводится не только качественная, но и количественная обработка полученных результатов. Качественная обработка – определение сущности и специфики явления, установление причинно-следственных связей в нём. Количественная обработка – измерение и счёт выявленных свойств. К количественным методам относятся следующие: 1. Регистрация – подсчёт количества участников по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников или количество проявивших и не проявивших интерес к игре). 2. Ранжирование – распределение собранных данных в определённой последовательности по критерию убывания или нарастания количественных показателей). 3. Шкалирование – присвоение балов или других показателей исследуемым характеристикам. Существует несколько видов шкалирования. Самая простая шкала – шкала наименований или номинальная. Она показывает, принадлежит ли исследуемый объект к данному классу. Например: к коллективным творческим играм относятся: Порядковая шкала – установление порядка следования исследуемых характеристик, отношений «больше», «меньше». Например: больше ошибок в поведении (8) у… Интервальная шкала – обладает свойствами первой и второй шкал, но при этом устанавливаются расстояния между показателями на шкале. Например: по 8 ошибок в работе допустили … на три ошибки больше при выполнении задания допустили… Применение количественных методов, как правило, связано с построением диаграмм, графиков, таблиц. 4.Метод моделирования. Моделирование – мысленно представленная и реализованная система, позволяющая вносить определённые изменения в педагогический процесс как единое целое. Моделирование применяется при решении различных задач исследования, например, задачи оптимизации учебного процесса в старших классах. Любое серьёзное научное исследование, основанное на формирующем эксперименте, связано с применением этого метода.
Практические задания.
1. На основе анализа имеющейся курсовой работы определить и описать объект, предмет, цель, гипотезу, задачи, методологическую основу и методы научно-педагогического исследования, сделать вывод об эффективности их применения в научной работе. Описать по схеме: 1. Тема курсового проекта:… 2. Объект исследования:… 3. Предмет исследования:… 4. Цель исследования:… 5. Гипотеза:… 6. Задачи: 7. Методологическая основа исследования:… 8. Методы исследования:…
2. Выбрать тему научного исследования, определить: объект, предмет, цель, задачи предполагаемого исследования; научную гипотезу, методы исследования (кратко описать назначение каждого метода). Описать в соответствии с вышеприведенной схемой.
3. Соответственно теме научного исследования: А) определить объект, цель педагогического наблюдения; Б) составить программу наблюдения; В) провести наблюдение (описать данную процедуру); Г) обработать результаты, сделать выводы. Провести наблюдение. Описать метод по схеме: 1. Тема исследования:… 2. Вид наблюдения:… 3. Объект:… 4. Цель:… 5. Программа: 6. Ход наблюдения:… 7. Выводы:
4. Соответственно выбранной теме научного исследования: А) определить тему и цель исследовательской беседы; Б) подобрать вопросы соответственно методическим указаниям (см. лекцию); В) провести беседу (описать процедуру); Г) обработать результаты, сделать выводы. Описать метод по схеме: 1. Тема исследования:… 2. Тема беседы: 3. Цель беседы:… 4. Вопросы. 5.Ход беседы:… 6. Выводы
5. В соответствии с выбранной темой исследования сделать и систематизировать выписки из различных источников. Представить в виде: Тема исследования: Первый исследовательский раздел (название): цитаты … Второй исследовательский раздел (название): цитаты … и т.д. После каждой цитаты необходимо грамотно указывать источник цитирования.
6. Составить анкету по заданной теме курсового проекта. Провести анкетирование нескольких человек в соответствии с поставленной целью; обработать результаты, сделать выводы. Описать метод по схеме: 1. Тема исследования:… 2. Тема анкетирования:… 3. Цель анкетирования:… 4. Содержание анкеты:… 5. Обработка результатов:… 6. Выводы:… (соответственно поставленной цели)
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |