Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 3. Педагогический эксперимент – научно организованный опыт или наблюдение педагогических явлений в точно учитываемых условиях




Педагогический эксперимент – научно организованный опыт или наблюдение педагогических явлений в точно учитываемых условиях. При этом устанавливается зависимость между тем или иным воздействием или условием воспитания и его результатом.

Этот метод характеризуется тем, что в процесс воспитания или обучения вносятся принципиально важные изменения, создаётся новый педагогический опыт.

Педагогический эксперимент может служить для констатации разных педагогических фактов или явлений. Такой эксперимент называется констатирующим.

С помощью эксперимента создаётся и новый опыт воспитания. Такой эксперимент называется преобразующим (созидательным, формирующим). После проведения преобразующего эксперимента необходимо выяснить, привёл ли он к положительным результатам. Для этого проводится контрольный эксперимент.

В зависимости от того, сообщаются ли цель и задачи эксперимента исследуемым, он может быть открытым и закрытым.

По продолжительности проведения эксперимент может быть продолжительным и кратковременным, по своему строению – простым и сложным.

Эксперимент может содержать в себе ряд других методов, таких как наблюдение, беседа, анкетирование.

Алгоритм эксперимента:

1) постановка цели и задач;

2) разработка гипотезы;

3) создание экспериментальной программы;

4) проведение эксперимента, фиксирование его результатов;

5) обработка полученных данных и формулировка выводов..

 

4.3. Педагогическое тестирование.

Слово «тест» - английского происхождения. Означает оно «задача», «испытание».

Тестирование – одинаковое для всех испытуемых исследование, которое проводится в строго контролируемых условиях. Тестирование способствует достаточно точному и детальному измерению различных характеристик. Это – довольно простой и доступный метод исследования.

В педагогической практике применяются различные тесты:

1. Тесты успеваемости. Ученикам предлагаются задания по различным предметам. Выставляются отметки, они сопоставляются с отметками учителя.

2. Тесты элементарных умений и навыков, таких, как читать, писать, считать устно.

3. Тесты по диагностике уровней обученности.

4. Тесты по диагностике уровней сформированности нравственных качеств и т.п.

Тестовые задания могут быть различных видов:

- задания, требующие конкретных коротких ответов на вопросы, начинающиеся со слов «кто», «что», «где», «когда», «почему», «как»;

- задания, в которых нужно заполнить пропуски;

- тестовые задания с выбором ответов.

Алгоритм тестирования:

1) формулировка цели;

2) подбор заданий;

3) разъяснение способов выполнения заданий;

4) изготовление тестов;

5) проведение тестирования;

6) оценка выполненных заданий соответственно объективным критериям.

 

4.4.Методы изучения коллективных явлений.

Данные методы предполагают массовое исследование участников педагогического процесса. Такое исследование помогают осуществить социометрический метод и метод анкетирования.

Метод анкетирования.

Слово «анкета» в переводе с французского означает расследование. Анкета представляет собой перечень вопросов на определённую тему, сформулированных письменно в соответствии с заданной целью. На эти вопросы также письменно испытуемые (респонденты) должны дать ответы.

Достоинства анкетирования заключаются в следующем:

- можно опросить сразу большое количество людей;

- анкетирование не требует непосредственного контакта исследователя с испытуемыми (анкеты можно пересылать);

- при проведении анкетирования у испытуемых есть время, чтобы хорошо продумать ответы;

- исследователю удобно обрабатывать результаты анкетирования.

Вопросы в анкете могут быть различными по своему содержанию и форме постановки: прямые и косвенные, открытые и закрытые.

Если содержание вопроса и тема исследования совпадают, он называется прямым, если нет – косвенным.

Открытым вопрос называется в том случае, если не ограничиваются способы ответов на него, если ответ может прозвучать в любой форме. Закрытые вопросы предусматривают варианты ответов, из которых испытуемому нужно выбрать определённый.

Количество вопросов в анкете соответствует возрасту респондентов.

Для учеников 2-3 классов их может быть не более 4-5, 4-9 классов – до 10. Анкеты для старшеклассников и взрослых должны содержать в себе столько вопросов, чтобы способы ответов на них не требовали более 30 минут.

Алгоритм анкетирования:

1) определение цели и темы анкетирования;

2) постановка вопросов, формулировка пояснений к ним;

3) изготовление пробных анкет и анкетирование 5-6 человек;

4) внесение необходимых изменений и изготовление большого количества анкет;

5) проведение массового анкетирования;

6) количественная и качественная обработка ответов.

Социометрический метод.

С помощью этого метода исследуется групповая дифференциация. Он позволяет изучить внутриколлективные отношения: выявить лидеров, предпочитаемых, отвергнутых детей; определить роль и состояние каждого члена коллектива, выявить группировки.

Для этого формулируются вопросы типа:

С кем бы ты хотел сидеть за одним столом? (играть в одной команде? дружить? готовиться к урокам?) и т.п.

Можно дать возможность испытуемым осуществить три выбора: в первую очередь, во вторую, в третью.

 

4.5. Количественные методы педагогического исследования.

При проведении педагогического исследования проводится не только качественная, но и количественная обработка полученных результатов.

Качественная обработка – определение сущности и специфики явления, установление причинно-следственных связей в нём.

Количественная обработка – измерение и счёт выявленных свойств.

К количественным методам относятся следующие:

1. Регистрация – подсчёт количества участников по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников или количество проявивших и не проявивших интерес к игре).

2. Ранжирование – распределение собранных данных в определённой последовательности по критерию убывания или нарастания количественных показателей).

3. Шкалирование – присвоение балов или других показателей исследуемым характеристикам. Существует несколько видов шкалирования.

Самая простая шкала – шкала наименований или номинальная. Она показывает, принадлежит ли исследуемый объект к данному классу. Например: к коллективным творческим играм относятся:

Порядковая шкала – установление порядка следования исследуемых характеристик, отношений «больше», «меньше». Например: больше ошибок в поведении (8) у…

Интервальная шкала – обладает свойствами первой и второй шкал, но при этом устанавливаются расстояния между показателями на шкале. Например: по 8 ошибок в работе допустили … на три ошибки больше при выполнении задания допустили…

Применение количественных методов, как правило, связано с построением диаграмм, графиков, таблиц.

4.Метод моделирования.

Моделирование – мысленно представленная и реализованная система, позволяющая вносить определённые изменения в педагогический процесс как единое целое.

Моделирование применяется при решении различных задач исследования, например, задачи оптимизации учебного процесса в старших классах. Любое серьёзное научное исследование, основанное на формирующем эксперименте, связано с применением этого метода.

 

 

Практические задания.

 

1. На основе анализа имеющейся курсовой работы определить и описать объект, предмет, цель, гипотезу, задачи, методологическую основу и методы научно-педагогического исследования, сделать вывод об эффективности их применения в научной работе. Описать по схеме:

1. Тема курсового проекта:…

2. Объект исследования:…

3. Предмет исследования:…

4. Цель исследования:…

5. Гипотеза:…

6. Задачи:

7. Методологическая основа исследования:…

8. Методы исследования:…

 

2. Выбрать тему научного исследования, определить: объект, предмет, цель, задачи предполагаемого исследования; научную гипотезу, методы исследования (кратко описать назначение каждого метода). Описать в соответствии с вышеприведенной схемой.

 

3. Соответственно теме научного исследования:

А) определить объект, цель педагогического наблюдения;

Б) составить программу наблюдения;

В) провести наблюдение (описать данную процедуру);

Г) обработать результаты, сделать выводы.

Провести наблюдение. Описать метод по схеме:

1. Тема исследования:…

2. Вид наблюдения:…

3. Объект:…

4. Цель:…

5. Программа:

6. Ход наблюдения:…

7. Выводы:

 

4. Соответственно выбранной теме научного исследования:

А) определить тему и цель исследовательской беседы;

Б) подобрать вопросы соответственно методическим указаниям (см. лекцию);

В) провести беседу (описать процедуру);

Г) обработать результаты, сделать выводы.

Описать метод по схеме:

1. Тема исследования:…

2. Тема беседы:

3. Цель беседы:…

4. Вопросы.

5.Ход беседы:…

6. Выводы

 

5. В соответствии с выбранной темой исследования сделать и систематизировать выписки из различных источников. Представить в виде:

Тема исследования:

Первый исследовательский раздел (название): цитаты …

Второй исследовательский раздел (название): цитаты … и т.д.

После каждой цитаты необходимо грамотно указывать источник цитирования.

 

6. Составить анкету по заданной теме курсового проекта.

Провести анкетирование нескольких человек в соответствии с поставленной целью; обработать результаты, сделать выводы. Описать метод по схеме:

1. Тема исследования:…

2. Тема анкетирования:…

3. Цель анкетирования:…

4. Содержание анкеты:…

5. Обработка результатов:…

6. Выводы:… (соответственно поставленной цели)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.