КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Целостный педагогический процесс
Лекция №5.
План:
1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. 2. Сущность и структура педагогического процесса. 3. Педагогический процесс как целостное явление. 4. Логика и условия построения целостного педагогического процесса.
1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Обращение к истории педагогики показывает, что сначала происходило разграничение, а затем и явное противопоставление обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX века в трудах прогрессивных педагогов все чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в педагогических воззрениях немецкого педагога И. Ф. Гербарта. Он отметил, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средства. Ф. А. Дистервег рассматривал обучение как часть, воспитания. Он писал: «время искусственных разделений прошло», «принцип обучения есть и всегда будет принципом воспитания, и наоборот». Более глубоко идея необходимости целостности педагогического процесса выражена К. Д. Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности (Ушинский К.Д. Три элемента школы // Пед. соч.: В 6 т. - М., 1989- 1990. - Т. 1.- С. 171). Прогрессивные идеи К. Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей: Н.Ф. Бунакова, П.Ф.Лесгафта, К. В. Ельницкого, В. П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева и др. Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает Пётр Фёдорович Каптерев. Он глубоко проанализировал сущность педагогического процесса и пришел к выводу: «Обучение», «образование», «приучение», «воспитание» «наставление», «увещание», «взыскания» и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого педагогического процесса» (Каптерев П. Ф. Педагогический процесс. - СПб., 1905. - С. 1). Большой вклад в развитие идеи целостного педагогического процесса внесли Н.К.Крупская, А.П.Пиневич, СТ.Шацкий, П. П.Блонский, М.М.Рубинштейн, А.С.Макаренко. Однако, начиная с 30-х гг. 20 века основные усилия педагогов были направлены на углубленное изучение обучения и воспитания как относительно самостоятельных процессов. Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса, вызванный потребностями практики школы, возобновился в середине 1970-х гг. Но ее решение было сведено к частной проблеме воспитывающего обучения. Вместе с тем наметились и различные подходы к системному пониманию целостного педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, В.С.Ильин, В.М.Коротов, В.В.Краевский, Б.Т.Лихачев, Ю.П.Сокольников и др.). Авторы современных концепций едины во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно только на основе методологии системного подхода. Он требует рассматривать педагогические объекты как системы. Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единством управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление (Ильина Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения. - М., 1972. - С. 16).
2. Сущность и структура педагогического процесса.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |