КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В философии закон – существенное, необходимое, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями
Тема: Закономерности и принципы обучения. Лекция №2.
План:
1. Законы и закономерности обучения. 2. Принципы обучения. 2.1. Принцип гражданственности в обучении. 2,2. Принцип научности. 2.3. Принцип доступности обучения. 2.4. Принцип воспитывающего обучения. 2.5. Принцип сознательности и активности школьников в учебном процессе. 2.6. Принцип систематичности и последовательности обучения. 2.7. Принцип единства группового и индивидуального обучения. 2.8. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным возможностям обучаемых. 2.9. Принцип наглядности в обучении. 2.10.Принцип прочности знании.
1. Законы и закономерности обучения. Закономерность - более широкое по объему понятие, чем "закон". Закономерность рассматривается как результат совокупного действия множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь или отношение. В обучении находят свое выражение всеобщие законы диалектики. Прежде всего, это закон единства и борьбы противоположностей, создающих противоречия. В процессе обучения довольно отчетливо проявляется действие закона перехода количественных накоплений в качественные изменения. Все личностные характеристики (качества), формирующиеся в процессе обучения, представляют собой результат постепенного накапливания, количественных изменений. К таким характеристикам относятся убеждения, ценностные ориентации, мотивы, установки, потребности, умения, навыки и др. То или иное качество формируется в результате многократно повторяемых действий, упражнений. Переход количества в качество происходит в соответствии с действием закона отрицания отрицания. Так, личностные качества, новые формы жизнедеятельности "отрицают" или снимают ранее сложившиеся. Наглядное проявление диалектического снятия - переход от одного способа решения задачи к другому. Снятие при этом обеспечивается переходом к более сложному виду учебной деятельности на основе совершенствования предыдущего. Действие механизма отрицания проявляется и в процессе формирования учебных навыков: на основе многократных повторений формируется навык устного счета, грамотного письма, выразительного чтения и т.п., «отрицая» прежнее качественное формирование – умение. Наряду с диалектическими законами в процессе обучения проявляются и специфические устойчивые, существенные и повторяющиеся связи – закономерности. Закономерности – выражение существенных необходимых, устойчивых связей между причиной и следствием, обеспечивающих определённое развитие педагогических явлений. В.А. Сластенин и соавторы приводят следующие закономерности. 1. Развитие личности происходит путем присвоения ею в процессе обучения социального опыта и общечеловеческой культуры. Это - основная закономерность процесса обучения. Она выступает как необходимое условие социализации, преемственности между поколениями, жизнеобеспечения общества. Данная закономерность обусловливает частные или специфические закономерности обучения: 2. Содержание, формы и методы обучения зависят от уровня социально-экономического развития общества. Эта закономерность определяет продуктивность обучения, которая, в свою очередь, способствует продвижению социально-экономического развития. 3. Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических и т.п.). К числу значимых условий обучения относятся профессионализм учителя (преподавателей), его творческий потенциал, стремление к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств. 4. Результаты обучения зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается обучаемый. Особую значимость для продуктивности обучения имеет проблемно-поисковая познавательная деятельность учащихся, осуществляемая на основе созданных проблемных ситуаций.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |