КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В учебном процессе ведущую роль выполняет учитель
На уроке изучается отдельная учебная дисциплина; все ученики работают над одним и тем же учебным материалом. Учащиеся одного возраста распределяются по отдельным классам; занятия с ними проводятся по заранее установленному расписанию. Для учебных занятий отводится определённое время (учебные год, четверть, неделя, день, урок). В XIX в. классно-урочная система стала подвергаться критике в связи с распространением догматизма и схоластики в преподавании, низким качеством обучения, малым количеством обучаемых. В конце XIX в. в Англии оформилась система обучения, охватывающая одновременно шестьсот и более обучающихся. Учитель, находясь с учащимися разных возрастов и уровня подготовленности в одном зале, учил старших и более успевающих, а те, в свою очередь, младших. В ходе занятия он наблюдал за работой групп, возглавляемых его помощниками-мониторами. Эта система обучения получила название Белль-Ланкастерской от фамилии ее создателей - священника А. Белля и учителя Д. Ланкастера. Такая система требовала минимальных затрат на обучение и подготовку учителей, однако была низкоэффективной. В начале 20-го века в американском городе Дальтон возникла система индивидуализированного обучения (дальтон-план). Учительница Е. Паркхерст попыталась реализовать идею К.Д.Ушинского о том, чтобы дети на уроке, по возможности, трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал. Традиционные занятия в форме уроков отменялись. Учащиеся получали письменные задания и после консультации учителя работали над ними самостоятельно по индивидуальному плану. Однако опыт работы показал, что большинству учащихся было не по силам без помощи учителя самостоятельно учиться. Широкого распространения дальтон-план не получил. В 20-е гг. дальтон-план подвергался резкой критике со стороны советских педагогов, прежде всего, за его ярко выраженную индивидуальную направленность. Однако в то же время он послужил основанием для разработки бригадно-лабораторной организационной системы обучения, которая практически вытеснила урок с его жесткой структурой. Такая система обучения в отличие от дальтон-плана предполагала сочетание коллективной работы всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой каждого ученика. На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания, учащиеся готовились к экскурсиям, учитель объяснял трудные вопросы темы и подводил итоги общей деятельности. Он определяя задание бригаде, устанавливал сроки его выполнения и обязательный минимум работы для каждого ученика. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение задания. Но его, как правило, выполняла группа активистов, а остальные только присутствовали при этом. Отметки же выставлялись одинаковые всем членам бригады. Для бригадно-лабораторной системы организации занятий было характерно умаление роли учителя, переоценка учебных возможностей учащихся и метода самостоятельного добывания знаний. Это привело к значительному снижению успеваемости, отсутствию системы в знаниях и несформированности важнейших общеучебных умений. В ответ на критику бригадно-лабораторной системы обучения НИИ методов школьной работы, которым руководил В.Н.Шульгин, стал пропагандировать ее преобразование в проектную систему (метод проектов). Она была позаимствована из американской школы. Суть этой системы обучения сводилась к тому, что учащиеся сами выбирали тему проекта и разрабатывали её. Она должна была быть связана с реальной жизнью и в зависимости от специализации (уклона) учебной группы отражать общественно-политическую, хозяйственно-производственную или культурно-бытовую ее стороны. Однако в проектной системе обучения, как и в бригадно-лабораторной, учитель оставался в той же роли: читал вводную лекцию, консультировал, подводил итоги. С появлением первых университетов зарождается лекционно-семинарская система обучения. Она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Ее неизменными атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.
2. Урок как основная форма школьного обучения, требования к современному уроку. В настоящее время основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения: при массовости охвата учащихся она обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной классной и внеклассной (внеурочной) работы. Неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения. Требования к современному уроку условно можно разделить на дидактические, воспитательные, психологические, технологические, гигиенические. Дидактические требования к уроку: - четко определять образовательные задачи каждого урока; - при проведении урока использовать новейшие достижения науки, передовой педагогической практики; - строить урок на основе закономерностей и принципов обучения; - устанавливать межпредметные связи, добиваться их осознания учащимися; - внедрять новейшие технологии обучения; - рационально сочетать разнообразные методы обучения; - обеспечивать в ходе обучения оперативную обратную связь. Воспитательные требования к уроку: - ставить реальные и актуальные воспитательные задачи; - воспитывать учащихся на общечеловеческих ценностях, формировать у них жизненно необходимые качества: ответственность, усидчивость, исполнительность, самостоятельность, коллективизм, трудолюбие, аккуратность и др.; - внимательно и чутко относиться к ученикам, соблюдать педагогический такт; - сотрудничать с детьми, проявлять заинтересованность в их успехах. Психологические требования к уроку: - всесторонне изучать и учитывать на уроке психологические особенности учеников; - формировать у учащихся положительные мотивы учения, творческую активность; - проводить учебные занятия на опережающем уровне в зоне ближайшего развития учеников; - осуществлять педагогическое самонаблюдение, самоконтроль, преодолевать отрицательные психологические состояния: неуверенность, скованность или повышенную возбудимость, раздражительность. Технологические требования к уроку: - достаточно организационно и материально обеспечивать урок: обеспечивать готовность учеников к уроку, подготавливать классное помещение, необходимое оборудование к уроку и пр.; - выбирать оптимальный темп работы на уроке. Начинать урок следует с несколько замедленного темпа, затем темп ускорять, к концу урока темп должен падать. Самые «выгодные» уроки – 2-ой и 3-ий, дни недели – вторник, среда; - рационально использовать время на уроке (до урока подготовить все необходимое для его проведения, детально продумывать все этапы урока и т.д.). Гигиенические требования к уроку: - соблюдать оптимальный температурный режим, проветривать класс; - обеспечивать нормальное освещение; - поддерживать чистоту и порядок в классе; - следить, чтобы дети не переутомлялись, чередовать виды деятельности, проводить физкультминутки.
3.Типы и структура уроков. Наиболее традиционной и распространенной является типология уроков по дидактическим целям. Дидактическая цель может быть следующей: изучить новый материал, повторить или закрепить изученное, обобщить и систематизировать знания, произвести контроль знаний, умений и навыков. Соответственно дидактическим целям определяется типология уроков: - уроки изложения нового учебного материала; - уроки совершенствования знаний, умений и навыков; - уроки обобщения и систематизации; - уроки контроля знаний, умений и навыков (контрольные уроки);
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |