Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комбинированные уроки




Уроки контроля.

Уроки обобщения и систематизации.

Уроки совершенствования знаний, формирования умений и навыков.

Между уроками закрепления и повторения много общего. Это касается задач и структуры данных уроков. Но есть и различия.

Основная особенность урока закрепления в том, что он проводится сразу после изучения темы (после урока изложения нового материала). По мнению психологов для полного усвоения учебного материала ученики должны встретиться с ним в различных ситуациях не менее 6-ти раз. На уроках закрепления знаний основным содержанием учебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения и запоминания.

Главная особенность урока повторения состоит в том, что для него отбирается более обширный материал, чем для уроков закрепления. Причем этот материал рассматривается не полностью, выборочно. Обычно повторяются вопросы темы, недостаточно усвоенные учениками на предыдущих уроках.

Структура уроков:

1) организация учащихся к занятию;

2) проверка домашнего задания;

3) закрепление знаний в стандартных и нестандартных условиях, формирование умений и навыков или повторение ранее изученного материала;

4) подведение итогов урока;

5) домашнее задание.

Данные уроки проводятся после изучения важных разделов программы. В учебном материале выделяются наиболее и существенные понятия или правила, устанавливаются причинно-следственные связи между различными явлениями.

Структура урока обобщения и систематизации:

1) организация учащихся к занятию;

2) воспроизведение и коррекция опорных знаний, обобщение и систематизация понятий. Основные способы проведения данных уроков: обобщающая беседа (направлена на воспроизведение опорных знаний, их анализ и сравнение, формулировку общего вывода); иллюстрирование; устные и письменные упражнения;

3) подведение итогов урока.

На уроках контроля проводится целенаправленная проверка знаний, умений и навыков, усвоенных учениками после изучения отдельных разделов программы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

Структура урока:

1) организация учащихся к занятию;

2) разъяснение характера заданий, способов их выполнения;

3) контроль знаний, умений и навыков;

4) самоанализ, самооценка, самопроверка учениками выполненных заданий;

5) подведение итогов урока.

Комбинированный урок имеет две или несколько равных по своему значению образовательных целей, причем их комбинация может быть различной.

Примерная структура комбинированного урока:

1) организация учащихся к занятию;

2) проверка домашней работы и опрос учащихся;

3) изучение нового материала;

4) первичное закрепление новых знаний в ходе пробных упражнений;

5) повторение ранее изученного в виде беседы и (или) тренировочных упражнений.

6) задание на дом.

 

4. Виды современных организационных форм обучения.

4.1. Нестандартные уроки.

В настоящее время урок остается основной организационной формой обучения. Помимо традиционных уроков в школах часто практикуются нестандартные уроки.

Нестандартные уроки стали вводиться в школьную практику с середины 70-х годов 20-го века с целью повышения интереса учеников к обучению. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру.

Наиболее распространенные типы нестандартных уроков:

1. Уроки-деловые игры;

2. Уроки пресс-конференции;

3. Уроки-соревнования;

4. Уроки типа КВН;

5. Театрализованные уроки;

6. Уроки-консультации;

7. Уроки с групповыми формами работы;

8. Уроки взаимообучения учащихся;

9. Уроки творчества;

10. Уроки-аукционы;

11. Уроки-зачеты;

12. Уроки-конкурсы;

13. Уроки-фантазии;

14. Уроки-концерты;

15. Уроки - ролевые игры;

16. Уроки-конференции;

17. Уроки-семинары;

18. Уроки-экскурсии;

19. Уроки-игры «Поле чудес»;

20. Интегрированные уроки.

Нестандартные уроки вызывают, как привило, интерес у учащихся, поскольку предусматривают е только оригинальную форму подачи учебного материала, но и деловое сотрудничество педагогов и воспитанников.

Сотворчество учителя и учащихся проявляется на всех этапах нестандартного урока: при проектировании, при проведении (ученики могут вести отдельные этапы урока, осуществлять опрос, выставлять отметки и пр.); при оценке действий участников урока, при подведении его итогов. Важно поддерживать инициативу учеников, стимулировать нестандартные предложения.

Данные уроки интересны ученикам, однако превращать их в главную форму обучения не следует.

 

4.2. Дополнительные занятия, консультации, экскурсии.

Урок как основная форма обучения органично дополняется другими формами, такими как: дополнительные занятия, консультации, экскурсии, домашняя работа. Некоторые из них заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

Дополнительные формы организации обучения или дополнительные занятия проводятся с отдельными учениками или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.

С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости.

Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации. Консультации в школе обычно групповые, что не исключает и индивидуальных консультаций.

Экскурсия считается традиционной, древней формой учебной работы. Экскурсия может быть фронтальной, групповой, микро групповой (бригадной). Выбор вида обусловливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также требованиями соблюдения безопасности при посещении объекта.

Технология экскурсии к настоящему времени разработана достаточно детально и может быть представлена следующим образом:

1. Предварительное знакомство учителя с объектом и маршрутом.

2. Разработка детального плана. В плане экскурсии указывается тема, цель, объект, порядок ознакомления учащихся с объектом, средства и снаряжения, необходимые для выполнения экскурсионных заданий.

3. Сообщение ученикам задач экскурсии, организация учащихся на подготовку к экскурсии, на выполнение поставленных задач.

4. Проведение экскурсии. Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, от возраста учащихся, их развития, а также от особенностей объекта экскурсии. Учебная экскурсия предусматривает такие способы ознакомления учеников с объектом, как разъяснение, беседа, рассказ, наблюдение, демонстрация объекта, составление схем, зарисовок и пр.

5. Подведение итогов и обработка собранного материала. По заданию учителя ученики анализируют, систематизируют собранный материал, готовят доклады, рефераты, оформляют коллекции, изготавливают таблицы, устраивают выставки. По теме экскурсии проводится итоговая беседа: учитель подводит итоги, оценивает знания, приобретенные учениками, делает обобщающие выводы, рекомендует дополнительную литературу для более глубокого ознакомления учеников с предметом обсуждения.

 

4.3. Домашняя учебная работа учащихся.

Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию.

Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение. Она формирует чувство ответственности за порученное дело, вырабатывает аккуратность, усидчивость и другие социально ценные качества.

Выделяется три вида домашних заданий:

- подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;

- направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков;

- требующие применения полученных знаний на практике.

Особым видом домашней работы являются задания творческого характера (написание изложений, сочинений, выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.).

Домашние задания даются с учетом возможностей их выполнения школьником в следующих пределах: I класс - до 1 часа; II - до 1,5

часа; III -IV классы - до 2 часов; V-VI - до 2,5 часа; VII - до 3 часов; VIII-XI - до 4 часов. Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум-максимум». Задания-минимум обязательны для всех. Задания-максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом и имеющих к нему склонность.

Выполнение домашних заданий в школах-интернатах и школах продленного дня осуществляется в процессе самоподготовки. Преимущества самоподготовки состоят в том, что она проходит в продуктивные для самостоятельной работы часы (обычно после отдыха, прогулки); общее руководство самоподготовкой осуществляет педагог (можно обратиться за помощью).

При этом он может организовать взаимоконтроль, взаимопомощь.

 

4.4. Учебная конференция, лекция.

Редко практикуемой в школах, но довольно действенной формой организации обучения является учебная конференция. Она требует большой и длительной подготовительной работы (проведение наблюдений, обобщение материалов экскурсий, постановка опытов, изучение литературных источников и т.п.).

Конференции могут проводиться по всем учебным предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ. В них могут принимать участие учащиеся других (прежде всего параллельных) классов, учителя, представители науки, искусства и производства, участники войны, ветераны труда.

В старших классах, особенно в вечерних школах используется лекция, адаптированная к условиям школы. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний.

В условиях школы лекция во многом приближается к рассказу, но значительно продолжительнее по времени. Она может занимать урочное время целиком.

В начале лекции учитель сообщает тему и записывает план.

Учащихся необходимо учить записывать лекции, а именно: показывать приемы конспектирования, использования общеупотребительных сокращений и обозначений.

 

4.5. Семинарские занятия и практикумы.

Семинарские занятия проводятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросно-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.

Семинарскому занятию предшествует длительная заблаговременная подготовка.

Сообщается план занятия, основная и дополнительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом. Семинары начинаются с краткого вступления учителя (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение.

Если готовились сообщения или доклады, то обсуждение строится на их основе при активном участии оппонентов, которые тоже готовятся заранее и предварительно ознакомились с содержанием сообщений.

Особой формой семинара является семинар-диспут. Он имеет особую цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций.

Практикумы, или практические занятия, применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках, в производственных бригадах учащихся. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному учителем. Это могут быть измерения на местности, сборка схем, ознакомление с приборами и механизмами, проведение опытов и наблюдений и т.п.

 

4.6. Вспомогательные формы обучения: факультативы, кружковая и клубная работа.

К вспомогательным формам организации обучения относятся те, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. Это, прежде всего, факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.).

Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Но эта программа менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

 

4.7. Фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

В современной дидактике все организационные формы обучения, включая обязательные (урок и его разновидности, экскурсия и др.) и вспомогательные подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные (И.М.Чередов).

При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей, например, фронтальный опрос, фронтальные опыты. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика.

Однако она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие - изнывают от скуки.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые.

Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся.

При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся.

Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, объемного задания.

Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков.

К групповым формам обучения относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки.

В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, форму обучения называют индивидуализированно-групповой.

Рассмотренные организационные формы обучения являются общими. Они применяются как самостоятельные и как элемент урока, семинара и других занятий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.