КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Средства обучения – все то, что служит рациональной организации процесса обучения: слово, мысль, предметы и т. д
Методы обучения – пути или способы организации взаимосвязанной учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение учебно-познавательных, развивающих и воспитательных задач. Тема: Методы обучения. Лекция № 6. План:
1. Понятие о методах, приемах и средствах обучения. 2. Классификации методов обучения. 3. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. 3.1.Словеснае методы обучения. 3.2.Наглядные методы обучения. 3.3.Практические методы обучения. 3.4.Репродуктитвные и проблемно-поисковые методы. 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. 4.1.Методы формирования познавательного интереса. 4.2.Методы стимулирования долга и ответственности в учении. 5. Контроль в обучении, его функции. Педагогические требования к контролю. 6. Виды контроля и формы его организации. 7. Методы контроля и самоконтроля в обучении 8. Критерии оптимального выбора методов обучения.
1. Понятие о методах, приемах и средствах обучения. Как отмечает И.П. Подласый, метод – сердцевина обучения, связующее звено между поставленной целью и результатом. В переводе с греческого языка метод – путь к чему-либо. Таким обобщенным путем в обучении является упорядоченная деятельность педагога и учеников, осуществляемая тем и или иными способами и направленная на достижение заданной цели обучения. Методы обучения занимают определенное место в дидактической цепочке-системе: цели – содержание – формы - методы – средства – достигнутый результат. С понятием «метод» тесно связано понятие «прием». Прием – деталь метода, его составляющая. Метод состоит из совокупности приемов, конкретизируемых в зависимости от назначения и содержания того или иного метода. Метод и прием – взаимопереходящие понятия. Так, рассказ может выступать в качестве самостоятельного метода, а может быть частью (приемом) другого метода, например, метода беседы. То есть рассказ может выступать как в качестве метода, так и в качестве приема. В практике обучения методы реализуются с помощью различных дидактических средств. В более узком, прикладном значении средства обучения -обязательный элемент оснащения учебных кабинетов, важнейший компонент учебно-материальной базы школ. К средствам обучения в этом значении относят различные материальные объекты, в том числе искусственно созданные специально для учебных целей. Термину «средства обучения» в этом смысле соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные пособия», «дидактические средства». Средства обучения в узком смысле подразделяют на группы. Натуральные объекты (оригиналы) включают образцы и коллекции минералов, горных пород, гербарии, консервированные влажные препараты, микропрепараты, реактивы, материалы и др. К этой группе нередко относят инструментарий для демонстрации натуральных объектов и явлений (например, посуда и принадлежности). Изображения и отображения составляют группу, в которую входят модели, муляжи, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоматериалы, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов, кинофильмы, видео- и звукозаписи, радио и телепередачи). Особую группу составляют технические средства обучения (ТСО). К этой группе могут быть отнесены различные технические приспособления для демонстрации объектов и явлений, а также средства новых информационных технологий - компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео; средства медиа-образования,учебное оборудование на базе электронной техники.
2. Классификации методов обучения. Как многомерное образование, метод обучения имеет много сторон. По каждой из них методы можно группировать в системы. В связи с этим появляются различные классификации методов. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. Наиболее обоснованные классификации методов обучения следующие. 1.Традиционная. Критерий классификации – источник знаний. Она берет свое начало в философских и педагогических системах. В данной классификации выделяется пять групп методов: Словесные (рассказ, объяснение, беседа); Наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение); Практические (упражнения, выполнение лабораторных работ, трудовых заданий); Работа с книгой (чтение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование); Видео метод (просмотр кино- и видео-фильмов, обучение под контролем электронного учителя, электронный программированный контроль). 2.Классификация методов по назначению. Критерий: последовательные этапы обучения на уроке. В данной классификации выделяются следующие методы: методы, направленные на приобретение знаний; методы, направленные на закрепление знаний, формирование умений и навыков; способы применения знаний; способы организации творческой деятельности; методы проверки знаний, умений и навыков. 3.Классификация по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина). Критерий – уровень самостоятельности познавательной деятельности. В эту классификацию входят методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический), исследовательский. 4. Наиболее распространенной является классификация Бабанского Ю.К. Она включает в себя три группы методов: 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1) словесные, наглядные/ практические (критерий – источник знаний); 2) индуктивные, дедуктивные (критерий – логика познания), 3) репродуктивные и проблемно-поисковые (критерий – активизация мышления школьников); 4) методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя. 2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: 1) методы стимулирования долга и ответственности в учении; 2) методы стимулирования интереса к учению. 3. Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности: 1) методы устного контроля и самоконтроля (фронтальный, индивидуальный, уплотненный опрос), 2) методы письменного контроля и самоконтроля, 3) м етоды лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
3.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
3.1. Словесные методы обучения. Данные методы представляют собой методы словесной (вербальной) передачи и слухового восприятия учебной информации.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |