Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наблюдение. Наблюдение – непосредственное восприятие объектов и явлений действительности в определенных условиях

Наблюдение осуществляется учениками по заданию и плану учителя под его непосредственным руководством (наблюдение на экскурсии) или самостоятельно. Результаты наблюдения фиксируются по заданной педагогом форме, а затем совместно обсуждаются в классе на занятии.

 

3.3.Практические методы обучения.

Эти методы направлены на организацию различных видов практической работы учащихся.

Обобщенная структура практического метода может быть представлена следующим образом:

1) постановка цели работы;

2) планирование (самостоятельное или под руководством учителя);

3) инструктаж учащимся о выполнении работы;

4) контроль работы учеников, организация их самоконтроля;

5) проверка работ учащихся, их анализ.

Упражнение. Упражнения могут быть письменными и устными.

Письменные упражнения в зависимости от степени самостоятельности и творческой активности учащихся бывают следующих видов:

1) упражнения, с помощью которых воспроизводится усвоенный учебный материал (пробные, тренировочные);

2) упражнения, направленные на применение полученных знаний в новых условиях (более творческие), например, решение задачи другим способом;

3) творческие упражнения, например, написание сочинения.

В начальных классах широко практикуются письменные упражнения со словесным сопровождением (комментированием).

Устные упражнения выполняются на вербальном или индивидуально-мыслительном уровне. Разновидности устных упражнений:

1) чтение и осмысление текстов;

2) запоминание и устное воспроизведение правил, теорем, стихотворений и пр.;

3) устное решение примеров, задач и т.п.;

4) пересказ литературных текстов;

5) выполнение грамматических и др. заданий.

Графические работы. Разновидности графических работ:

а) зарисовки;

б) изготовление планов, карт;

в) изготовление чертежей и схем (на уроках трудового обучения, математики, физики, химии и пр.);

г) составление таблиц, построение графиков диаграмм (на уроках языка, математики, физики и пр.).

Фронтальные опыты. Практикуются на уроках физики, химии, биологии и пр. Фронтальные опыты предшествуют изучению новой темы. Они дают опытные данные для последующих теоретических обобщний. Фронтальными называются потому, что проводятся одновременно всеми учениками (изучение свойств минералов, растений и т.д.)

Лабораторные работы. Выполняются учениками в течение одного учебного часа с типовым учебным оборудованием. Это метод, который имеет своей целью непосредственное изучение учениками различных предметов, веществ и явлений. Лабораторные работы предусмотрены учебными программами. Обычно они выполняются звеньями из 2-3-х человек.

Выполнение трудовых заданий. К трудовым заданиям относятся все виды деятельности по формированию умений работать с бумагой, картоном, деревом, металлом, виды работы на пришкольном участке, в учебных мастерских и т.п.

 

3.4. Репродуктивные и проблемно-поисковые методы.

Репродуктивные и проблемно-поисковые методы выделяются в зависимости от того, насколько активизируются механизмы мышления учащихся, насколько они вовлекаются в творческую познавательную деятельность.

При репродуктивном обучении активизируются прежде всего внимание и память учащихся, оно не вызывает активной мыслительной деятельности.

Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, при решении которых активизируется мыслительная деятельность учащихся. Если познавательная проблема воспринята учениками, заинтересовала их, в сознании детей возникает проблемная ситуация. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций.

Объяснительно-иллюстративный метод. Основное назначение этого метода – организация усвоения учениками учебной информации. Учитель сообщает готовую информацию, а ученики воспринимает, осознают и запоминают эту информацию.

Сообщение информации осуществляется устно с помощью методов рассказа, объяснения, лекции и т.п., с использованием печатных изданий (учебника, учебных пособий и пр.), наглядных средств. Объяснительно-иллюстративный метод считается наиболее экономным способом передачи учащимся учебной информации, однако он мало активизирует мыслительную деятельность учеников.

Репродуктивный метод. Знания, полученные с помощью объяснительно-иллюстративного метода, не формируют умения и навыки. Для формирования умений и навыков необходимо воспроизведение знаний и усвоенных способов деятельности. Количество воспроизведений зависит т сложности заданий и от способностей учеников. Воспроизведения необходимы и для прочного запоминания учебной информации.

Воспроизведение знаний – признак репродуктивного метода. В качестве репродуктивных методов могут выступать рассказ, беседа, объяснение (в том числе, со стороны учеников), упражнения и пр.

При применении репродуктивного метода особое значение имеет предписание о порядке выполнения действий (алгоритм). Желательно, чтобы сами ученики участвовали в составлении алгоритмов.

Репродуктивный метод, также как и объяснительно-иллюстративный, относится к репродуктивным методам обучения.

Переходный характер от репродуктивного к проблемному обучению выражает метод проблемного изложения. На определенном этапе обучения ученики еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи. В связи с этим учитель ставит перед учениками проблему и сам показывает путь ее решения. Ученики не участвуют в решении проблемы, а наблюдают и усваивают ход ее решения (например, доказательства теоремы на уроке математики). Таким образом они готовятся к самостоятельной творческой мыслительной деятельности.

Методами проблемно обучения являются частично-поисковый и исследовательский методы.

Частично-поисковый или эвристический метод. Сущность частично-поискового (эвристического) метода выражают его следующие характерные признаки:

- знания не передаются ученикам в «готовом» виде, их необходимо добывать самостоятельно;

- учитель организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;.

- под руководством учителя ученики самостоятельно рассуждают, решают возникшие познавательные задачи, разрешают проблемные ситуации.

При частично-поисковом методе часть решений сообщает учитель, часть решений осуществляется учениками самостоятельно. Учащиеся участвуют частично в процессе решения познавательной проблемы. Отсюда возникло название метода – частично-поисковый.

Исследовательский метод. Этот метод предполагает самостоятельную исследовательскую деятельность учеников при решении учебной проблемы.

Сущность исследовательского метода заключается в следующем алгоритме:

1) учитель вместе с учениками формулирует проблему;

2) ученики самостоятельно разрешают проблему и добывают необходимые знания. Они должны:

- сформулировать гипотезу;

- построить план исследования;

- осуществить исследование;

- сделать необходимые выводы о справедливости гипотезы.

3) учитель управляет процессом разрешения проблемы.

Исследовательский метод предполагает творческое усвоение знаний, поэтому является наиболее продуктивным в обучении школьников.

 

4.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Иллюстрация. Иллюстрация – показ учителем различных иллюстративных учебных наглядных пособий (плакатов, репродукций, карт, зарисовок и пр.) | Метод сопоставления научных и житейских объяснений различных природных явлений, например, явления грозы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.