Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компонентами мировоззрения являются: знания, взгляды, убеждения, идеалы

Оценочная функция мировоззрения заключается в том, что в соответствии со своим мировоззрением человек оценивает все явления окружающей жизни, самого себя.

Ориентационно-регулятивная функция проявляется в том, что поведение, поступки, деятельность человека определяются его сознанием, его мировоззрениием.

В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Объективная сторона мировоззрения соответствует системе взглядов человека на мир, природу общество.

Субъективная сторона состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, о своём Я, о своей индивидуальности, своей личности.

И.Ф. Харламов выделяет три функции мировоззрения в жизни человека.

1. Информационно-отражательная функция проявляется в определённом восприятии человеком окружающего мира. Мировоззрение выполняет роль своеобразной призмы, через которую отражаются все явления природы и общественной жизни, через которую человек отбирает различные сведения.

1.2. Структура мировоззрения.

Знания – проверенный практикой результат отражения действительности, верное её отражение в сознании человека. Они могут носить как объективный, так и субъективный характер.

Взгляды – знания о каком-либо явлении, предмете, о мире в целом в единстве с выраженным отношением человека к ним. Но взгляды не всегда определяют действия и поступки человека.

Действенный компонент мировоззрения – убеждения человека.

Убеждения – совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, которые определяют жизненную ориентацию личности, её деятельность и поведение. Убеждения основываются на взглядах и знаниях, но не сводятся к ним.

Они являются сильным внутренним побудителем к деятельности, поведению, к личностному развитию человека.

Убеждения – это то, что человек готов отстаивать и защищать. Знания могут легко видоизменяться, отбрасываться, забываться. Убеждения – более стойкий компонент мировоззрения. Они не могут легко видоизменяться или исчезать.

Идеал – образ совершенства, наиболее ценного и величественного в культуре, искусстве, отношениях между людьми. Как говорил психолог С.Л. Рубинштейн, идеал – не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть.

 

1.3.Основные виды мировоззрения.

В зависимости от содержания компонентов мировоззрения выделяют три его вида: научное, религиозное, житейское или обыденное.

Источником научного мировоззрения являются различные науки. Научное мировоззрение – результат теоретического осмысления причинно-следственных связей между различными явлениями в природе и обществе. Поэтому оно является объективно верным, доказуемым.

Религиозное мировоззрение опирается на существующий религиозный опыт, передающееся из поколения в поколение религиозное учение. В его основе – вера человека в Бога, Святых, в царствие небесное, в существование бессмертной души. В настоящее время отмечается положительное отношение школы к религиозному мировоззрению как к одной из основ нравственности человека.

Обыденное (житейское) мировоззрение создаётся в реальных жизненных условиях и также передаётся из поколения в поколение. Житейское мировоззрение создаётся на основе жизненного опыта и здравого смысла. Но они не всегда имеют должное (доказуемое) обоснование.

Тем не менее, нельзя утверждать, что это мировоззрение не даёт правильных представлений о мире. Зачастую обыденные взгляды подтверждаются научными истинами (например, сроки посева различных культур).

 

1.4. Возрастные возможности формирования мировоззрения.

Уже в начальных классах существует возможность раскрывать идеи, дающие знание общих законов, которым подчинено всякое движение и развитие. Пониманию школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер. К ним относятся начальные представления о сезонных изменениях в жизни природы, материальном единстве мира и его постоянном развитии, о социальных противоречиях и др.

Интенсивное формирование личности в подростковом возрасте создаёт предпосылки для овладения детьми диалектико-материалистической концепцией мира. Изучая систематические курсы основ наук, подростки совершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной действительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, приходят к самостоятельным мировоззренческим выводам и обобщениям.

В этом возрасте возможно формированию идеалов и жизненных установок. Вместе с тем для подростков характерна неустойчивость суждений и взглядов, неадекватная самооценка. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятельной и обоснованной оценке различных явлений.

В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, что определяет их готовность к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме, методологических идей высокого уровня обобщенности, твердых взглядов и убеждений.

В этом активно участвует одно из ценнейших новообразований ранней юности - самосознание личности. С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение, включающее в себя организацию активной пробы сил в том или ином виде деятельности.

 

2. Умственное воспитание.

Составной частью процесса формирования научного мировоззрения является умственное воспитание.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных спо­собностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Оно предполагает:

- развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познаватель­ного и образовательного процессов;

- стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными тех­нологиями;

- развитие личностных качеств — самостоятельности, широты круго­зора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

 

3. Гражданское воспитание.

 

3.1. Цель и содержание гражданского воспитания школьников.

Основная цель гражданского воспитания - формирование гражданственности как интегрированного качества личности. Оно заключает в себе внутреннюю свободу, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Воспитание гражданственности обеспечивается усилиями педагогов, родителей и общественных организаций.

Содержание гражданского воспитания составляет работа по патриотическому и интернациональному воспитанию, по формированию правовой культуры учащихся.

 

3.2. Патриотическое и интернациональное воспитание.

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его» (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1955. - Т. 3. - С. 24).

Патриотическое воспитание направлено на формирование патриотизма

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Воспитание базовой культуры личности | Мораль (от лат mores – нравы) - форма общественного сознания, система выработанных обществом норм, которые должны соблюдать члены данного общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 2772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.