КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рассказ - последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме
Рассказ широко применяется при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни. К рассказу предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей (в частности, продолжительность рассказа до 10 минут в начальных классах и до 30 минут в старших). Можно выделить четыре основные задачи метода рассказа при его применении в воспитательной работе: - ознакомить с теми или иными фактами, событиями; - вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; - раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; - представить образ героя повествования, образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру. 3.2.Беседа. Как метод воспитания беседа используется с давних времен. Это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся. Беседы могут проводиться на этическую, эстетическую, познавательную тематику. В зависимости от объекта они могут быть коллективными и индивидуальными. Индивидуальная беседа проводится с целью: - выяснить с учеником какой-либо вопрос без присутствия его товарищей; - довести до сознания ученика неправильность совершённого проступка. Для индивидуальной беседы должна быть создана благоприятная обстановка: удобное помещение, отсутствие третьих лиц, доверительное отношение учителя, спокойный тон общения. Если беседа проводится после совершённого проступка, то следует: - проводить её не сразу, а несколько отсрочив; - корректно задавать вопросы; - не обвинять ученика в том, чего на самом деле не было (только лишь на основе подозрений); - не подвергать сомнению искренность ребёнка; - выявлять и учитывать мотивы поступка; - добиваться, чтобы ученик принял оценку поступка, данную учителем. Коллективная беседа проводится с целью нравственного, правового, эстетического и т.д. воспитания детей на основе: - прочитанного литературного материала; - увиденного или услышанного художественного произведения (картины, музыки и т.п.); - собственного опыта учителя или учащихся и т. д. Для того, чтобы беседа была эффективной, следует руководствоваться правилами её построения: 1. Вопросы должны быть чётко сформулированными, хорошо продуманными. Всякая беседа предполагает вывод. Вопросы должны быть направлены на то, чтобы подвести воспитанников к этому выводу. 2. Сформулировав вопрос, учитель должен продумать и грамотный ответ на него. 3. В ходе беседы нужно внимательно выслушивать ответы учеников и правильно на них реагировать. 4. В конце беседы формулируется общий вывод или правило.
3.3. Разъяснение. Разъяснение – метод, раскрывающий содержание тех или иных требований к ребёнку или содержание поступков, явлений, событий. Разъясняемые поступки могут иметь как положительную, так и отрицательную характеристику. Особую сложность для воспитателя составляет разъяснение сути отрицательных поступков. Педагог Т.А. Ильина рекомендует при этом следующие приёмы: А) раскрыть значение поступка в его сравнении с другим аналогичным поступком, оценка которого является понятной и бесспорной (взял без спроса вещь – украл); Б) подвести поступок под общий моральный принцип, значение которого не вызывает у ученика сомнения (уважай старших, не обижай младших и т.п.); В) проанализировать проявившуюся в поступке черту характера (не одолжил книгу – пожадничал); Г) проанализировать объект, с которым был связан поступок (каким был стол – каким он стал).
3.4. Дискуссии и диспуты. К методам формирования сознания личности относятся также дискуссии и диспуты, хотя их можно рассматривать и как методы стимулирования познавательной и социальной активности воспитанников. Обязательное условие дискуссии – наличие, по меньшей мере, двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Предполагается, что в познавательной дискуссии последнее слово должно быть за учителем, хотя это и не означает, что его выводы - истина в последней инстанции. В отличие от дискуссии диспут не требует определенных и окончательных решений. Этот метод, как и дискуссия, основан на давно открытой закономерности: знания, добытые в ходе столкновения мнений, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут в наибольшей мере соответствует возрастным особенностям старшеклассника, который характеризуется страстным поиском смысла жизни, стремлением не принимать ничего на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину. Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, подтверждающие его ошибочность. В свою очередь, диспут учит мужеству отказаться от собственной ложной точки зрения во имя истины. Тему диспута могут подсказать сами ученики («Почему поведение не всегда совпадает с требованиями жизни?» «Откуда берутся равнодушные?» и т.д.) Диспут требует тщательной подготовки, как самого воспитателя, так и учащихся. Вопросы, вынесенные на обсуждение, готовятся заранее, причем полезно привлечь самих школьников к их разработке и составлению. Накануне диспута можно провести анкетирование по теме. В ходе диспута настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволяет себе грубо вмешиваться в спор, навязывать свою точку зрения. Наиболее общее назначение диспутов - создать ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений, поэтому официальных выводов и решений диспут не предусматривает.
3.5. Лекция Лекция – метод, близкий к методу рассказа, но он имеет свои отличия. Это – развёрнутое изложение сущности и содержания какого-либо понятия или освещение определённой проблемы. Конкретные факты, которые составляют основу рассказа, в лекции используются как иллюстрации или как отправные моменты. Главное в ней – ознакомление с теорией, анализ данных, формулировка и обоснование выводов. Успех лекции определяется, в первую очередь, её продуманным строением и логикой доказательств. Строение лекции: - вступление: обоснование темы; - основная часть: разъяснение ключевого (отправного) понятия; Изложение сущности основного понятия с помощью примеров, иллюстраций, пояснений; - обобщение, формулировка выводов.
3.6. Пример. В целостном педагогическом процессе широко используется метод примера.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |