Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Методы воспитания




Лекция №4.

В-четвертых, уважение к ребенку проявляется в духовной щедрости педагога.

В-третьих, это создание атмосферы защищенности ребенка в коллективе.

Во-вторых, это доверие к ребенку

Во-первых, это опора на положительное.

. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых. Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, доверяя ученику, педагог предвосхищает процесс положительного становления личности.

Сущность опоры на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.

В каждом ученике необходимо выявлять положительные черты, на которые можно опереться в процессе воспитания. У многих трудных детей исследователями выявлены следующие позитивные свойства:

- большая энергия и жизнелюбие;

- трудный ученик дорожит доверием своих товарищей;

- в острой ситуации на трудного ученика можно положиться;

- эти дети склонны к риску, ноточно рассчитывают свои действия;

- это люди с сильной волей.

- следует учитывать, что самый черствый ученик откликается на интересующее его дело.

Без видимых причин нельзя подвергать сомнению слова и дела детей.

Защищенным себя ученик чувствует в том случае, если он уверен в том, что его не обидят, выслушают, вникнут в душевное состояние, помогут, но и одновременно потребуют нужного поведения.

По мнению А.С, Макаренко основа защищенности – дисциплина в коллективе.

Ю.П.Азаров сказал, что щедрость души воспитателя выражается в адекватной и даже несколько завышенной оценке воспитанников. При этом оценка должна быть как мгновенная вспышка в фотографировании: сверкнуть в нужный момент на фоне общей требовательности и строгости.

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как целостная система. Они проявляются одновременно в любом элементе педагогического процесса. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов и средств воспитания.

 

План:

 

1. Понятие о методах воспитания.

2. Классификация методов воспитания.

3. Методы формирования сознания личности.

3.1.Рассказ.

3.2.Беседа.

3.3.Разъяснение.

3.4.Лискуссии и диспуты.

3.5.Лекция.

3.6.Пример.

4. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

4.1.Приучение, упражнение.

4.2.Режим.

5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.

5.1.Соревнование.

5.2.Игра, поощрение.

5.3.Наказание.

6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

 

1. Понятие о методах воспитания.

Под методами воспитания следует понимать способы взаимодействия педагога и воспитанников с целью решения воспитательных задач.

Это взаимодействие строится не на равных началах, а при ведущей и направляющей роли учителя. Учитель, воспитатель выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод воспитания состоит из составляющих его элементов (деталей). Они называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Методы воспитания и методические приемы тесно связаны и могут совершать взаимопереходы.

Например, беседа является одним из основных методов формирования сознания. В то же время она может стать одним из основных методических приемов метода приучения.

С методами и приёмами воспитания тесно связаны воспитательные средства.

К средствам воспитания относятся различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая, интеллектуальная, общение и др.), а также - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).

 

2. Классификация методов воспитания.

К настоящему времени накоплен обширный фонд методов воспитания. Их целесообразному и более эффективному использованию помогает классификация.

Наиболее распространённая и приемлемая классификация методов воспитания следующая:

- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, разъяснение, дискуссия, диспут, лекция, пример);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, режим, упражнение, педагогическое требование);

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, коллективные творческие игры, поощрение, наказание и др.);

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном единстве: на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод подкрепляется другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение.

 

 

3. Методы формирования сознания личности.

Это пути разностороннего воздействия на сознание, чувства, волю воспитанников с целью формирования у них правильных взглядов и убеждений.

Назначение этих методов:

– донести до сознания школьников определенные теоретические положения (знания, правила, выводы);

- приобщить детей к осознанию своего собственного опыта;

- направить на усвоение положительных примеров.

Главным инструментом формирования данных методов является слово. Слово воспитателя должно быть убедительным, правильным, эмоциональным, понятным, конкретным.

3.1.Рассказ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.