КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Методы воспитания
Лекция №4. В-четвертых, уважение к ребенку проявляется в духовной щедрости педагога. В-третьих, это создание атмосферы защищенности ребенка в коллективе. Во-вторых, это доверие к ребенку Во-первых, это опора на положительное. . Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых. Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, доверяя ученику, педагог предвосхищает процесс положительного становления личности. Сущность опоры на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться. В каждом ученике необходимо выявлять положительные черты, на которые можно опереться в процессе воспитания. У многих трудных детей исследователями выявлены следующие позитивные свойства: - большая энергия и жизнелюбие; - трудный ученик дорожит доверием своих товарищей; - в острой ситуации на трудного ученика можно положиться; - эти дети склонны к риску, ноточно рассчитывают свои действия; - это люди с сильной волей. - следует учитывать, что самый черствый ученик откликается на интересующее его дело. Без видимых причин нельзя подвергать сомнению слова и дела детей. Защищенным себя ученик чувствует в том случае, если он уверен в том, что его не обидят, выслушают, вникнут в душевное состояние, помогут, но и одновременно потребуют нужного поведения. По мнению А.С, Макаренко основа защищенности – дисциплина в коллективе. Ю.П.Азаров сказал, что щедрость души воспитателя выражается в адекватной и даже несколько завышенной оценке воспитанников. При этом оценка должна быть как мгновенная вспышка в фотографировании: сверкнуть в нужный момент на фоне общей требовательности и строгости. Принципы воспитания тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как целостная система. Они проявляются одновременно в любом элементе педагогического процесса. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов и средств воспитания.
План:
1. Понятие о методах воспитания. 2. Классификация методов воспитания. 3. Методы формирования сознания личности. 3.1.Рассказ. 3.2.Беседа. 3.3.Разъяснение. 3.4.Лискуссии и диспуты. 3.5.Лекция. 3.6.Пример. 4. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. 4.1.Приучение, упражнение. 4.2.Режим. 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. 5.1.Соревнование. 5.2.Игра, поощрение. 5.3.Наказание. 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.
1. Понятие о методах воспитания. Под методами воспитания следует понимать способы взаимодействия педагога и воспитанников с целью решения воспитательных задач. Это взаимодействие строится не на равных началах, а при ведущей и направляющей роли учителя. Учитель, воспитатель выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся. Метод воспитания состоит из составляющих его элементов (деталей). Они называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны и могут совершать взаимопереходы. Например, беседа является одним из основных методов формирования сознания. В то же время она может стать одним из основных методических приемов метода приучения. С методами и приёмами воспитания тесно связаны воспитательные средства. К средствам воспитания относятся различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая, интеллектуальная, общение и др.), а также - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).
2. Классификация методов воспитания. К настоящему времени накоплен обширный фонд методов воспитания. Их целесообразному и более эффективному использованию помогает классификация. Наиболее распространённая и приемлемая классификация методов воспитания следующая: - методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, разъяснение, дискуссия, диспут, лекция, пример); - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, режим, упражнение, педагогическое требование); - методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, коллективные творческие игры, поощрение, наказание и др.); В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном единстве: на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод подкрепляется другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение.
3. Методы формирования сознания личности. Это пути разностороннего воздействия на сознание, чувства, волю воспитанников с целью формирования у них правильных взглядов и убеждений. Назначение этих методов: – донести до сознания школьников определенные теоретические положения (знания, правила, выводы); - приобщить детей к осознанию своего собственного опыта; - направить на усвоение положительных примеров. Главным инструментом формирования данных методов является слово. Слово воспитателя должно быть убедительным, правильным, эмоциональным, понятным, конкретным. 3.1.Рассказ.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |