Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация проблемного обучения




Организация проблемного обучения в практике имеет определен­ные сложности. Основные трудности, по мнению М.И. Махмутова, связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения в разных типах учебных заведений, сложнос­тью подготовки учебного материала в виде проблемных познаватель­ных задач, диалоговых конструкций, а также недостаточной подго­товленностью педагога к организации проблемного обучения.

Вместе с тем в педагогической литературе в достаточной мере обоб­щен опыт организации проблемного изучения различных дисциплин (Д.В. Вилькеев, Г.Д. Артемьева, В.И. Загвязинский, К. К. Бабанский, Е.П. Скворцова, Л.В. Реброва и др.), представлены основные техно­логические требования к организации проблемного обучения (И.А. Ильницкая).

Прежде чем планировать проблемное изучение темы (раздела), необходимо установить возможность его и дидактическую целесо­образность. При этом нужно учитывать специфику содержания изу­чаемого материала, его сложность, характер информации (описа­тельный или требующий обобщений, анализа, выводов).

Важно выявить «внутренние условия мышления» обучаемых, а именно:

• уровень знаний по изучаемой теме;

• интеллектуальные возможности обучаемых, уровень их развития.

В зависимости от выявленного уровня «внутренних условий мыш­ления» обучаемых разрабатывается система конкретных заданий, вы­водящих на обнаружение противоречия на пути движения от незна­ния к знанию. К таким заданиям можно отнести:

• вопросы, требующие объяснить то или иное явление;

• вопросы, с помощью которых педагог преднамеренно сталки­вает противоречивые суждения, мнения, оценки великих людей, ученых, самих обучаемых;

• задания на сопоставления, сравнения и т.п.

И.А. Ильницкая считает, что при разработке и постановке сис­темы проблемных ситуаций именно последовательная система про­блемных ситуаций является основным условием организации про­блемного обучения. В системе проблемных ситуаций выявляется главная, доминантная и ряд вспомогательных. Формулировка ос­новной проблемной ситуации представляет наибольшую трудность, но именно она обеспечивает активизацию познавательной деятель­ности обучаемых, делает процесс познания более целенаправлен­ным и осмысленным.

При организации проблемного обучения нельзя обойтись без тра­диционных методов обучения. Как правило, используются разнооб­разные методы. В зависимости от специфики и уровня сложности информации используют различные методы: репродуктивные, объяс­нительно-иллюстративные, поисковые, экспериментальные и др.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие отличительные признаки и функции проблемного обучения сформулированы М.И. Махмутовым?

2. Какие виды проблемного обучения выделяют?

3. Какие уровни проблемного обучения выделяют?

4. Какие компоненты проблемной ситуации разработаны А.М. Матюшкиным?

5. Какие способы создания проблемных ситуаций выделяет М.И. Махмутов?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.