КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности организации педагогического контроля в модульном обучении
Особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении Цель разработки модулей — расчленение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их во времени и интеграция в едином комплексе. Границы модуля определяются установленной при его разработке совокупностью теоретических знаний и навыков, практических действий, необходимых будущим специалистам для постановки и решения научно-технических задач данного класса. Обычно семестровый курс (40—50 лекционных часов) делят на 10—12 модулей аналогично принятому разделению курса на ряд ем, по которым проводят коллоквиумы. Модуль — самостоятельная структурная единица и в некоторых случаях студент может слушать не весь курс, а только ряд модулей. Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения. Такой перечень, или характеристика входа, служит основой для составления программы предварительного контроля, который можно выполнить в виде письменной работы или осуществить компьютерной системой. В результате такого контроля студент не получает оценку, но имеет возможность выяснить степень своих знаний, получить рекомендации по дополнительной проработке тех или иных вопросов. Внутри одного курса завершающая контрольная работа по окончании каждого модуля служит предварительным контролем для следующего. Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстративных материалов, который студент получает перед началом его изучения. Модуль снабжается списком рекомендуемой литературы. Каждый студент переходит от модуля к модулю по мере усвоения материала и проходит этапы текущего контроля независимо от своих товарищей. Информация, входящая в модуль, способна иметь самый широкий спектр сложности и глубины, при четкой структуре и единой целостности, направленной на достижение интегрированной педагогической цели. Поскольку задачи обучения могут со временем изменяться, а учебный материал периодически пересматривается и обновляется в связи с непрерывным развитием науки и техники, в структуре модуля заложены постоянная, базовая компонента и вариативная часть. Базовая компонента представляет собой фундаментальное понятие дисциплины — явления, закон, структурный план и т.д., или группу взаимосвязанных понятий. Вариативность зависит как от изменения и обновления содержания информации, так и от направления специализации студента. Тем самым на практике реализуется принцип гибкости и динамичности образования без снижения качества подготовки. В свете вышесказанного, очевидно, что для разработки всего комплекса модулей необходимы системный анализ и глубокая методическая проработка содержания и структуры дисциплины, при которых обеспечивался бы требуемый квалификационной характеристикой объем знаний, навыков и умений студентов.
Для оценки знаний при модульном обучении используется новая, более прогрессивная система, которая состоит в замене традиционного дискретно-сессионного контроля на непрерывно набираемый в период обучения и на этапах промежуточного контроля рейтинг. Такая система оценки знаний называется рейтинговой. Рейтинг представляет собой количественную оценку какого-то качества человека. Следовательно, рейтинг обученности студента — это количественная оценка результатов педагогического воздействия на человека. Дадим следующее определение рейтинга студента: Рейтинг -это сумма баллов, набранная студентом в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка. В ряде систем показатель рейтинга совпадает с оценкой знаний студента при проведении контрольных мероприятий. В этом случае базовая цена модуля известна (рассчитана) заранее. В других же показатель определяется по довольно сложным формулам с учетом стартового оценочного показателя знаний студента, ожидаемой оценки качества выполнения испытания и других величин. В первом случае сумма баллов, полученных по модулю (или по частям модуля) в процессе обучения и на экзаменах, с учетом корректирующих коэффициентов, составит итоговый рейтинг по дисциплине, а рейтинг по всем дисциплинам семестра составит суммарный рейтинг, который и будет внесен в рейтинг-лист. Во втором случае рейтинг студента R вычисляется по формуле R=Rстар.+K*(S-Sож). где Rстар. — стартовый рейтинг; К - коэффициент значимости (весомости) контрольного испытания; Sож. — ожидаемая оценка качества выполнения испытания; S — реальная оценка качества выполнения испытания. Для вычисления рейтинга абитуриента и Sож. (с учетом К) существуют специальные формулы и таблицы. Абсолютные величины S даются в пятибалльной оценке и могут быть дробными, К выражается 2-разрядной величиной; а К- 3-разрядной. Фиксированные точки, этапы обучения определяют вид контроля и, как следствие — вид рейтинга. По этапу контроля предусматривают следующие виды контроля: • текущий; • промежуточный, • итоговый. Все результаты, достигнутые студентом на каждом этапе текущего, промежуточного (рубежного) и итогового контроля, оцениваются в очках или баллах. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный интегральный индекс. Цель студента — набрать максимальное число баллов. При рейтинговой системе резко возрастает роль текущего и промежуточного контроля, поскольку это возможно именно здесь. Текущий контроль дает до 30—35 % общей максимальной оценки в баллах, промежуточный (рубежный) — 20—25 %, практические занятия и курсовая работа — до 25 %. Доля баллов, полученных на экзамене, обычно не превышает 20 % от общей оценки учебного труда студента. Такая система стимулирует повседневную систематическую работу студентов, значительно повышает состязательность в учебе, исключает случайности при сдаче экзаменов. В ряде систем промежуточный контроль отсутствует. В разных модификациях системы рейтинговой интенсивной технологии рейтингового обучения (РИТМ) в зависимости от видов применяемого контроля используется различная классификация рейтинга; на нее влияет также и различная методика расчета рейтинга. По целям контроля рейтинг подразделяется на стартовый, технический, теоретический, творческий и синтезированный. Стартовый рейтинг предназначен для оценки знаний студентов в начале цикла, проверки остаточного уровня знаний и умений. Он «настраивает» обучаемого на работу с первых дней цикла. Технический рейтинг — складывается из оценок текущих работ (от 2 до 4 в цикле) и оценок решения типовых задач на коллоквиумах. Он служит для проверки технических умений и навыков студентов при решении типовых стандартных задач. Теоретический рейтинг набирается на коллоквиумах, проводимых на этапах промежуточного контроля, и служит для оценки уровня усвоения теоретического материала. Творческий рейтинг используется для оценки уровня творческого потенциала студента, его умения самостоятельно получать доказательства теории по аналогии с приведенными в лекциях, для приобретения навыков в решении нестандартных задач теоретического и прикладного характера, связанных с профилем будущей специальности. К выполнению задач творческого рейтинга допускаются только те студенты, суммарный рейтинг которых позволяет им претендовать на хорошую и отличную оценку. Аналогичным способом набрать баллы теоретического рейтинга могут только студенты, имеющие минимум баллов по техническому рейтингу. Каковы могут быть методы контроля? Текущий контроль проводится преподавателем в виде контрольных мероприятий помодульно или по частям модуля. Контрольные мероприятия — это тесты, расчетно-графические задания, контрольные, лабораторные работы, позволяющие установить уровень знаний студента, стабильность выполнения им учебного графика, его активность. Кроме приведенных выше, различают три типа рейтинговых оценок качества обучения студента: • по конкретному учебному предмету (временный рейтинг); • по конкретной кафедре (кафедральный рейтинг); • в целом по всем кафедрам (общий рейтинг). Рассмотрим методику определения предметного рейтинга для оценки качества обучения студента в семестре или за весь курс обучения. Преподаватель разрабатывает шкалу оценок качества выполненных студентом заданий в процессе изучения, им данного предмета. Величина оценки выбирается самим преподавателем, он описывает, при каком качестве выполнения данного задания какая студенту положена оценка. Сумма всех максимально возможных оценок за выполнение каждого задания в течение семестра дает максимально возможную семестровую сумму, а по окончании изучения предмета, например, в течение нескольких семестров, накапливается итоговая предметная рейтинговая сумма - предметный рейтинг студента. Преподаватель определяет сумму максимальных рейтинговых по всем контрольным заданиям своего учебного предмета, которая и представляет максимальное значение рейтинговой шкалы обученности студента за один семестр — его RSmax. Далее преподаватель устанавливает шкалу оценок: — Ri итоговый предметный рейтинг студента. Если RSi > К 4 % от RSmax, то «отлично» Если К 4 % от Rsi, Rsi > К3% от RSmax, то «хорошо» Если К3% от RSmax Rsi > К2% от RSmax, то «удовлетворительно» Если К2% от RSmax Rsi >К1% от RSmax, то «неудовлетворительно» Если Rsi К1% от RSmax, то «кол» Поскольку студент изучает и другие предметы, то целесообразно для одной специальности но всем предметам назначить одни и те же числовые параметры К1,К2,КЗ и К4. После этого преподаватель делает пометку: «Данный предметный рейтинг студента определяется после обучения в течение программного времени Т». На этом подготовка рейтинговой шкалы самим преподавателем предметником закончена. Ее только нужно нормализовать в диалоге с ПЭВМ, чтобы можно было унифицировать рейтинговые шкалы для всех предметов, которые изучают в течение семестра студенты одной и той же специальности. В ПЭВМ вводят следующие данные: • число рейтинговых измерений; • значение параметров К1, К2, КЗ и К4; • максимально возможные рейтинговые показатели для первого, второго и т.д. измерений. После этого ПЭВМ просчитывает показатели рейтинговой шкалы так, итоговый предметный рейтинг RSmax был стандартный для данной специальности, например RSmax = 1000. В результате получают унифицированную шкалу рейтинга. Перед началом учебного процесса для студентов вывешивают по каждому учебному предмету унифицированную предметную рейтинговую шкалу и перечень требований к качеству выполнения контрольных заданий. В ходе учебного процесса рядом с этими двумя документами вывешивают списки студентов данной специальности и курса с показателями рейтинговых приращений в течение прошедшего месяца. То есть осуществляется ежемесячный мониторинг успешности обучения студентов по данному учебному предмету, который активизирует самостоятельную работу студента. Шкала рейтинговых оценок известна и преподавателю и студенту. Преподавателю остается только сопоставлять качество выполнения студентами контрольных заданий и выставлять рейтинговые оценки. Таким образом, исчезает фактор предвзятости преподавателя, субъективизм, побуждающий студента адаптироваться к «слабости» преподавателя ради получения положительной оценки. В результате у студента возникает желание готовить себя к профессиональной работе творчески, с большей интеллектуальной самоотдачей. Преподаватель завершает обучение студента по рейтинговой системе сдачей конечной ведомости, в которой вместе с итоговым предметным рейтингом каждому студенту выставляется его итоговое ранг-место, которое он занял по данному предмету среди студентов его специальности и курса, и итоговую пятибалльную оценку (либо за семестр, либо за все время обучения по данному предмету). В этой же ведомости он записывает максимально возможный итоговый предметный рейтинг (RSmax = 1000) и время Т, выделенное на изучение данного учебного предмета в отчетном семестре. Проставляются так же даты начала преподавания этого предмета и проведения рейтингового контроля. Ведомость может быть стартовой, если предмет будет преподаваться и в следующих семестрах, про межуточной, если предмет преподавался уже не первый семестр, и финишной, если предмет преподавался последний или один семестр. Такая ведомость позволит осуществлять предметно-рейтинговый мониторинг успешности обучения студента в течение семестра. Мониторинг - рейтинговое отображение динамики качества обучения по результатам рейтингового контроля по модулям (М1, М2, МЗ, М4, М5), рубежный окончательный в данном семестре рейтинговый контроль (Рм). Изучение преподавателем этой ведомости после ее окончательного заполнения позволяет изучать динамику обучения каждого студента и сопоставлять ее со среднестатистическими данными по группе и курсу, судить об успешности проведенных в семестре занятий и ввести коррективы в преподавательскую работу. На этом завершается основная часть рейтинговой технологии обучения. Кроме предметного рейтинга, могут определяться кафедральный и общий семестровый рейтинг студента, которые учитываются при распределении между студентами привилегий (материальная помощь, назначение специальных стипендий, надбавок, распределение путевок, плата за обучение и т.п.). С помощью мониторинга общего рейтинга обученности студента в течение всего периода обучения в вузе можно проследить динамику качества профессиональной подготовки студента от семестра к семестру. Ученый совет факультета и деканат могут пользоваться этими рейтинговыми показателями при распределении студентов на практику, работу, в аспирантуру и т.д. Таким образом, осуществляется рейтинговая технология получения и анализа результатов обучения студентов в вузе. Рейтинговая система контроля знаний студентов при модульной системе обучения позволяет: • упростить процедуру непрерывного контроля знаний; • получать, накапливать и выдавать достоверную информацию о состоянии дел у студента, группы, потока т любой промежуток времени и на текущий момент; • прогнозировать положение дел у студента на некоторые временные периоды; • регулировать учебный процесс в соответствии с программными целями и с учетом его результатов на контролируемом этапе; • стимулировать активное приобретение знаний студентами, выявлять лидеров и аутсайдеров, поощрять отличившихся; • определять статус студента, группы, потока в глазах самих студентов, преподавателей, руководителей учебного процесса; • создать благоприятные условия для синтеза знаний, решения междисциплинарных проблем, внедрения различных уровней обучения (обязательной и производительной, базовой и профессиональной программ обучения); • использовать в процессе обучения компьютерные системы, вычислительную и организационную технику; • свободно выбрать в соответствии со способностями и наклонностями студента уровень и направленность подготовки; • создать новую среду для разработки эффективного методического обучения; повысить производительность труда участников производительного процесса. Вопросы для самоконтроля. 1.Что такое обучающий модуль? 2. Перечислите основные принципы модульного обучения. 3. Назовите особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении. 4. Дайте определение рейтинговой системе оценки знаний. 5. Перечислите виды рейтингов. 6. Дайте определение понятию «мониторинг».
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |