КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дидактические принципы дистанционного обучения
Принципы дистанционного обучения — определенная система исходных основных дидактических и других требований к процессу проектирования и обучения в системе дистанционного обучения, которая и должна формироваться с учетом этих требований. Система дистанционного обучения базируется на общедидактических принципах: • соответствие дидактического процесса закономерностям учения; • ведущая роль теоретических знаний; • единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; • стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учебе; • соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; • сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; • сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя; • системность и последовательность в обучении; • доступность; • прочность овладения содержанием обучения. Из дополнительных принципов применительно к дистанционному обучению наиболее значимыми являются следующие. • Гуманистический принцип: направленность обучения и образовательного процесса на личность; создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися знаниями, соответствующими избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных и физических качеств. • Принцип целесообразности применения новых информационных технологий: новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека. • Принцип безопасности включает широкий спектр мероприятий, касающихся защиты секретной информации, распространения ложной информации, исключения недобросовестности и фальсификации обучения и др. • Принцип опережающего образования заключается не только в передаче новому поколению уже накопленного научного и культурного наследия прошлых поколений, но и в формировании его сознания и мировоззрения, которое помогло бы этому поколению адаптироваться в быстро изменяющемся мире. • Принцип стартового уровня образования: эффективное обучение требует определенного начального набора знаний, умений, навыков. • Принцип выбора содержания образования: содержание в дистанционном обучении должно соответствовать нормативным требованиям государственного стандарта РФ. Анализ деятельности образовательных учреждений, использующих технологии дистанционного обучения, выявил общие (присущие всем) организационные особенности: • непрерывность обучения; • открытость и индивидуальный подход в осуществлении учебного процесса; • централизм, с центром дистанционного обучения на базе ведущего вуза, и территориально удаленных учебно-консультационных пунктов; • наличие преподавателей-консультантов (тьюторов), прикрепляемых к слушателям по направлениям или дисциплинам. Рассматривая различные варианты организации деятельности зарубежных образовательных учреждений, можно выделить следующие модели дистанционного обучения: Консультационная модель. Ее основной отличительной чертой является регулярное посещение студентом консультационного (учебного) центра. В центре студенты прослушивают лекции, встречаются с другими студентами и преподавателями, получают необходимые им разъяснения и результаты оценки предыдущих работ. Преподаватели дают рекомендации о том, как и что необходимо выучить в ближайшее время; студенты приносят свои домашние задания. Оценки могут быть выставлены и сразу, но обычно результаты объявляются в течение двух-трех недель. Учебный процесс контролируется в консультационном центре тьюторами. Условия, необходимые для реализации данной модели: • Студенты должны иметь время для регулярного посещения консультационного центра и достаточно средств для оплаты проезда к нему. • Необходимое условие — наличие в центре тьюторов. • Формирование группы студентов. • Успех обучения зависит от мотивации. • Модель корреспонденции (переписки). В основе этой модели лежит процесс перманентного обмена между преподавателем и студентом учебными материалами, домашними заданиями и результатами по почте или каким-то другим способом, без личного контакта. Студенты получают (по почте) учебные материалы, которые они должны изучить за определенный промежуток времени, задания, которые необходимо выполнить, и вопросы, на которые необходимо ответить. Затем студент посылает все выполненные задания преподавателю и получает ответ, в котором содержится не только формальная оценка, но и анализ содержания ответов, рекомендации. Обмен информацией может происходить как по почте, гак и по другим каналам связи: телефону, факсу, компьютерным сетям. Необходимые условия для существования модели: • Надежная система связи. • Наличие преподавателей, способных дать быструю и квалифицированную оценку работы студента. • Время кругооборота информации между студентом и преподавателем должно быть не меньше 2 недель. • Как и в консультационной модели асинхронная модель может быть дополнена личными встречами, отдельными лекциями (по выбору). Учебные материалы должны быть хорошо структурированы. • Модель регулируемого самообучения. Основной ее характеристикой можно назвать большую самостоятельность студента -большая свобода выбора времени и места учебы, количества времени, затраченного на учебу, выбор даты начала курса и экзамена. Обучение происходит с помощью задания, вопросов и структурированного материала (последний должен быть опять же очень хорошо структурирован). Качество усвоения знаний оценивается самим студентом с помощью вопросов с ключами. Необходимыми условиями для этой модели являются следующие: • Студенты должны быть высоко дисциплинированными, иметь способности к самообучению. • В разработке учебного материала должны принимать участие высококвалифицированные преподаватели-разработчики. С учетом российской специфики некоторые исследователи выделяют следующие модели (схемы, варианты) организации образовательного процесса в системе дистанционного обучения. За основание классификации (типологизации) моделей принимаются средства доставки и представления учебных материалов. В этих моделях, как условие, предполагается, что потенциальный потребитель образовательных услуг (абитуриент) выбрал конкретное образовательное учреждение, прошел вступительные испытания и оформил все необходимые документы. Вступительные испытания в системе дистанционного обучения проводятся в форме специальных анкет, тестов, собеседования, а иногда — экзаменов. • Модель «кейс»-технологии. После прохождения вступительных испытаний студент для проведения учебы получает набор (кейс, комплект) учебных материалов. Обычно формируется группа студентов, компактно проживающих в районе (хотя он может учиться по этой модели и автономно, без контактов с другими обучающимися). На установочном занятии по каждому предмету тьютор объясняет, как работать с учебно-методическими пособиями, на что обращать внимание при изучении предмета, инструктирует но организации самостоятельной работы, по расписанию или графику занятий и др. Затем периодически проводится консультирование и проверка тестов. Контролируемая самостоятельная работа составляет основу учебного процесса. Завершается изучение предмета обычно заключительным занятием, на котором обсуждаются наиболее трудные вопросы и проводится экзамен. Экзамены проводятся, как правило, очно, ответы в письменной форме. Основу комплекта средств обучения составляют бумажные (печатные) учебные пособия, которые могут дополняться аудио- и видеоматериалами, компьютерными программами на СО или других носителях. Образовательный процесс может происходить как в базовом вузе, так и в региональном центре, территориально удаленном от центра. Для проведения учебного процесса преподаватели могут выезжать в региональный центр или для преподавания могут готовиться тьюторы из числа преподавателей или специалистов, проживающих в регионе. Модель кейс-технологии напоминает схему заочного обучения. Видимые отличия заключаются в том, что разрабатываются и используются специальные учебные комплекты средств обучения, предоставляются более свободные временные рамки процесса и обязательность посещения занятий. По каждой дисциплине за студентом закрепляется преподаватель-консультант (тьютор), который в обязательном порядке проходит сертификацию в базовом вузе и проводит со студентами занятия по индивидуальному, согласованному с администрацией вуза графику. • Модель корреспондентского обучения. В этой схеме организации учебного процесса после оформления необходимых документов студент получает учебные материалы и к нему прикрепляется преподаватель, который консультирует и проверяет контрольные работы. Очные контакты не планируются. Важную роль в информационном обмене играет традиционная почта. При большом числе студентов из-за значительного объема документации оформление и учет, как правило, автоматизированы. Описываемая схема почти не претерпела изменений со времени появлений используемого за рубежом с 20-х гг. XX в. и носящего название «обучение по переписке) или «корреспондентское обучение». Отличие современной модели можно заметить в формировании комплекта средств обучения (сюда включаются кроме печатных учебных пособий компьютерные программы, учебные пособия на аудио- и видеоносителях) а также использование телефона и других средств связи для дидактического и организационного взаимодействия студента с вузом. Модель в целом ориентирована на случаи, когда в месте обучения студента отсутствуют телекоммуникации. Временной график обучения гибкий. Таким образом, в основе данной модели лежит процесс постоянного обмена между преподавателем и студентом учебными материалами, домашними заданиями и результатами по почте или каким-то другим способом. Описываемая модель обучения применяется в Европейской школе корреспондентского обучения (ЕШКО), «Тантале», Центре обучения Хаббарда. • Радиотелевизионная модель обучения. Для доставки к обучающемуся учебной информации могут использоваться телевидение, радио, радиотрансляционные городские сети. На основе этих систем и средств проводятся установочные занятия, лекции. Консультации, экзамены и другие организационные формы занятий реализуются обычно в очной форме. Типичная организация дистанционного обучения при такой модели включает в себя следующие этапы: • лекционная форма обучения по радиовещанию или телевидению; • самоподготовка по учебным пособиям и дополнительной литературе в соответствии с утвержденной программой; • консультации но предложенному учебному курсу; написание контрольных работ, а также дипломной работы; • мониторинг образовательного процесса, заключающийся в оценке письменных работ и тестировании; • итоговый контроль. Такая модель находит применение в Японии, Китае, в Институте телеобразования Франции, в Центре ДО старшеклассников общеобразовательной школы и незанятого населения. • Модель сетевого обучения базируется на использовании сети Интернет. Информация об учебном заведении, специальностях и порядке обучения располагается на сайте ОУДО. Желающий обучаться оформляет и отправляет в Центр необходимые документы, представленные в электронном виде. После прохождения формальных процедур по оформлению и оплате курса обучающийся получает пароль для санкционированного доступа к учебной информации и фамилию тьютора для индивидуальных консультаций и сдачи промежуточных тестов. Общение с преподавателем реализуется посредством электронной почты, теле- или видеоконференцсвязи. Экзамены (для выдачи) сертификата реализуются в очной форме или с помощью видеоконференцсвязи.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 3247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |