КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4: Современные требования к кадровой политике
Концепция кадровой политики на федеральном железнодорожном транспорте. 1.Содержание и задачи кадровой политики. 2. Критерии и оценка выбора кадровой политики. 3.Взаимосвязь кадровой политики и стратегии развития предприятия. 4. Кадровая политика в условиях реформирования железнодорожной отрасли: сущность, основные направления и пути развития.
1. Для эффективного управления персоналом предприятие нуждается в целостной работе с кадрами, позволяющей управлять ими от момента приёма на работу до завершения карьеры. Цели и задачи управления персоналом достигаются через кадровую политику, которая в настоящее время полностью определяется концепцией развития предприятия. Понятие «политика организации» включает систему правил, в соответствии с которыми ведёт себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему. Кроме финансовой и внешнеэкономической политики по отношению к конкурентам, любая организация разрабатывает и осуществляет кадровую политику, которую можно определить как систему целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с персоналом. Эта политика распространяется на все категории работников. Кадровая политика является ключевым направлением всей работы по управлению персоналом; она характеризуется совокупностью методов, направленных на сохранение и развитие кадрового потенциала, системой основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. Кадровая политика служит стратегической линией работы с персоналом. Следовательно, кадровая политика представляет собой деятельность, направленную на создание трудового коллектива, которая наилучшим образом способствует совмещению целей и приоритетов предприятия и работников. Кадровая политика формируется в соответствии со стратегией предприятия и направлена на организацию эффективного управления персоналом для решения задач, стоящих перед всеми подразделениями предприятия. Цель кадровой политики – обеспечить эффективную организацию с помощью оптимального баланса между процессами обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями организации. Для достижения целей кадровая политика должна решать следующие задачи:
• обеспечивать все участки производства рабочей силой необходимой квалификации; · оптимизировать кадровый состав ключевых структурных подразделений; • эффективно использовать мастерство и потенциальные возможности каждого работника; • формировать организационную культуру, объединяющую работников и обеспечивающую их готовность поддерживать решения руководства для достижения общих целей; • стимулировать и поддерживать стремление каждого работника сохранять благоприятный климат в коллективе; • формировать мотивацию работника высокопроизводительно и эффективно трудиться; • создавать и поддерживать организационный порядок, укреплять исполнительную дисциплину, повышать ответственность сотрудников за выполнение обязанностей, укрепление трудовой и производственной дисциплины; • удовлетворять интересы различных групп работников. Особая задача кадровой политики заключается в подготовке ответов на все вопросы работников, связанные с управлением персоналом организации. Задачи кадровой политики должны постоянно находиться в фокусе внимания во всех основных функциональных направлениях — от поиска и отбора персонала до формирования организационной культуры. 2.типы кадровой политики в зависимости от целей предприятий в сфере управления персоналом Типы кадровой политики
Пассивная кадровая политика в основном сводится к ликвидации возможных негативных последствий частных ситуаций. Безусловно, при таком типе кадровой политики в организации отсутствует четкий план работы в сфере управления персоналом, нет анализа проблем, их причин и последствий. При реактивной политике контролируются текущие кадровые вопросы, исследуются конфликтные ситуации и их причины. Реактивная кадровая политика ограничивается оперативным планированием кадров. Говорить о превентивной кадровой политике целесообразно, когда в организации существуют детальные краткосрочные и среднесрочные прогнозы развития в сфере управления персоналом. На основе таких прогнозов вырабатываются направления деятельности и конкретные мероприятия, однако организация не имеет средств для влияния на решение кадровых задач. Наиболее прогрессивным является активный тип кадровой политики. Специалисты по персоналу проводят регулярные исследования, разрабатывают обоснованные программы, а предприятие располагает средствами для воздействия на кадровую ситуацию. При таком типе кадровой политики главное — проводить грамотный анализ, учитывающий влияние всех факторов, и прогнозировать возможное изменение ситуации. Открытая кадровая политика обусловлена тем, что организация взаимодействует с потенциальными сотрудниками для всех позиций. При закрытой кадровой политике организация ориентируется на привлечение нового персонала на нижний уровень должностей, а замещения на позициях среднего и высшего уровней являются прерогативой действующих работников организации. Кадровая политика может иметь общий характер, если она относится к персоналу всего предприятия в целом. В то же время, если кадровая политика направлена на решение обособленных задач в отношении конкретных структурных подразделений или категорий работников, можно говорить о частном характере политики. Основу кадровой политики составляют принципы ее формирования. 1. Демократизм управления. Предполагает полное и постоянное соответствие деятельности руководства интересам всех категорий сотрудников. Данный принцип предполагает одновременно равноправие всех работников в возможности занять вакантную должность. 2. Обоснованность. Кадровая политика опирается на современные научные разработки, которые могли бы обеспечить максимальный экономический и социальный эффект. 3. Системность и комплексность. Подразумевает взаимосвязь и полный охват всех сфер кадровой деятельности. 4. Справедливость и последовательность управления. Означает одинаковый подход ко всем категориям и группам работников. Учет интересов, как отдельного индивида, так и конкретной социальной группы. 5. Знание потребностей всего персонала и отдельных работников. 6. Эффективность. Затраты на мероприятия в кадровой области окупаются результатами хозяйственной деятельности. 7. Социально-правовая защита персонала. Предприятие принимает локальные нормативно-правовые положения, регламентирующие благоприятные условия для эффективной работы коллектива. В реализации кадровой политики не следует руководствоваться одним или несколькими принципами. Только руководствуясь совокупностью основных принципов можно рассчитывать на успех. Безусловно, важно не их механическое соблюдение, а осознанное руководство ими при принятии решений по подбору, расстановке и использованию кадров в каждой конкретной ситуации. Содержание кадровой политики в настоящее время не ограничивается наймом на работу, оно затрагивает принципиальные позиции предприятия в отношении подготовки и развития персонала, обеспечения взаимодействия работника с организацией. В то время как кадровая политика определяется выбором целевых задач, рассчитанных на дальнюю перспективу, текущая кадровая работа ориентирована на оперативное решение кадровых вопросов. Между ними, естественно, должна быть взаимосвязь, которая бывает обычно между стратегией и тактикой. В содержание кадровой политики входит разработка функциональных обязанностей для подразделений, занятых управлением персоналом. Среди них можно выделить основные положения кадровой политики: • формирование единых принципов стратегического управления и развития персонала предприятия; • увязка кадровой политики при стратегическом планировании предприятия с текущей кадровой работой на всех уровнях управления; • внедрение новых методов и систем подготовки и переподготовки персонала; • проведение скоординированной тарифной политики и оплаты труда; • разработка экономических стимулов и социальных гарантий; • защита прав и гарантий работников, работа с представителями трудовых коллективов и профсоюзов; • исследование проблем в области развития человеческих ресурсов; • подготовка нормативных и методических материалов обеспечения высокого уровня управления кадрами. _________________________________________ Вопросы кадровой политики на текущий период и на перспективу решаются во всех организационных структурах — от крупных корпораций до предприятий малого бизнеса, представляющих различные формы собственности. В зависимости от общей численности персонала конкретные вопросы кадровой политики решают либо конкретные исполнители, либо специальные подразделения по управлению персоналом. Разработка кадровой политики является ключевым элементом стратегического планирования организации. Кадровая политика представляет собой письменный документ, в котором описываются все аспекты текущей кадровой политики предприятия, подписанный всеми высшими руководителями. Случается, что у предприятия на начальном этапе развития нет документа, отражающего кадровую политику, но это не означает, что руководство не в состоянии эффективно управлять своим коллективом. Администрация должна стремиться к этому. Следует учитывать, что кадровая политика как таковая не является смыслом существования организации. Эффективная кадровая политика является следствием основных коммерческих или функциональных целей организации и отражает их. Кадровая политика должна логично встраиваться в общую политику предприятия и ориентироваться на длительный период.
Формирование кадровой политики служит основой принятия решений в сфере управления персоналом. Кадровая политика охватывает все межличностные взаимодействия и поведенческие установки в организации, которые становятся ориентиром при решении кадровых вопросов. ' Кадровая политика может быть различной. Она может быть быстрой и решительной, основанной на формальном подходе, приоритете производственных интересов, либо, наоборот, — строиться на учете того, как она скажется на трудовом коллективе, к каким социальным издержкам для него это может привести. В этом отношении она должна быть достаточно стабильной и учитывать интересы персонала и сложившуюся корпоративную культуру. Содержание кадровой политики составляют ее элементы (рис) Каждый элемент требует эффективного механизма реализации, включая основные направления кадровой поли тики: • анализа конкретной ситуации и подготовки прогнозов развития предприятия, прогнозов новых рабочих мест с учетом внедрения технологий; • определения ключевых принципов, приоритетов и положений кадровой политики; • утверждения регламента кадровой политики организации, ■ зафиксированной в программах, приказах, распоряжениях и других документах; Рис..Элементы кадровой политики • информирования коллектива о кадровой политике, создания и поддержания системы движения кадровой информации; • прогноза численности и качественной структуры кадров по подразделениям (основным направлениям работы), формирования структуры и штата, создания резерва; • разработки и обеспечения программы развития, профориентации и адаптации сотрудников, планирования индивидуального продвижения, формирования команд, профессиональной подготовки и повышения квалификации; • анализа соответствия между кадровой политикой и стратегией организации, выявления проблем в кадровой работе, оценки кадрового потенциала; • формулирования принципов распределения средств, обеспечения эффективности системы стимулирования труда; • установления каналов обратной связи между руководством и персоналом. Кадровую политику можно рассматривать как процесс принятия конкретных решений в сфере управления персоналом. В то же время кадровая политика состоит не только из руководящих решений для всей системы управления персоналом, но и из множества ежедневных частных решений, которые принимают руководители в отношении подчиненных. Очевидна необходимость сочетать различные направления и элементы кадровой политики, создавать единую концепцию для всех инструментов кадровой политики. Объединяющей концепцией всей кадровой политики предприятия может стать стратегия управления персоналом. Стратегия представляет собой детальный всесторонний долгосрочный комплексный план действий, предназначенный обеспечить будущее предприятия и его выживание на рынке. Прежде всего высший менеджмент предприятия согласовывает деятельность по всем основным направлениям функционирования с учетом корпоративной цели и политики предприятия. Затем разработанные позиции выносятся на обсуждение всех руководителей предприятия. И после принятия общей стратегии функционирования разрабатывается взаимосвязанная со всеми позициями стратегия по управлению персоналом, без которой невозможно решение основных задач. На основании принятой стратегии по управлению персоналом разрабатывается регламент проведения кадровой политики и детально планируется бюджет расходов на персонал (рис.). В соответствии с этим бюджет расходов на персонал выступает отражением кадровой стратегии предприятия. Представленная схема наглядно демонстрирует интеграцию и взаимозависимость стратегии управления персоналом со всей управленческой стратегией организации, которые должны сочетаться по всем параметрам и в первую очередь с учетом финансовых возможностей предприятия. Реализация всех направлений стратегий предприятия в значительной степени связана именно с персоналом, поэтому кадровая стратегия играет ключевую роль. Одной из важных задач стратегии управления персоналом является обеспечение потребности организации в персонале на ближайшие 5 лет (в целом и отдельно по всем категориям и профессионально-квалификационным группам). Решение этой задачи требует разработки эффективных программ обучения и развития персонала, а также эффективного взаимодействия между работниками и подразделениями. Для достижения своих целей предприятие должно располагать работниками, чья компетенция соответствует требованиям их должностей. Для этого менеджмент предприятия должен располагать общей политикой развития, представлять потребности предприятия и ожидания персонала. Необходимо представлять сколько времени имеется у организации на приобретение работниками необходимых знаний, представлять допустимые издержки на обучение, перемещение и вознаграждение персонала. Следовательно, разработка кадровой стратегии состоит в определении путей и способов проведения кадровой политики для достижения общих целей предприятия. Наиболее значимыми элементами стратегии управления персоналом являются: • исследование внешней и внутренней среды предприятия; • постановка и уточнение общих целей деятельности организации; • выявление специфических целей деятельности, связанной с управлением персоналом; • разработка стратегических вариантов управления персоналом; • формирование взаимоотношений между высшими управленческими кадрами; • создание соответствующей организационной структуры служб управления персоналом; • выработка критериев эффективного управления персоналом; Стратегия управления персоналом организации охватывает множество направлений, в том числе: • связь с рынком труда и с внутрифирменными трудовыми ресурсами; • проведение мероприятий по использованию действующего персонала, а также мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров; • выбор и реализация стиля управления кадрами; • выбор систем мотивации и стимулирования труда (включая социальные услуги); • проведение информационно-коммуникационной политики. Стратегия управления персоналом предполагает анализ возможностей реализовать перспективные задачи и изучение возможностей персонала или его подбор для достижения глобальных целей предприятия. Стратегия создает условия для принятия решений, удовлетворяющих и руководство предприятия, и персонал организации. В то же время оперативные решения могут поддерживать противоречия между интересами работников и организации (в большей степени это касается социальных аспектов), которые устраняются в перспективе. Такие стратегические задачи имеют только качественную оценку. Поэтому выбор стратегии управления персоналом осуществляется на основе анализа всех факторов и определения наиболее перспективного варианта развития организации. Отражением кадровой стратегии и политики являются правила и процедуры компании. Правила и процедуры компании определяют требования компании к работникам и отражают кадровую стратегию компании. Стратегия управления персоналом влияет на поведение всего персонала от рядовых работников, до руководителей высшего звена, а также на принятие будущих решений.
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Стратегия управления персоналом, как и другие функциональные стратегии, основывается на стратегии развития предприятия в целом. Конкретное содержание работы в области управления человеческими ресурсами определяется стратегией, которую руководство вырабатывает в соответствии с декларируемой миссией организации. При этом управление людьми становится одной из наиболее значимых стратегических функций управления. В этом случае стратегия развития предприятия представляет собой процесс, с помощью которого все человеческие ресурсы объединяются в единую стратегию управления персоналом. Поэтому она является не только самостоятельным стратегическим аспектом, но и отдельной социальной функцией менеджмента предприятия. Стратегия управления персоналом как аспект общей стратегии предприятия обеспечивает интеграцию всех элементов в единую систему. Выдержать конкурентную борьбу и эффективно развиваться сможет только то предприятие, которое сформирует стратегию управления персоналом и кадровую политику с учетом детального анализа внешней и внутренней среды. Отправной точкой системы управления персоналом являются стратегические цели организации, установленные высшим эшелоном менеджмента предприятия. Четко сформулированная стратегия развития организации помогает определить круг задач, которые должны быть решены в рамках стратегии управления персоналом и кадровой политики. В этом случае первоочередными становятся позиции, которые формируют организационную стратегию. Для различных предприятий эти приоритеты разнообразны в зависимости от этапа развития и имеющихся проблем. Соответственно система управления персоналом является одной из значимых функций управления предприятием, поскольку работник, как и прежде, остается основной производительной и творческой силой производства. Наиболее ярко взаимосвязь развития предприятия и кадровой политики выявляется при классификации стратегий, учитывающей ситуационные факторы. Согласно данному подходу, различают несколько ситуационных стратегий, связанных с определенными стадиями развития предприятия (фирмы).
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 4172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |