КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюция основных моделей макроэкономического развития стран
Тема 1. Основные модели макроэкономического развития и конкурентоспособность стран в мировой экономике
Вопрос 1. Характеристика основных моделей макроэкономического развития Вопрос 2. Конкурентоспособность национальных экономик Вопрос 3. Стадии конкурентного развития государств
Вопрос 1. Характеристика основных моделей макроэкономического развития
І. Классический капитализм эпохи свободной конкуренции
Период существования: XVIII - начало XX века.
Характерные черты: · регулируется законами спроса и предложения (А.Смит) · существует ограниченность ресурсов и есть в наличии три основных фактора производства (труд, земля и капитал) · экономический эгоизм и свобода предпринимательства
І І. Государственно-монополистический капитализм (Регулируемая рыночная экономика) Период существования: период Первой мировой войны
Характерные черты:
· Государство регулирует экономику контроль стратегически важные предприятия страны. Частный сектор оказывается не способным реализовать военные заказы правительства, производя убыточную для себя военную продукцию. Государство - основной заказчик и основной потребитель в экономике военного времени
· в руках государства находится вся финансовая мощь страны, система денежного обращения.
· концентрация и централизацией капитала, возникновение так называемых монополий упрощает процесс огосударствления
· расширяется налоговая база правительства, конфискуются в казну предприятия-саботажники · государство применяет элементы планирования и контроля выпуска военной продукции.
· дефицит производства товаров потребительского назначения
Поскольку экономика переориентирована на выпуск оружия, все чаще дает о себе знать.
· Неблагоприятным последствием войны является и кризис государственных финансов из-за необычайно высокого в сравнении с прежними временами роста расходов правительства (эти расходы покрываются не только повышением налогов, но и эмиссией - возникает инфляция).
І І І. Кейнсианская модель Экономики спроса Период существования: 1930-е- 1970-е гг. (включая период 2-ой мировой войны)
После окончания Первой мировой воины в ведущих странах мира отмечался непродолжительный период возврата к прежней модели свободного рынка, однако перенесение прежних принципов экономического поведения на новую почву приводит к невиданной прежде волне финансовых спекуляций, полностью разбалансирует спрос и предложение на рынке товаров. Для капиталистического мира наступает «Великая Депрессия», характеризующая кризис свободной рыночной экономики - 1929-33 гг.
Характерные черты:
Успех имела теория Кейнса, суть которой сводилась к необходимости полномасштабного государственного вмешательства в экономику в кризисные периоды.
В экономике ведущих стран мира начинается этатизация, т.е. расширение государственного предпринимательства (гос. собственность).
Государственному регулированию отныне подлежат ценообразование и рынок труда, отрасли инфраструктуры и естественной монополии
Одной из главных задач государственной макроэкономической политики становится стимулирование спроса.
Правительство является в данной модели крупнейшим заказчиком, финансируя поставки, осуществляемые частными подрядчиками, из средств государственного бюджета.
Государство проводит также активную социальную политику, организуя общественные работы и устанавливая минимальные стандарты на уровень заработной платы и пособий по безработице и нетрудоспособности.
Государство занимается законотворчеством, устанавливая нормы поведения в экономической области.
Широкомасштабные расходы государства на все проводимые программы в рамках такого «нового экономического курса» покрываются преимущественно за счет механизма государственного долга, а также путем увеличения налогового бремени.
І І І І. Централизованно планируемая экономика (существовала парралельно с Кейнсианской моделью)
Причем она была свойственна не только социалистическому лагерю, возглавляемому Советским Союзом, но и некоторым странам, которые относятся к капиталистической системе. Элементы централизованно планируемой экономики военно-феодального характера существовали, в частности, в Японии, такая же модель применялась в гитлеровской Германии.
Характерные черты:
внерыночные механизмы управления, карточная система распределения, индустриальная гигантомания, тотальный государственный контроль ичрезмерная идеологизация экономики. С окончанием Второй мировой войны такие страны как Германия и Япония оказались оккупированы державами-победителями, насаждавшими здесь свои экономические порядки.
Развернувшееся экономическое соревнование между социалистической и капиталистической системами привело к тому, что социальные гарантии обществу все активнее стали устанавливаться на Западе. Особенно это было характерна для стран Западной Европы и Канады, где регулируемая государством экономика из-за сильной системы социальных гарантий постепенно превращалась в социальное рыночное хозяйство.
В странах социализма, напротив, все чаще шли дискуссии о пользе развития товарно-денежных отношений, о становлении социалистического рынка.
На почве взаимопроникновения двух экономических систем возникла теория конвергенции Дж.Гелбрейта, слияния капитализма и социализма в единую систему, развивающуюся по общим законам.
Этатистская модель развития, к которой в равной степени относились и капиталистическая, и социалистическая экономики, оказалась довольно действенной в условиях экстенсивного роста, когда у различных стран двух противоположных экономических систем еще были в наличии не вовлеченные в производство естественные и человеческие ресурсы.
Наступление же 1980-х гг. символизировало приход новой эпохи, переход к интенсивному развитию, и государственное регулирование экономики, разросшееся до своего критического уровня, начинает давать ощутимые сбои.
Негативные последствия этатизации (огосударствления) экономики (в условиях экстенсивного развития) Этатизация экономики привела к тому, что налоговая система с высокими ставками обложения доходов компаний и частных лиц дестимулировала предпринимательскую деятельность.
Социальная политика государства с гарантиями пособий по безработице породила иждивенчество в обществе
Экономический рост замедлился, а все большая часть бизнеса стала уходить в тень, скрываясь от конфискационного налогообложения.
Экономические кризисы конца 1970-х - начала 1980-х гг. (особенно нефтяные шоки в результате реакции стран-экспортеров нефти на арабо-израильские вооруженные конфликты) усугубили ситуацию, вызвав топливный голод в ведущих странах мира
Гигантомания промышленного развития привела к настоящей экологической катастрофе. Очевидными стали две задачи: пересмотр роли государства в экономике и переход на интенсивный путь развития на базе новых экономящих природные ресурсы технологий. Кризис экстенсивной модели этатистского толка привел к тому, что в условиях становления нового постиндустриального общества отпала необходимость в полномасштабной предпринимательской деятельности государства. В экономической теории вновь появились идеи о возврате к старым добрым принципам либерализма, но уже на новом витке развития. На смену кейнсианской идеологии приходит неоконсерватизм.
Неоконсерватизм предполагает новую роль государства в экономике. Эта роль теперь характеризуется не прямым вмешательством правительства в действие рыночных механизмов, а косвенным регулированием экономики.
Государство отказывается от предпринимательской деятельности в целом ряде отраслей экономики, передавая их в ведение частного бизнеса. Государство теперь отвечает только за сохранение жизненно важной общественной инфраструктуры, оборону, разработку и соблюдение законов.
В ведение правительства находятся также финансовая и кредитно-денежная система.
В рамках новой стратегии проводятся широкомасштабные неоконсервативные реформы: меняется налоговая политика (на более стимулирующая предпринимательскую и трудовую деятельности), проводится приватизация государственной собственности, несколько ограничиваются социальные программы.
Прерогативой государства становится кредитно-денежная политика, контроль за эмиссией денег и уровнем процентной ставки. Результатом подобных преобразований становится разгосударствление экономики, возврат к рыночным постулатам на новой стадии развития.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |