Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зааминивание




Заговор от 12 болезней.

 

1. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!
   
  В чистом поле стоит церковь, В этой церкви стоит престол, За престолом сидит Матушка Пресвятая Богородица. Она сидит со златым крестом, Заступает и помогает двенадцати скорби и болезни. Подойду, помолюсь, поклонюсь.
4. Как в сетем море крутым берегу, есть Златырь-камень и кукиш-траву,как сгрызаешь и скусываешь всю волосы медны, зубы железны, глаза жемчужны, уши бисерны, так сгрызай и скусывай с рабы Божией (имя) с головы, с мозгу, с горла, с лица, с рук, с ног, с нутра, с белого легка, черного печени, с ретивого сердца, со всего тела белого, щипоты, ломоты, скорби, болезни, уроки, призоры, страхи, переполохи, ветряные переломы, ветры буйны, ветры зуйны, от черной немочи, от родимца, от черного, черемного, от малого ребенка, буланого и сантинова. Двенадцать ангелов снемите, унесите с рабы Божией (имя) с головы, с мозгу, с лица, с горла, с рук, с ног, с нутра, с белого легка, с черного печени, с ретивого сердца, от черной немочи, от родимца, от бабы самокрутки, от двоемужной, от троемужной. Двенадцать ангелов снемите, унесите за 12 гор Саянских, замкните замками елецкими.
5. Будь мой заговор крепким и лепким, Крепче камня каленого, востре ножа булитного. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
6. Аминь. Аминь. Аминь [№ 68].

 

 

Выделенные элементы структуры заговора присутствуют в текстах в полном объеме. Заговорные формулы в процессе исторического развития изменялись и теряли свой первоначальный вид.

Молитвенное вступление встречается чаще всего в текстах, где заговаривающий обращается к чудесному существу. Возможно, в таком построении заговора отразились еще языческие верования. Среди записанных текстов существует несколько вариантов молитвенных вступлений, но самое распространенное из них: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!"

В зачине говорится о том, как заговаривающий уходит из дома в определенное место. В заговорах этого района это чаще всего "в чисто поле", "к синему морю", "под восточную сторону", "к океану-морю". Далее следует эпическая часть, в которой происходит встреча со сверхъестественным существом, или с христианскими святыми. В собранных текстах часто обращаются к воде, к Лесному Царю, домовому, щуке, месяцу, утке, деревьям, змее и т.д. [№№ 21, 23, 31]; к Матушке Пресвятой Богородице, Господу Иисусу Христу, ангелам, апостолам и святым [2, 24. 32, 36, 89].

Заговор от грыжи.

Господи Боже, благослови!

Стану я, раба Божия (имя), благословясь, пойду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, во чисто поле. Есть в чистом поле, Океан-море, и есть на Океане-море белый камень, есть под белым камнем щука золотая и перезолотая, и кости золотые. И приди, щука, к рабу Божию (имя) и выгрызи у раба Божия (имя) своими золотыми зубами грыжу ветряну, напущену, жильну, костяну, сосцову, красну, мокру, от отца грыжу, от матери, всяку бывающу и спустись, грыжа, к поясу...

Как считает С.С. Ожегова, если зачины легко и часто поддаются варьированию, то эпическая часть изменяется минимально и вместе с лирической частью являются важнейшим компонентом в структуре заговора.

Нередко в собранных заговорах зачин отсутствует, а текст начинается непосредственно с эпической части, например:

Заговор от колотья

Ездит батюшка Егорий храбрый на белом коне, бьет и закалывает все скорби и болезни, так же передал, велел мне быть и закалывать все скорби и болезни раба Божия (имя). Аминь, Аминь, Аминь. [№ 39] (см. также №№ 9, 26, 29).

В лирической части заговоров содержится просьба об избавлении от болезни; иногда в ней перечисляются либо сами болезни, либо части тела, откуда их нужно изгнать; в конце содержится описание места, куда отсылается болезнь:

Заговор от грыжи

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Сходит Егорий с небес по золотой лестнице, сносить Егорий с небес триста луков златых, триста стрел златых, и триста тетив златых. И стреляет, и отстреливает у раба Божия (имя) уроки, призоры, грыжи, и отдает черному зверю - медведю на хребет: и понеси черный зверь-медведь в темные леса, и затопчи черный зверь-медведь, в зыбучие болота, чтобы век не бывало, ни в день, ни в ночь. Во веки веков. Аминь.

В этом заговоре ярко представлены все выше упомянутые элементы лирической части. В нем место отсыла болезни представлено очень поэтической формулой, но часто встречаются в собранных заговорах и краткие, полузабытые формулы, где место отсыла болезни не упоминается:

Заговор от поясницы

Змея, свернись, вокруг рабы Божией (имя) обернись. Ляг на пояс, стань подмогой, отвяжись дорогой, упади, уползи, боль-хворобы прочь унеси. Аминь. Аминь. Аминь.

Ключевым элементом, как бы замыкающим всю структуру заговора, является закрепка. Закрепки в заговорах Жигаловского района более обязательны и разнообразны, чем молитвенные вступления. Они чаще всего состоят не из одного ключевого слова, а из нескольких и обычно сопровождаются троекратным "зааминиванием". Главной задачей закрепки является усиление действия заговора [91, 62].

В качестве закрепок в исследуемых заговорах чаще всего используются: а) концовки христианских молитв, но встречаются и б) классические формулы:

а) "...Тем словам во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь" [23]. "...Отныне и присно, и во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь" [№ 37]. "...Господь со мной. Аминь. Аминь. Аминь" [.№ 58];

б) "Замок к небу, ключ в море. Будьте мои слова крепки и лепки. Аминь. Аминь. Аминь" [№ 65]. "...Мое слово крепко-лепко, булат крепкий, булат замкну, ключ в море отпущу, из моря не вынесет, на берег не выбросит. Аминь. Аминь. Аминь" [№ 51]. "...Язык зол - на замок, а ключ - под порог" [№ 60]. "...Будь мой заговор крепким и лепким, крепче камня каленого, востре ножа булатного. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь" [№ 68]. Если "зааминивание", а иногда и закрепки, отсутствуют, то вместо них заговор повторяют 3 раза, на что информанты обращали особое внимание, передавая мне тексты заговоров, например:

Заговор от ячменя

Ячмень, ячмень, на тебе кукиш, на кукиш кобылу купишь, Кобыла сдохнет, ячмень засохнет [№ 18].

Этот заговор вместе с обрядовым действием повторяют 3 раза; или:

Заговор от зубов

Месяц-младенец ходит по небу, ходит по земле, ищет попа Лазаря. Поп Лазарь ищет покойного, у покойного зубы не болят, десны не ноят [№ 5].

 

1. В процессе исторического развития структура заговорных формул изменялась и теряла свой первоначальный вид.

2. Как показало наблюдение над текстами, благодаря структурной гибкости собранных заговоров можно выделить несколько структурных типов, в каждом из которых используются свои приемы, и каждому из которых присущи определенные свойства.

 

Довольно большую группу составляют так называемые "эпические" заговоры, то есть произведения, где обязательно имеется эпический элемент: рассказ о каком-нибудь событии или описание какого-нибудь явления.

Заговор в помощь

Встану я, раб Божий (имя), благословясь, пойду перекрестясь, из двери во дверь, из ворот в ворота, под восточную сторону. Под восточной стороной две дороги: одна по правую сторону, другая - по левую. Я, раб Божий, пойду по правой дороге, зайду на высокую гору. На высокой горе стоит Матушка Соборная церковь, в Матушке Соборной церкви стоит престол. На престоле сидит Матушка Пресвятая Богородица, 12 апостолов и 12 ангелов. Пойду я к ним поближе и поклонюсь пониже.

- Матушка Пресвятая Богородица, 12 апостолов и 12 ангелов: пособите и помогите [№ 63].

Представленный заговор имеет большую эпическую часть, в которой описывается место, где происходит действие, где находятся главные персонажи: Матушка Пресвятая Богородица, 12 апостолов, 12 ангелов. В заговоре отсутствуют молитвенное вступление, закрепка и зааминивание.

Среди собранных заговоров немало таких, где остался только один структурный элемент - эпическая часть:

Заговор от рожи

Шел старец, нес ларец, запнулся и упал, что уронил, все подобрал. Забрал с рабы Божьей (имя) рожу, положил в ларец, а ларец в рогожу [№ 53].

 

Второй структурный тип составляют заговоры, основанные на параллелизме. Они содержат два сравниваемых явления или действия, имеющих сходство, по их результату:

 

Как без поту тело не живет, так и раб Божий (имя) без рабы Божьей (имя) не живет. Как мать младенца не бьет, а холит и бережет, так и раб Божий (имя) все чтоб жалел и берег меня, свою жену, Рабу Божью (имя). Аминь. Аминь. Аминь" [№ 99].

Сравнение может быть выражено в "отрицательной или положительной форме" [61, 59] (терминология В. Мансикка).

 

Как сохнет этот прут, так же пускай сохнет по мне раб Божий (имя) [№ 81]. Это пример положительного сравнения.

А вот пример отрицательного сравнения:

Заговор от разлучницы

По утру встает солнце красное, а как ночь придет - луна нежная, солнце красное-распрекрасное, луна нежная-безмятежная. И никогда они не встречаются, оба разом нам не являются. Так и суженный мой (имя) с (имя разлучницы) не встретится. Никогда с нею не слюбится. Как сказала я, так и сбудется [№ 91].

Заговоры, основанные на параллелизме, находятся в непосредственной связи с заговорами, содержащими эпический элемент. Эту мысль подтвердили немецкий ученый С. Шейбах, который считал заговоры-параллелизмы сокращением эпических заговоров, и Ф. Зелинский, утверждавший, что эпические заговоры развились из первоначальной формы сравнения [61, 61]. Эти противоположные теории одинаково подчеркивают мысль о тесном родстве этих двух разновидностей заговоров по структуре:

Заговор от горла

Матушка-сосна, стоишь на хребте засохлая, твои сучья и коренья засохлые, так же и у рабы Божия (имя) засохни болезнь в горле. Аминь. Аминь. Аминь" [№ 48].

Данный текст основан на параллелизме, сравнение здесь приводится между желаемым явлением и тем, о чем говорится в эпической части. Этот заговор совмещает в себе жанровые особенности двух типов.

Кроме вышеуказанных, самых распространенных структурных разновидностей, бытуют заговоры в форме символического диалога, и они довольно распространены.

В эпосе южных славян известна так "называемая славянская антитеза" [14, 49]. Один из видов этой антитезы состоит из вопросительного предложения, отрицательного параллелизма, являющегося отрицательным ответом на вопрос, и, наконец, из утверждения желания:

Заговор от зубной и головной боли.

- Месяц Булат, у тебя есть брат Игнат?

- Не болят у Игната зубы?

- Нет не болят.

- Не болит у Игната буйна головушка?

- Нет не болит.

- Так пусть и у меня (у нее, у него) рабы Божьей (имя) не болят белые зубки, не болит буйна головушка [№ 4].

Персонажи-посредники образуют несколько классов, которые "отражают в известной мере генезис заговора как феномена духовной культуры народа" [86, 144].

1. Самыми древними по происхождению, возникшими как отражение доаминистических мифологических преставлений, были персонажи, связанные с языческими природными культами: поклонение небу и земле, деревьям, водным источникам, камням и т.д.:

 

Месяц ты, месяц, серебряны рожки,

Златы твои ножки.

Сойди ты, месяц, сними мою зубную скорбь,

Унеси боль под облака, моя скорбь не мала,

Не тяжка, а твоя сила могуча.

Вот зубы, вот два, три, все твои;

Возьми мою скорбь.

Месяц ты, месяц, сокрой от меня свою скорбь.

Аминь, Аминь, Аминь [№ 7]

или:

 

Сыть болотная, вода холодная,

Забери за 33 замка, 33 горы, 33 дороги

Ячмень с рабы Божьей (имя).

Закройте на все замки, на все ключи.

Не отпускайте на тело рабы Божьей (имя)

Век по веку, отныне и до веку. Аминь [№ 15].

 

Заговоры данного типа достаточно хорошо распространены в Сибири.

2.Второй класс персонажей-посредников составляют мифологизированные животные, птицы, рыбы. Эти образы свидетельствуют об остатках тотемистических представлений: довольно широко представлены в заговорах образы змеи, щуки, ворона, лисы:

От грыжи

Из ворот в ворота, к синему морю

В синем море щука, подойду я поближе, поклонюсь пониже.

Ты, щука, вынь с раба Божьего (имя) килу красну, белу,

Нутряную, костяную, жильную, пуповую, мудовую.

Камень крепкий, а слово мое крепче камня. Аминь [№ 21].

3. "Образы народных верований и демонологии" составляют третий класс персонажей-посредников. Это домовой, дворовый, покойник, духи и т.д. Данные образы связаны с мифологическими представлениями анимистического характера:

 

Как у мертвых зубы не болят,

Так и у раба Божия (имя) зубы не болите [№ 6].

4. Специфические фольклорно-заговорные образы, соотносимые с человеком, составляют следующую, четвертую группу. Это образы бабы, жены, девицы, царя...:

Баба шла по дороге, собаку вела за собой;

Баба пала, собака пропала;

Руда стань, больше не кань. Аминь. Аминь. Аминь [№ 13].

5. Персонажи-персонификации болезней, состояний человека, частей его тела составляют пятую группу:

 

Редька болючая, редька колючая,

редька сыпучая, редька нутряная, редька ветряная.

Сгинь, пропади, по рабе Божьей (имя) не ходи.

Аминь [№ 52].

6. После принятия на Руси христианства в заговорных формулах стали появляться образы "христианских заступников" [86, 146]: Христос, Пресвятая Богородица, апостолы, ангелы, святые и прочие.

 

За престолом сидит Матушка Пресвятая Богородица,

Она сидит со златым крестом,

заступает и помогает 12 скорби и болезни [№ 68].

7. В отдельную группу можно выделить персонажей злого, вредоносного характера, которые чаще всего встречаются в черных заговорах. Это дьявол, сатана, черт, сорок сороков и другие:

 

Черт идет водой, волк идет горой;

Они вместе не сходятся, думы не думают, мыслей не мыслят,

Плоды не плодят, плодовых речей не говорят.

Так бы и рабы Божии (назвать фамилию) мысел не мысляли,

Плодов не плодили, плодовых речей не говорили,

А все бы как кошка да собака жили [№ 92].

8. Персонажи, которые являются "порождением христианского синкретизма и заимствованы из апокрифической литературы бабушка Соломония, мертвое тело Адамово, имена злой (реже - благодетельной) силы: Ардун, Ирик и т.д." [66, 148] входят в последнюю группу: (таких образов в собранных мною заговорах не оказалось, единственным исключением является образ бабушки Соломонии в заговоре от грыжи:

 

Бабушка Соломонидушка у Пресвятой Богородицы

Грыжу заговаривала медными щеками, железными зубами,

Так и я заговариваю у рабы Божией (имя).

Будьте мои слова крепки и лепки.

Аминь. Аминь. Аминь [№ 26].

Классификация, предложенная О.А.Черепановой, является в известной мере условной, так как многие образы представляют собой сложное образование, составляющие которого могут иметь разное происхождение, "различную мифологическую или фольклорную семантику" [86, 149]. Например, персонажи, выделенные в первую группу, могут входить и во вторую, так как растения также могли быть объектами языческого культа, то есть быть тотемами.

Вместе с тем данная классификация персонажей помогает увидеть развитие заговора во времени, диалектику мифологических и христианских воззрений, нашедших отражение в заговоре, их взаимопроникновение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.