КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зааминивание
Заговор от 12 болезней.
Выделенные элементы структуры заговора присутствуют в текстах в полном объеме. Заговорные формулы в процессе исторического развития изменялись и теряли свой первоначальный вид. Молитвенное вступление встречается чаще всего в текстах, где заговаривающий обращается к чудесному существу. Возможно, в таком построении заговора отразились еще языческие верования. Среди записанных текстов существует несколько вариантов молитвенных вступлений, но самое распространенное из них: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!" В зачине говорится о том, как заговаривающий уходит из дома в определенное место. В заговорах этого района это чаще всего "в чисто поле", "к синему морю", "под восточную сторону", "к океану-морю". Далее следует эпическая часть, в которой происходит встреча со сверхъестественным существом, или с христианскими святыми. В собранных текстах часто обращаются к воде, к Лесному Царю, домовому, щуке, месяцу, утке, деревьям, змее и т.д. [№№ 21, 23, 31]; к Матушке Пресвятой Богородице, Господу Иисусу Христу, ангелам, апостолам и святым [2, 24. 32, 36, 89]. Заговор от грыжи. Господи Боже, благослови! Стану я, раба Божия (имя), благословясь, пойду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, во чисто поле. Есть в чистом поле, Океан-море, и есть на Океане-море белый камень, есть под белым камнем щука золотая и перезолотая, и кости золотые. И приди, щука, к рабу Божию (имя) и выгрызи у раба Божия (имя) своими золотыми зубами грыжу ветряну, напущену, жильну, костяну, сосцову, красну, мокру, от отца грыжу, от матери, всяку бывающу и спустись, грыжа, к поясу... Как считает С.С. Ожегова, если зачины легко и часто поддаются варьированию, то эпическая часть изменяется минимально и вместе с лирической частью являются важнейшим компонентом в структуре заговора. Нередко в собранных заговорах зачин отсутствует, а текст начинается непосредственно с эпической части, например: Заговор от колотья Ездит батюшка Егорий храбрый на белом коне, бьет и закалывает все скорби и болезни, так же передал, велел мне быть и закалывать все скорби и болезни раба Божия (имя). Аминь, Аминь, Аминь. [№ 39] (см. также №№ 9, 26, 29). В лирической части заговоров содержится просьба об избавлении от болезни; иногда в ней перечисляются либо сами болезни, либо части тела, откуда их нужно изгнать; в конце содержится описание места, куда отсылается болезнь: Заговор от грыжи Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Сходит Егорий с небес по золотой лестнице, сносить Егорий с небес триста луков златых, триста стрел златых, и триста тетив златых. И стреляет, и отстреливает у раба Божия (имя) уроки, призоры, грыжи, и отдает черному зверю - медведю на хребет: и понеси черный зверь-медведь в темные леса, и затопчи черный зверь-медведь, в зыбучие болота, чтобы век не бывало, ни в день, ни в ночь. Во веки веков. Аминь. В этом заговоре ярко представлены все выше упомянутые элементы лирической части. В нем место отсыла болезни представлено очень поэтической формулой, но часто встречаются в собранных заговорах и краткие, полузабытые формулы, где место отсыла болезни не упоминается: Заговор от поясницы Змея, свернись, вокруг рабы Божией (имя) обернись. Ляг на пояс, стань подмогой, отвяжись дорогой, упади, уползи, боль-хворобы прочь унеси. Аминь. Аминь. Аминь. Ключевым элементом, как бы замыкающим всю структуру заговора, является закрепка. Закрепки в заговорах Жигаловского района более обязательны и разнообразны, чем молитвенные вступления. Они чаще всего состоят не из одного ключевого слова, а из нескольких и обычно сопровождаются троекратным "зааминиванием". Главной задачей закрепки является усиление действия заговора [91, 62]. В качестве закрепок в исследуемых заговорах чаще всего используются: а) концовки христианских молитв, но встречаются и б) классические формулы: а) "...Тем словам во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь" [23]. "...Отныне и присно, и во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь" [№ 37]. "...Господь со мной. Аминь. Аминь. Аминь" [.№ 58]; б) "Замок к небу, ключ в море. Будьте мои слова крепки и лепки. Аминь. Аминь. Аминь" [№ 65]. "...Мое слово крепко-лепко, булат крепкий, булат замкну, ключ в море отпущу, из моря не вынесет, на берег не выбросит. Аминь. Аминь. Аминь" [№ 51]. "...Язык зол - на замок, а ключ - под порог" [№ 60]. "...Будь мой заговор крепким и лепким, крепче камня каленого, востре ножа булатного. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь" [№ 68]. Если "зааминивание", а иногда и закрепки, отсутствуют, то вместо них заговор повторяют 3 раза, на что информанты обращали особое внимание, передавая мне тексты заговоров, например: Заговор от ячменя Ячмень, ячмень, на тебе кукиш, на кукиш кобылу купишь, Кобыла сдохнет, ячмень засохнет [№ 18]. Этот заговор вместе с обрядовым действием повторяют 3 раза; или: Заговор от зубов Месяц-младенец ходит по небу, ходит по земле, ищет попа Лазаря. Поп Лазарь ищет покойного, у покойного зубы не болят, десны не ноят [№ 5].
1. В процессе исторического развития структура заговорных формул изменялась и теряла свой первоначальный вид. 2. Как показало наблюдение над текстами, благодаря структурной гибкости собранных заговоров можно выделить несколько структурных типов, в каждом из которых используются свои приемы, и каждому из которых присущи определенные свойства.
Довольно большую группу составляют так называемые "эпические" заговоры, то есть произведения, где обязательно имеется эпический элемент: рассказ о каком-нибудь событии или описание какого-нибудь явления. Заговор в помощь Встану я, раб Божий (имя), благословясь, пойду перекрестясь, из двери во дверь, из ворот в ворота, под восточную сторону. Под восточной стороной две дороги: одна по правую сторону, другая - по левую. Я, раб Божий, пойду по правой дороге, зайду на высокую гору. На высокой горе стоит Матушка Соборная церковь, в Матушке Соборной церкви стоит престол. На престоле сидит Матушка Пресвятая Богородица, 12 апостолов и 12 ангелов. Пойду я к ним поближе и поклонюсь пониже. - Матушка Пресвятая Богородица, 12 апостолов и 12 ангелов: пособите и помогите [№ 63]. Представленный заговор имеет большую эпическую часть, в которой описывается место, где происходит действие, где находятся главные персонажи: Матушка Пресвятая Богородица, 12 апостолов, 12 ангелов. В заговоре отсутствуют молитвенное вступление, закрепка и зааминивание. Среди собранных заговоров немало таких, где остался только один структурный элемент - эпическая часть: Заговор от рожи Шел старец, нес ларец, запнулся и упал, что уронил, все подобрал. Забрал с рабы Божьей (имя) рожу, положил в ларец, а ларец в рогожу [№ 53].
Второй структурный тип составляют заговоры, основанные на параллелизме. Они содержат два сравниваемых явления или действия, имеющих сходство, по их результату:
Как без поту тело не живет, так и раб Божий (имя) без рабы Божьей (имя) не живет. Как мать младенца не бьет, а холит и бережет, так и раб Божий (имя) все чтоб жалел и берег меня, свою жену, Рабу Божью (имя). Аминь. Аминь. Аминь" [№ 99]. Сравнение может быть выражено в "отрицательной или положительной форме" [61, 59] (терминология В. Мансикка).
Как сохнет этот прут, так же пускай сохнет по мне раб Божий (имя) [№ 81]. Это пример положительного сравнения. А вот пример отрицательного сравнения: Заговор от разлучницы По утру встает солнце красное, а как ночь придет - луна нежная, солнце красное-распрекрасное, луна нежная-безмятежная. И никогда они не встречаются, оба разом нам не являются. Так и суженный мой (имя) с (имя разлучницы) не встретится. Никогда с нею не слюбится. Как сказала я, так и сбудется [№ 91]. Заговоры, основанные на параллелизме, находятся в непосредственной связи с заговорами, содержащими эпический элемент. Эту мысль подтвердили немецкий ученый С. Шейбах, который считал заговоры-параллелизмы сокращением эпических заговоров, и Ф. Зелинский, утверждавший, что эпические заговоры развились из первоначальной формы сравнения [61, 61]. Эти противоположные теории одинаково подчеркивают мысль о тесном родстве этих двух разновидностей заговоров по структуре: Заговор от горла Матушка-сосна, стоишь на хребте засохлая, твои сучья и коренья засохлые, так же и у рабы Божия (имя) засохни болезнь в горле. Аминь. Аминь. Аминь" [№ 48]. Данный текст основан на параллелизме, сравнение здесь приводится между желаемым явлением и тем, о чем говорится в эпической части. Этот заговор совмещает в себе жанровые особенности двух типов. Кроме вышеуказанных, самых распространенных структурных разновидностей, бытуют заговоры в форме символического диалога, и они довольно распространены. В эпосе южных славян известна так "называемая славянская антитеза" [14, 49]. Один из видов этой антитезы состоит из вопросительного предложения, отрицательного параллелизма, являющегося отрицательным ответом на вопрос, и, наконец, из утверждения желания: Заговор от зубной и головной боли. - Месяц Булат, у тебя есть брат Игнат? - Не болят у Игната зубы? - Нет не болят. - Не болит у Игната буйна головушка? - Нет не болит. - Так пусть и у меня (у нее, у него) рабы Божьей (имя) не болят белые зубки, не болит буйна головушка [№ 4]. Персонажи-посредники образуют несколько классов, которые "отражают в известной мере генезис заговора как феномена духовной культуры народа" [86, 144]. 1. Самыми древними по происхождению, возникшими как отражение доаминистических мифологических преставлений, были персонажи, связанные с языческими природными культами: поклонение небу и земле, деревьям, водным источникам, камням и т.д.:
Месяц ты, месяц, серебряны рожки, Златы твои ножки. Сойди ты, месяц, сними мою зубную скорбь, Унеси боль под облака, моя скорбь не мала, Не тяжка, а твоя сила могуча. Вот зубы, вот два, три, все твои; Возьми мою скорбь. Месяц ты, месяц, сокрой от меня свою скорбь. Аминь, Аминь, Аминь [№ 7] или:
Сыть болотная, вода холодная, Забери за 33 замка, 33 горы, 33 дороги Ячмень с рабы Божьей (имя). Закройте на все замки, на все ключи. Не отпускайте на тело рабы Божьей (имя) Век по веку, отныне и до веку. Аминь [№ 15].
Заговоры данного типа достаточно хорошо распространены в Сибири. 2.Второй класс персонажей-посредников составляют мифологизированные животные, птицы, рыбы. Эти образы свидетельствуют об остатках тотемистических представлений: довольно широко представлены в заговорах образы змеи, щуки, ворона, лисы: От грыжи Из ворот в ворота, к синему морю В синем море щука, подойду я поближе, поклонюсь пониже. Ты, щука, вынь с раба Божьего (имя) килу красну, белу, Нутряную, костяную, жильную, пуповую, мудовую. Камень крепкий, а слово мое крепче камня. Аминь [№ 21]. 3. "Образы народных верований и демонологии" составляют третий класс персонажей-посредников. Это домовой, дворовый, покойник, духи и т.д. Данные образы связаны с мифологическими представлениями анимистического характера:
Как у мертвых зубы не болят, Так и у раба Божия (имя) зубы не болите [№ 6]. 4. Специфические фольклорно-заговорные образы, соотносимые с человеком, составляют следующую, четвертую группу. Это образы бабы, жены, девицы, царя...: Баба шла по дороге, собаку вела за собой; Баба пала, собака пропала; Руда стань, больше не кань. Аминь. Аминь. Аминь [№ 13]. 5. Персонажи-персонификации болезней, состояний человека, частей его тела составляют пятую группу:
Редька болючая, редька колючая, редька сыпучая, редька нутряная, редька ветряная. Сгинь, пропади, по рабе Божьей (имя) не ходи. Аминь [№ 52]. 6. После принятия на Руси христианства в заговорных формулах стали появляться образы "христианских заступников" [86, 146]: Христос, Пресвятая Богородица, апостолы, ангелы, святые и прочие.
За престолом сидит Матушка Пресвятая Богородица, Она сидит со златым крестом, заступает и помогает 12 скорби и болезни [№ 68]. 7. В отдельную группу можно выделить персонажей злого, вредоносного характера, которые чаще всего встречаются в черных заговорах. Это дьявол, сатана, черт, сорок сороков и другие:
Черт идет водой, волк идет горой; Они вместе не сходятся, думы не думают, мыслей не мыслят, Плоды не плодят, плодовых речей не говорят. Так бы и рабы Божии (назвать фамилию) мысел не мысляли, Плодов не плодили, плодовых речей не говорили, А все бы как кошка да собака жили [№ 92]. 8. Персонажи, которые являются "порождением христианского синкретизма и заимствованы из апокрифической литературы бабушка Соломония, мертвое тело Адамово, имена злой (реже - благодетельной) силы: Ардун, Ирик и т.д." [66, 148] входят в последнюю группу: (таких образов в собранных мною заговорах не оказалось, единственным исключением является образ бабушки Соломонии в заговоре от грыжи:
Бабушка Соломонидушка у Пресвятой Богородицы Грыжу заговаривала медными щеками, железными зубами, Так и я заговариваю у рабы Божией (имя). Будьте мои слова крепки и лепки. Аминь. Аминь. Аминь [№ 26]. Классификация, предложенная О.А.Черепановой, является в известной мере условной, так как многие образы представляют собой сложное образование, составляющие которого могут иметь разное происхождение, "различную мифологическую или фольклорную семантику" [86, 149]. Например, персонажи, выделенные в первую группу, могут входить и во вторую, так как растения также могли быть объектами языческого культа, то есть быть тотемами. Вместе с тем данная классификация персонажей помогает увидеть развитие заговора во времени, диалектику мифологических и христианских воззрений, нашедших отражение в заговоре, их взаимопроникновение.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |