Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заговор от горла




Заговор от разлучницы

Заговор от рожи

Заговор в помощь

Встану я, раб Божий (имя), благословясь, пойду перекрестясь, из двери во дверь, из ворот в ворота, под восточную сторону. Под восточной стороной две дороги: одна по правую сторону, другая - по левую. Я, раб Божий, пойду по правой дороге, зайду на высокую гору. На высокой горе стоит Матушка Соборная церковь, в Матушке Соборной церкви стоит престол. На престоле сидит Матушка Пресвятая Богородица, 12 апостолов и 12 ангелов. Пойду я к ним поближе и поклонюсь пониже.

- Матушка Пресвятая Богородица, 12 апостолов и 12 ангелов: пособите и помогите [№ 63].

Представленный заговор имеет большую эпическую часть, в которой описывается место, где происходит действие, где находятся главные персонажи: Матушка Пресвятая Богородица, 12 апостолов, 12 ангелов. В заговоре отсутствуют молитвенное вступление, закрепка и зааминивание.

Среди собранных заговоров немало таких, где остался только один структурный элемент - эпическая часть:

Шел старец, нес ларец, запнулся и упал, что уронил, все подобрал. Забрал с рабы Божьей (имя) рожу, положил в ларец, а ларец в рогожу [№ 53].

Второй структурный тип составляют заговоры, основанные на параллелизме. Они содержат два сравниваемых явления или действия, имеющих сходство, по их результату:

Как без поту тело не живет, так и раб Божий (имя) без рабы Божьей (имя) не живет. Как мать младенца не бьет, а холит и бережет, так и раб Божий (имя) все чтоб жалел и берег меня, свою жену, Рабу Божью (имя). Аминь. Аминь. Аминь" [№ 99].

Сравнение может быть выражено в "отрицательной или положительной форме".

Как сохнет этот прут, так же пускай сохнет по мне раб Божий. Это пример положительного сравнения.

А вот пример отрицательного сравнения:

По утру встает солнце красное, а как ночь придет - луна нежная, солнце красное-распрекрасное, луна нежная-безмятежная. И никогда они не встречаются, оба разом нам не являются. Так и суженный мой (имя) с (имя разлучницы) не встретится. Никогда с нею не слюбится. Как сказала я, так и сбудется [№ 91].

Заговоры, основанные на параллелизме, находятся в непосредственной связи с заговорами, содержащими эпический элемент. Эту мысль подтвердили немецкий ученый С. Шейбах, который считал заговоры-параллелизмы сокращением эпических заговоров, и Ф. Зелинский, утверждавший, что эпические заговоры развились из первоначальной формы сравнения. Эти противоположные теории одинаково подчеркивают мысль о тесном родстве этих двух разновидностей заговоров по структуре:

Матушка-сосна, стоишь на хребте засохлая, твои сучья и коренья засохлые, так же и у рабы Божия (имя) засохни болезнь в горле. Аминь. Аминь. Аминь" [№ 48].

Данный текст основан на параллелизме, сравнение здесь приводится между желаемым явлением и тем, о чем говорится в эпической части. Этот заговор совмещает в себе жанровые особенности двух типов.

Кроме вышеуказанных, самых распространенных структурных разновидностей, бытуют заговоры в форме символического диалога, и они довольно распространены.

В эпосе южных славян известна так "называемая славянская антитеза" [14, 49]. Один из видов этой антитезы состоит из вопросительного предложения, отрицательного параллелизма, являющегося отрицательным ответом на вопрос, и, наконец, из утверждения желания:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.