Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и принципы управления персоналом




Методы управления персоналом – способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы методов управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические.

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях, ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия. Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.

Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься работник управления, и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей. На основе положений составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность. Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников.

Организационное нормирование предусматривает большое количество нормативов, включающее: качественно-технические нормативы (технические условия, стандарты); технологические (маршрутные и технологические карты); эксплуатационно-ремонтные (нормативы планово-предупредительного ремонта); трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования); финансово-кредитные (размер собственных оборотных средств, погашение ссуд банка); нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом; материально-снабженческие и транспортные нормативы (нормы расхода материалов); организационно-управленческие нормативы (правила внутреннего распорядка, распорядок перевода, увольнений). Эти нормативы затрагивают все стороны деятельности организации. Особое значение имеет нормирование информации.

Организационно-методическое инструктирование осуществляется в форме различных инструкций и указаний, действующих в организации. В актах организационно-методического инструктирования даются рекомендации для применения тех или иных современных средств управления. К актам организационно-методического инструктирования относятся: должностные инструкции; методические указания, описывающие выполнение комплексов работ, связанных между собой и имеющих общее целевое назначение; методические инструкции, которые определяют порядок, методы и формы работы для выполнения отдельной технико-экономической задачи; рабочие инструкции, определяющие последовательность действий, из которых состоит управленческий процесс. В них указывается порядок действий для выполнения процессов оперативного управления.

Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера.

Экономические методы – это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование. С помощью планирования определяется программа деятельности организации. После утверждения планы поступают линейным руководителям для руководства работой по их выполнению. Каждое подразделение получает перспективные и текущие планы по определенному кругу показателей. Необходимо применять четкую систему материального стимулирования за изыскание резервов по снижению себестоимости продукции. Огромное значение в системе материального стимулирования имеет эффективная организация заработной платы в соответствии с количеством и качеством труда.Экономические методы предполагают косвенное воздействие на объект управления.

Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы базируются на социологии и психологии. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Социологические методы предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала.

Психологические методы направлены на конкретную личность рабочего или служащего, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образцам поведения с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.

Методы управления персоналом можно также классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления: планирования, организации, координации, мотивации и контроля. Выделяют также методы найма, отбора и приема персонала, методы деловой оценки персонала, методы профориентации и трудовой адаптации персонала, методы мотивации трудовой деятельности персонала, методы организации системы обучения персонала, методы управления конфликтами и стрессами, методы управления безопасностью персонала, методы организации труда персонала, методы управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, методы высвобождения персонала.

Перечисленные выше методы управления реализуются в соответствии с определенными принципами, то есть правилами. Принципы управления персоналом – правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом:

- научность в сочетании с элементами искусства;

- процесс управления должен быть целенаправленным, то есть всегда осуществляться не "просто так", а быть ориентированным на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией;

- функциональная специализация в сочетании с универсальностью. Их суть состоит в том, что к каждому объекту управленческой деятельности существует индивидуальный подход, соответствующий направленности и особенностям его функционирования;

- любой управленческий процесс должен основываться на принципе последовательности, т.е. действия, из которых он состоит, располагаются в строго определенном порядке как пространстве, так и во времени;

- непрерывность осуществления хозяйственных процессов в организации требует соответственно и непрерывности управления ими, контроля и координации деятельности персонала;

- оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления;

- учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Это обеспечивает нормальный морально-психологический климат в организации и принятие взвешенных решений, которые будут надлежащим образом исполняться;

- обеспечение единства прав и ответственности в каждом звене управления;

- состязательность участников управленияна основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой с помощью разнообразных мотиваторов, таких как материальное поощрение, возможность продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний и навыков;

- максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений. Решения, в которые вложен собственныйтруд и идеи, будут реализовываться с большей активностью и заинтересованностью, чем "спущенные сверху".

Принципы отдельных направлений кадровой политики:

- принцип одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организационных целей;

- принципы подбора и расстановки кадров:

- принцип соответствия – соответствие объема заданий, полномочий и ответственности возможностям человека;

- принцип профессиональной компетенции – уровень знаний, соответствующий требованиям должности;

- принцип практических достижений – требуемый опыт, руководящие способности (организация собственной работы и работы подчиненных);

- принцип индивидуальности – облик, интеллектуальные черты, характер, стиль руководства;

- принципы формирования и подготовки резерва для выдвижения на руководящие должности:

- принцип конкурсности;

- принцип ротации – планомерная смена должностей по вертикали и горизонтали;

- принцип индивидуальной подготовки – подготовка резерва на конкретную должность по индивидуальной программе;

- принцип проверки делом – эффективная стажировка на руководящих должностях;

- принцип соответствия должности;

- принцип регулярности оценки индивидуальных качеств и возможностей;

- принципы оценки и аттестации:

- принцип отбора показателей оценки – система показателей, учитывающих цель оценок, критерии оценок, частоту оценок;

- принцип оценки квалификации – пригодность, определение знаний, необходимых для выполнения данного вида деятельности;

- принцип оценки осуществления заданий;

- принципы развития персонала:

- принцип повышения квалификации;

- принцип самовыражения;

- принцип саморазвития;

- принципы мотивации и стимулирования персонала:

- принцип соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой работы;

- принцип равномерного сочетания стимулов и санкций;

- принцип мотивации – побудительные факторы, влияющие на повышение эффективности труда.

Ряд американских и японских корпораций используют следующие принципы управления персоналом: пожизненного найма; контроля исполнения заданий, основанного на доверии; обязательное одобрение принимаемых решений большинством работников и др.

Тема 2: ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.