Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Здоровье и ЗОЖ как целевые параметры социальной функции государства

Социальная работа позволяет решать широкий круг задач социальной защиты населения. Их число и разнообразие настоль­ко велико, что порой заслоняет основную, конечную цель соци­альной работы. Поэтому у социальных работников нередко скла­дывается впечатление, что такой целью является благополучие подопечных лиц, т.е. обеспечение минимального или большего бытового комфорта, удовлетворительного питания и предоставле­ние достаточного набора услуг. Однако конечной целью всех уси­лий является охрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. Без понимания этой цели социальные работники не всегда правильно могут организовать свою работу. Они должны четко понимать, что в основе любой социальной программы должны быть запросы здо­ровья, т.е. рекомендации гигиены — науки о здоровье, способах его сохранения и улучшения, о здоровом образе жизни. Отклоне­ния программ от принципа гигиенической обоснованности при­водят к их ущербности и снижают их эффективность.

Любой аспект социальной работы касается сохранения здоровья и содействует ему. Будь то забота о своевременном пенсионном обеспечении, протезировании, доставке продуктов, об отоплении, улучшении экологии, качества быта, установке телефона, восста­новлении разорванных связей подопечного с семьей или обще­ством, устранении вредных привычек и т.п. — все это прямо или косвенно замыкается на физическом или психическом здоровье человека, на его настроении и воле к жизни.

Социальные работники должны иметь четкие представления о феномене здоровья и о здоровом образе жизни. Без таких представлений социальная работа неполноценна.

Существует немало определений понятия «здоровье». Однако все они характеризуют этот феномен односторонне либо поверх­ностно и не раскрывают его физиологической сущности. Поэтому целевой параметр, на который ориентируется вся система здраво­охранения и формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) насе­ления, еще четко не определен. А неясность цели всегда порожда­ет методические ошибки. Хотя на протяжении последнего десяти­летия в целом отдавалось предпочтение профилактике болезней, стремлению создать здоровые условия быта и труда, привить насе­лению здоровый образ жизни, эффективность была явно недоста­точной. И в значительной мере оттого, что усилия не имели четкой ориентации. Здоровый образ жизни трактовался как соблюдение набора правил, суть которых населением либо была не понята, либо понята упрощенно, поверхностно.

Итак, здоровье суть состояние достаточно широких функцио­нальных возможностей организма, необходимых для нейтрализации влияния вредных факторов окружающей среды. Причем функцио­нальные возможности рассматриваются как физиологические резервы, объем которых может сокращаться или увеличиваться в зависимости от степени их тренированности. Последняя созда­ется образом жизни как комплексом режимных моментов и уста­новок, исключающих или усугубляющих истощение названных резервов.

Разъясним физиологическую сущность тренировки, адаптации и компенсации, что позволит лучше понять целесообразность ис­полнения компонентов ЗОЖ и поможет сформировав осознанное стремление практиковать именно этот образ жизни. С формальной точки зрения ЗОЖ — это комплекс устойчивых, полезных для здоровья привычек. Начинать их выработку в юношес­ком или старшем возрасте едва ли рационально: мешают устояв­шиеся нездоровые привычки и лень. В детстве же при правильном сочетании стабильного режима дня, надлежащего воспитания, условий здорового быта и учебы комплекс привычек ЗОЖ выраба­тывается легко и закрепляется прочно, на всю жизнь. В дальней­шем только особо неупорядоченные и нездоровые условия жизни могут разрушить устоявшуюся систему привычек.

Четкое понимание феноменов здоровья, ЗОЖ, предболезни, болезни и профилактики формирует конкретные ориентиры, на которые и должна направляться деятельность человека и государства.

Здоровый образ жизни — единственное средство защиты от всех |болезней. Он направлен на предотвращение не каждой болезни в отдельности, а всех в совокупности. Поэтому он особенно рационален экономичен и желателен.

Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здо­ровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у на­селения — важнейшая социальная задача государственного значения и масштаба.

За годы советской власти сделано многое в области формирования ЗОЖ у населения. Но массовым он не стал. Не является он таковым и теперь. Более того, к традиционным проблемам форми­рования ЗОЖ добавились еще и проблемы сохранения статус-кво. Ибо в нынешних экономических условиях и массовой бедности многие элементарные условия, необходимые для поддержания ЗОЖ, утрачиваются, становятся недоступными. Ведь на оплату водоснабжения, газа, электроэнергии требуются немалые деньги, которых у многих просто нет.

Здоровый образ жизни — это выработка у людей комплекса вза­имосвязанных навыков и привычек. Надо добиться, чтобы человек автоматически выполнял правила в сфере быта и личной гигиены, не задумываясь над элементарными поступками и всегда придер­живаясь при этом рекомендаций гигиенической науки, т.е. дей­ствовал с пользой для здоровья.

Не следует прививать ЗОЖ с помощью назиданий и зубреж­ки — что полезно, а что нет (это подходит только для несмышленых детей). Для детей же старших возрастов и взрослых нужно объяс­нять работу санологических (противодействующих заболеваниям) механизмов организма, которые включаются и поддерживаются элементами ЗОЖ.

Например, следует объяснить, почему взбадривание утренней гимнастикой и водными процедурами рациональнее и предпочти­тельнее, чем взбадривание крепким чаем или кофе, почему для здоровья полезнее физкультура, а не изматывающий спорт и т.д. Особенно четко надо прояснить, что в основе нездорового образа жизни лежат различные пороки человека.

В отличие от прежних лет сейчас всем ясно, что ЗОЖ включает в себя и культуру развлечения. У человека есть физиологически обоснованная потребность получать удовольствия. Но они должны быть естественными, а не искусственными (наркотическими). Нужно сочетать пассивный и активный вид отдыха.

Большое значение имеет воспитание культуры межличностных отношений, здесь кроется залог успешной охраны психического здоровья населения, да и физического тоже (все знают, что и слово ранит, причем не только психику, но и сердце).

С переходом на страховую медицину появился дефицит профи­лактического надзора. В перечень страховых видов медицинских услуг не вошли многие виды профилактической работы. Они не оплачиваются. Медицина еще больше стала медициной «пожар­ного» образца. Поэтому контроль над образом жизни в детских и трудовых коллективах значительно ослаблен. Здесь должны прий­ти на выручку социальные работники. Они должны взять на себя эту важную миссию.

В условиях рыночных отношений, работая с населением, сле­дует постоянно подчеркивать, что вести ЗОЖ и быть здоро­вым — выгодно. А вести нездоровый образ жизни и болеть — не­разумно и разорительно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции государственных органов управления здравоохранением | Функции государственных органов управления здравоохранением
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.