Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные потоки в логистике

Роль информационно-компьютерной поддержки логистичесого менеджмента трудно переоценить. Современное состояние логистики во многом определяется бурным развитием и внедре­нием во все сферы бизнеса информационно-компьютерных тех­нологий. Реализация большинства логистических концепций (систем) была бы невозможна без использования быстродействую­щих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телеком­муникационных систем и информационно-программного обеспечения. Значение информационного обеспечения логистического процесса настолько важно, что многие специалисты выделяют особую информационную логистику, имеющую самостоятельное значение в бизнесе и управлении информационными потоками и ресурсами.

Назовем информационным потоком поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой логистической системе, между звеном логистической системы или логис­тической системой и внешней средой, и предназначенный для реали­зации управляющих функций. Классификация информационных потоков приведена на рис. 2.1.

По отношению к логистическим операциям и функциям можно выделить элементарные, комплексные, ключевые и базисные информационные потоки. По отношению к логистической системе (или ее отдельным звеньям) информационные потоки делятся на:

внутренние и внешние (соответственно циркулирующие внут­ри логистической системы (или ее отдельного звена) или между логистической системой и внешней средой);

горизонтальные, относящиеся к одному уровню иерархии логистической системы, и вертикальные — от верхнего уровня логистического менеджмента к низшему;

входные и выходные — по отношению к входу (выходу) логистической системы (или ее отдельного звена).

По времени возникновения информации различают регулярные (стационарные) потоки, соответствующие регламентированной во времени передаче данных, периодические потоки (с жест­ким ограничениемна время передачи) и оперативные потоки, обеспечивающие связь абонентов в интерактивном и диалоговом режимах «on line» и «off line». В зависимости от назначения выделяют директивные (управляющие) информационные потоки, потоки нормативно-справочной информации, информации для учета и анализа при принятии решений и вспомогательные информационные потоки.

Возрастание роли информационных потоков в современной логистике обусловлено следующими основными причинами. Во-первых, для потребителя информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и т. п. является необходимым элементом потребительского логистического сер­виса. Во-вторых, с позиций управления запасами в логистичес­кой цепи наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах и трудовых ресурсах за счет уменьшения неопределенности уровня спроса. И наконец, в-третьих, информация увеличивает гибкость логистической системы с точки зрения того, как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкурентных преимуществ.

Логистический менеджмент фирмы оперирует многочисленными показателями и характеристиками информационных потоков: номенклатурой передаваемых сообщений, типами данных, документами, массивами данных; интенсивностью и скоростью передачи данных; специальными характеристиками (пропускной способностью информационных каналов, защитой от несанкци­онированного доступа, помехозащищенностью и др.).

Как уже отмечалось, между информационным и материальным потоком отсутствует изоморфность (т. е. однозначное соответствие, синхронность во времени возникновения). Как правило, информационный поток либо опережает материальный, либо отстает от него. В частности, само зарождение материального потока обычно является следствием информационных потоков в ходе, например, переговоров по сделкам купли-продажи товаров, составления контрактов и т. д. Типичным является наличие нескольких информационных потоков, сопровождающих материальный.

Характерным примером большого разрыва во времени возникновения материальных и информационных потоков являются форвардные сделки на еще не поставленный (или не произведенный) товар на товарных биржах.

 

Признаки классификации информационных потоков

 

По отношению к логическим функциям По отношению к ЛС и ЗЛС По виду носителей информации По времени возникновения и переодичности использования По назначению информации По степени открытости и уровню значимости По способу передачи данных
· элементарные · комплексные · ключевые · базисные · внутренние · внешние · горизонтальные · вертикальные · входные · выходные · на бумажных носителях · на магнитных носителях · электронные · прочие   · регулярные · переодические · оперативные · «on line» · «off line» · директивные (управляющие) · нормативносправочные · учетноаналитические · вспомогательные · открытые · закрытые · коммерческие · секретные (конфедециальные) · простые · заказные · курьером · почтой · по телефону, телеграфу, телетайпу · по радио, телевидению · электронной почтой · факсимальной сети · по телекоммуникационной сети

 

 

Рисунок 2.1. Классификация информационных потоков

 

Информационные потоки, сопровождающие отдельные логистические функции, например запасами производственные процедуры, транспортировку, управление запасами и заказами, могут быть очень сложными и насыщенными в плане схем документооборо­та, количества документов и реквизитов. При выполнении, например, смешанных железнодорожно-морских международных перевозок грузов используется до 160 оригинальных документов, тысячи реквизитов, а взаимодействие по информационным потокам осуществляется между двумя десятками логистических посредников. Указанные обстоятельства приводят к необходимости уменьшения бумажного документооборота за счет электронной обработки данных, упрощения технологических схем документооборота, внедрения международных стандартов электронной передачи и обработки информационных логистических потоков на основе, например, стандарта OOH EDIFACT.

Информационные потоки в логистической системе определяются конкретными потребностями логистического менеджмента при выполнении отдельных функций планирования, регулирова­ния, анализа, контроля и учета. В качестве примера на рис. 2.2 представлена схема источников информации и возникающих информационных потоков при планировании размещения запасов готовой продукции фирмы в распределительной сети.

На схеме представлены четыре основных источника, генерирующие информационные потоки при планировании фирмой запасов готовой продукции в складской системе дистрибьюции: запросы потребителей, прогнозы объема продаж, решения в дистрибьюции и логистические издержки по управлению запасами в распределительной сети. Информация, отражающая запросы потребителей, детализирует классы и группы потребителей в определенном сегменте рынка, схемы доставки готовой продукции каждой группе и организацию логистического сервиса и т. д. Типовые элементы информационных потоков этого источника представлены в табл. 2.1. Они включают четыре группы информационных потоков: продуктовые требования, стоимость готовой продукции, процедуры заказов и доставки готовой продукции по­требителям. Информационные источники для прогнозирования объема продаж включают в себя такие данные, как:

• ретроспективная информация о продажах конкретного ас­сортимента продукции;

• объемы продаж товаров конкурентов;

• общий объем продаж данного сегмента рынка;

• общий рыночный спрос на готовую продукцию;

• точность и достоверность ретроспективной информации;

• стадии жизненного цикла товара и составляющие логисти­ческих циклов;

• планируемые изменения характеристик готовой продукции:

• планы продвижения товара на рынок;

• ценовые изменения;

• стратегии (маркетинговая, продуктовая) возможных конкурен­тов;

• экономические тенденции в изменении структуры потреби­тельского спроса;

• технологические тенденции в данной отрасли промышлен­ности;

• краткосрочные прогнозы наличия готовой продукции в сис­теме дистрибьюции;

• долгосрочные прогнозы потребности в материальных ресур| сах для изготовления готовой продукции;

• прогноз развития новых рынков и т. д.

Информационные потоки, характеризующие решения в дистрибьюции, можно разделить, в свою очередь, на две большие группы: потоки, характеризующие временные условия операций в распределительной сети, и потоки, отражающие точность и достоверность данных. Информация, уменьшающая неопределенность временных параметров дистрибьюции, включает данные о цикле выполнения заказа (время получения и обработки заказа| формирования отправки на выбранный пункт размещения запасов, время диспетчеризации, мониторинга и т. д.). Временныепараметры транспортировки связаны с выбором схемы доставки, вида транспорта, маршрута, мониторинга транспортировки и т. п. Наконец, длительность цикла получения заказа включает инфор­мацию о пункте назначения и времени прибытия груза, времени погрузки-разгрузки, оформления документов и т. п. Информаци­онные потоки, связанные с уменьшением неопределенности других параметров дистрибьюции, учитывают условия поставки, коли­чественные и качественные параметры выполняемых заказов, требования полноты, точности и достоверности информации при управлении запасами.

Проанализированные информационные потоки для одной функции логистического менеджмента — планирования и одной логистической функции — управления запасами уже дают представление о сложности, многообразии и большой размерности информационных потоков в логистической системе.

 

Таблица 2.1

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Материальные потоки и их параметры | Элементы информационных потоков, отражающих требования потребителей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.